Глава 6. Управление качеством созданных программных систем
Качество ПП – это совокупность его черт и характеристик, которые влияют на способность ПП удовлетворять заданные потребности пользователя. Это, однако, не означает, что разные ПП должны обладать одним и тем же набором свойств с одинаковыми значениями количественных показателей. Как и в случае технических устройств, показатели качества являются противоречивыми, что означает: улучшение одних показателей качества может быть достигнуто за счет ухудшения других. Качество ПП является удовлетворительным, если количественные показатели свойств гарантируют успешное его использование.
Критериями качества ПП являются:
1. функциональность;
2. надежность;
3. легкость применения;
4. эффективность;
5. сопровождаемость;
6. мобильность.
Качество программного продукта должно соответствовать некоторым техническим требованиям. Здесь возникает ряд проблем:
1. Технические требования. Должны одновременно удовлетворять интересам и заказчика и разработчика (н-р, удобство сопровождения).
Сложность в определении и измерении показателей качества.
(н-р, переносимость,удобство сопровождения и эффективность)
3. Сложность в создании спецификации программного продукта. Полнота спецификации не гарантирует получение высококачественного программного продукта.
Управление качеством предполагает возможность независимого контроля за процессом разработки ПО. Сам же процесс управления качеством состоит из трех основных видов деятельности:
1. Обеспечение качества. Определение множества организационных процедур и стандартов.
2. Планирование качества. Выделение подмножества стандартов и процедур и их адаптация к данному проекту.
|
3. Контроль качества. Проведение мероприятий по выполнению нормативных процедур и стандартов качества всеми членами группы разработчиков.
Особенности процесса управления качеством:
- Контрольные проектные элементы в процессе разработки ПО являются основой контроля качества. Это дает возможност своевременного получения информации о проблемах и трудностях.
- Команда контроля за качеством не должна быть связана с группой разработчиков.
Процесс разработки
Стандарты и процедуры
План обеспечения качества
Отчеты по контролю качества
D- контрольные проектные элементы
Рисунок 67 – Процесс управления качеством
ISO 9000- это целый ряд всевозможных стандартов, принимаемых за основу развития систем управления качеством.
Рисунок 68 – Взаимодействие элементов качества
Таблица 23 - Стандарты на продукцию и процесс разработки ПО
Стандарты на продукцию | Стандарты на процесс разработки ПО |
Форма пересмотра архитектуры ПО | Руководство по проведению пересмотра архитектуры ПО |
Структура системных требований | Представление документации по нормативам ЕЭС |
Формат заголовков программ и процедур | Процесс выпуска версии ПО |
Стиль программирования языка JAVA | Процесс утверждения плана реализации проекта |
Формат плана реализации проекта | Процесс контроля изменений |
Форма запроса на изменение | Процесс регистрации выполнения тестов |
|
Советы менеджеру по качеству
1. Необходимо вовлечь программистов в разработку стандартов. Описание стандартов должно содержать не только изложение норматива качества, но и объяснение необходимости выбора именно его.
2. Регулярно просматривать и обновлять стандарты, которые затем помещаются в справочник организации.
3. Подумать, как обеспечить поддержку стандартов программными средствами везде, где только можно.
Стандартные документы имеют четкую последовательную структуру, их легко читать и воспринимать.
Выделяют три основные типа стандартов на документацию:
1. Стандарты на процесс создания документации. Определяют способ создания технической документации
2. Стандарты на документ. Определяют структуру и внешний вид.
3. Стандарты на обмен документами. Гарантируют совместимость всех электронных версий документов.
В плане обеспечения качества отображаются стандарты наиболее подходящие к создаваемому ПО. Предлагается следующая структура плана:
1. Представление продукта. Описание продукта, намечаемый рынок его сбыта, а также ожидаемые свойства.
2. Планы выпуска продукта. Назначение крайних сроков выпуска версий программного продукта, распределение ответственности за его разработку и обслуживание.
4. Описания процессов. Представление процессов разработки и обслуживания программного продукта в ходе выполнения проекта и управления им.
5. Цели качества. Планы и цели обеспечения качества продукта, включая описание наиболее важных его характеристик.
6. Риски и управление рисками. Описание основных видов риска, которые могут оказать влияние на уровень качества продукта, и мероприятия, направленные на снижение рисков.
|
Процесс контроля качества имеет собственный набор процедур и отчетов, которые могут быть использованы в процессе разработки ПО. Они должны иметь четкую структуру.
Выделяют два взаимодополняющих подхода к процессу контроля качества:
1. Группа разработчиков анализирует документацию, сопровождающую программный продукт, проверяет соответствие документа стандартам.
2. Программный продукт и его документация проверяется специальной компьютерной программой на его соответствие стандарту.
В проверку качества включена группа специалистов, которые изучают отдельный этап или процесс разработки в целом. В таблице представлены некоторые типы проверок.
Таблица 24 – Типы проверок
Тип проверки | Основная цель проверки |
Инспекция структуры и программного кода системы | Выявить ошибки в требованиях, в структуре и программном коде. Проверка проводится в соответствии с технологической картой возможных ошибок |
Промежуточные проверки | Предоставить отчет о ходе выполнения проекта. |
Проверки качества | Анализ компонентов продукта и документации для выявления несоответствия между спецификацией и структурой системы. |
Измерение показателей ПО – получение числовых значений определенных показателей программного продукта или процесса его разработки.
Показатели программного обеспечения — это количественные показатели, которые можно измерить и которые характеризуют программную систему, процесс разработки ПО или сопровождающую документацию.
Показатели делятся на два вида: контрольные и прогнозируемые. Контрольные показатели обычно соотносятся с процессом разработки ПО, а прогнозируемые — с готовым программным продуктом.
Процесс измерения показателей ПО, который может быть частью контроля качества, показан на рисунке.
Рисунок 69 – Процесс измерений показателей качества
Процесс измерений состоит из пяти основных этапов:
1. Выбор показателей для измерения. Определяются измеряемые показатели.
2. Отбор системных компонентов. Часто совсем необязательно оценивать показатели всех компонентов программной системы.
3. Измерение показателей компонентов. Это процесс измерения значений выбранных показателей для отобранных компонентов.
4. Определение аномальных данных. Значения измеренных показателей нужно сравнить между собой и с предыдущими измерениями, занесенными в базу данных.
5. Анализ аномальных компонентов. Определив компоненты с аномальными показателями, их следует изучить для выявления возможного отрицательного влияния на качество программного продукта в целом
Показатели качества программного продукта можно разделить на два класса:
1. Динамические показатели, которые измеряются в процессе выполнения программы. Относительно легко измерить время выполнения определенных функций и оценить время, необходимое для запуска системы.
2. Статические показатели, которые отражают статические представления системы, например структуру, программный код или документацию. Статические показатели, как правило, имеют отдаленное отношение к качественным характеристикам ПО.
Вопросы:
1. Понятие качество программного продукта
2. Этапы и особенности процесса управления качеством ПП
3. Основные типа стандартов на документацию
4. Структура плана обеспечения качества
5. Измерение показателей и основные этапы измерения показателей
6. Показатели качества ПП