До недавнего времени бериллий применяли для легирования сплавов на основе никеля, алюминия, в меньшей степени железа. Широко бериллий начали использовать при производстве бсрил-лиевой бронзы, которая находит применение не только в авиационной и ракетно-космической технике.
Из чистого бериллия изготовляют окна рентгеновских трубок, так как бериллий слабо поглощает рентгеновские лучи, а также детали некоторых приборов.
Ядерная техника. Применение бериллия н технике обеспечили, прежде всего, его ядерные свойства. С 1960 года бериллий становится конструкционным материалом.
Потребности ядерной техники привели к росту производства бериллия. По своим ядерным свойствам бериллий является перспективным материалом для изготовления замедлителей и отражателей нейтронов в атомных реакторах. Замедлители должны эффективно уменьшать скорость нейтронов и в то же время не поглощать их, так как в противном случае может прекратиться цепная реакция. Всем этим требованиям удовлетворяет бериллий.
Быстрые нейтроны хорошо замедляются веществами с небольшой атомной массой. Однако водород, литий и бор сильно поглощают нейтроны, претерпевая ядерные превращения. Бериллий же при небольшой атомной массе почти не захватывает нейтроны, I просто замедляет скорость их движения.
В реакторах без отражателя плотность нейтронов у краев активной зоны падает до нуля. Отражатели способствуют более равномерному распределению нейтронов и тем самым уменьшают Критическую массу реактора и увеличивают его мощность. Бериллий - лучший материал для изготовления отражателей.
Бериллий испускает нейтроны при облучении его α-частицами, поэтому его используют в источниках нейтронов. Источники получают прессованием и.спеканием смеси порошков чистых радиоактивных металлов, или их соединений с бериллием. Источники нейтронов широко используются для пуска реакторов, а также экспериментальной технике.
|
Авиационные двигатели. Одна из специфических проблем двигателестроения связана с колебаниями, которые возбуждаются при работе двигателя. Частота этих колебаний пропорциональна величине Е/γ, которая называется частотным параметром.
У бериллия частотный параметр в 2,5 раза лучше, чем у титана, алюминия или стали. Замена этих материалов бериллием позволила бы решить проблему резонанса. При сохранении частоты собственных колебаний на том же уровне можно резко уменьшить массу, сечение и хорду лопаток из бериллия. Благодаря этому, а также высокой удельной прочности, можно изменить конфигурацию деталей компрессора и всего двигателя. Например, повышая концевую скорость вследствие благоприятного значения √Е∕γ и увеличения допустимых значений напряжений в корневом сечении лопатки, можно значительно увеличить πк. Благодаря этому, двухступенчатый компрессор заменяют одноступенчатым с теми же характеристиками.
Снижение массы лопаток ведет к снижению массы диска,, подшипников и корпуса.
Основная проблема применения хрупкого бериллия для изготовления лопаток связана с его сопротивлением ударным нагрузкам и пока что использование бериллия в авиадвигателях не вышло за рамки опытных исследований.
Конструкция самолетов. Для уменьшения аэродинамического сопротивления крыло и другие элементы конструкции должны иметь минимально возможную толщину. При этом на первое место выступает жесткость конструкции.
|
Высокие скорости приводят к повышению температуры, при которой работает конструкция. Модуль упругости с ростом температуры уменьшается. Другая проблема жесткости сверхзвуковых самолетов связана с их вибрациями, возникающими при определенных режимах работы двигателя. Благодаря высокой удельной жесткости, применение бериллия в этих условиях наиболее рационально.
Реально пока что бериллий широко используется в конструкциях авиационных тормозов. Это обусловлено его высокой теплоемкостью, значительной теплопроводностью и малой плотностью. Коэффициент температуропроводности у бериллия высокий: a= l ∕Cγ, где l - коэффициент теплопроводности, С - удельная теплоемкость, γ- плотность материала.
Кроме того, у бериллия высокие износостойкость и размерная стабильность, сопротивление термическому растрескиванию. Благодаря высоким теплоемкости и теплопроводности, температура нагрева бериллиевых дисков значительно ниже, чем стальных, которые к тому же имеют малый срок службы.
К числу положительных эффектов применения бериллия и авиационных тормозах относят: снижение их массы, увеличение срока службы гидросистем и шин благодаря лучшему охлаждению, увеличение срока службы фрикционных материалов, более плавную работу тормозов.
Преимущество бериллия перед другими материалами не только в снижении массы самих тормозов, но и косвенных последствиях, обусловленных выигрышем в массе. Облегчение тормозов позволяет снизить массу колес и, следовательно, их инерцию. Это, и свою очередь, снижает изгибающий момент в стойках крепления, и также массу привода приземления к конструкции крепления крыла, что способствует уменьшению износа колес, увеличению срока их службы.
|
В многодисковой тормозной системе бериллий используют и качестве прокладок между стальными дисками; стальные диски при этом служат для передачи тормозного момента, а бериллиевые сегменты выполняют роль теплопоглощающих элементов.
На самолетах "F-4" использование бериллия в тормозах обеспечило общую экономию около 350 кг.
Применение бериллия в гироскопах явилось одной из первых попыток использования его за пределами атомной техники. Вначале инерциальные системы навигации с бериллием находили лишь военное применение. В настоящее время они используются и в гражданской авиации. В 90% выпускаемых гироскопов высшего класса бериллий идет на изготовление тех или иных деталей.
Приборы инерциальной навигации являются наиболее точны-I ми из существующих механических инструментов. С их помощью определяют систему координат, в которой проводятся измерения и 1 расчеты, поэтому конструкция гироскопа должна быть предельно жесткой и размерностабильной.
Бериллий обладает необходимым сочетанием свойств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к материалам гироскопов. Это низкая плотность, высокий модуль упругости, размерная стабильность, а также совпадение коэффициентов термического расширения бериллия и стали, которая используется для изготовления Р подшипников.
Вследствие высокой стоимости изготовления гироскопов цена I используемых материалов имеет второстепенное значение.
Конструкция ракет. Для увеличения радиуса действия или I полезной нагрузки ракет необходимо увеличить мощность силовой установки или уменьшить массу балластных конструкций.
Наиболее простой путь решения указанной задачи заключает-I ся в использовании более легких, жестких и прочных материалов, в I частности бериллия, тем более, что в реальных конструкциях ракет и условиях сжатия работает до 3/4 всех деталей.
Бериллий является перспективным материалом для ракетных I двигателей малой тяги (до 4500 Н). Здесь он нашел применение для изготовления камер сгорания, сопел и других деталей. В этих приложениях важна низкая плотность, высокая прочность, высокие теплопроводность и теплоемкость. Благодаря сочетанию высоких теплоемкости и теплопроводности бериллиевое сопло не разрушается при рабочей температуре около 3000°С в течение 60-80с.
Кроме проблемы аэродинамического нагрева космического аппарата при запуске и пуске с орбиты необходимо обеспечить тепловое регулирование космического летательного аппарата (КЛА) в процессе космического полета. В космическом пространстве возникают дополнительные источники нагрева помимо тепловыделения внутри корабля - это излучение солнца, а также длинноволновое земное излучение.
Тепловое излучение КЛА осуществляется за счет подбора необходимою соотношения поглощательной и излучательной способности материалов, используемых для изготовления радиаторов. Соответствующим образом обработанный бериллий способен поглощать или излучать в пространство в несколько раз больше те! чем другой материал, при равной массе. Поэтому бериллий является незаменимым материалом для изготовления космических радиаторов, поддерживающих оптимальный тепловой баланс как внутри так и снаружи КЛА