Революционный перелом университета




 

Революция 1917 года оставила противоречивый след в судьбе высшей школы. Еще больше усилилась демократизация. Отменили оплату за обучение, студентам выплачивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был на государственном финансировании. С этого же года в университете создается рабочий факультет, для выходцев из рабочих и крестьянских семей, что бы они смогли получить необходимые для поступления в вуз сумму знаний. Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и другие.

Но это принесло и отрицательные аспекты. Профессора и студенты, которые не приняли новые политические порядки, ушли из Московского университета. Реорганизации 20-30-х годов, тоже действовали отрицательно на университет. Что бы увеличить число специалистов из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты и на их базе созданы самостоятельные вузы. В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет.

Так же была допущена жесточайшая ошибка в построении учебного процесса, был введен "бригадно-лабораторный метод" обучения, отменявший лекции, отдававший проработку материала на самотек студенческим бригадам из 3-5 человек, индивидуальный экзамен заменялся коллективными отчетами бригад.

Но к счастью в 1932 году "бригадно-лабораторный" метод был отменен. Вводили новые учебные программы, меняли режим работы в высшей школе. В 1934 году впервые за долгое время Советской власти были защищены кандидатские диссертации.

Не прошли даром для университета трагические события общественной жизни 30-50-х годов. Идеологический и административный диктат ограничивал свободу творчества, ограничивали контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученые подверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особенно в общественных науках, филологии, кибернетике, биологии были свернуты и запрещены.

Но, несмотря на эти тяжелые времена, университет в целом достиг в эти годы значительных результатов. К 1941 году только на дневном отделении занималось 5 тыс. студентов. Больше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов была еще одним испытанием в жизни университета. «Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном для пополнения командного и политического состава Красной Армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8 (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы.»14 В октябре 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде, а с лета 1942 года - в Свердловске. В Москву университет вернулся только весной 1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года после разгрома фашистских отрядов под Москвой. В годы войны университет выпустил более 3 тысяч специалистов. Ученные Московского университета внесли особый вклад в дело обороны страны и развития её экономики. Ученые Мгу совершенствовали самолетостроение и управление морскими судами. В медицинской практике ввели препарат «тромбин» который ускорял свертываемость крови. Все эти заслуги были отмечены правительством Советского союза

«Свыше тысячи человек награждены в годы войны орденами и медалями СССР и стран антигитлеровской коалиции, а семь были удостоены звания Героя Советского Союза. Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы. »15

Восстановление после войны и дальнейшее развитие страны требовало нового подъема университетского образования. В конце 40-х - начале 50-х годов значительно улучшается материальное положение Московского университета. На Ленинских (Воробьевых) горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия. Лаборатории, аудитории были оснащены лучшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в 5 раз по сравнению с бюджетом до войны.

 


Заключение

 

Московский университет стал одним из крупнейших международных центров подготовки студентов и аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля. Сейчас это Центр международного образования.

Всего с 1917 года по настоящее время Московский университет выпустил около180 тысяч специалистов и около 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения.

Повышение уровня кадров высшей квалификации, поиск научной истины, ориентация на гуманистические идеалы добра, справедливости, свободы - в этом видится сегодня следование лучшим университетским традициям.

В июне 1992 указом Президента Российской Федерации Московский университет получил статус российского автономного высшего учебного заведения. В ноябре 1998 года был принят Устав Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова после широкого обсуждения на Совете Ученых советов МГУ, в состав которого входят члены Ученого совета МГУ, Ученых советов факультетов и институтов, а также советов трудовых коллективов от подразделений, не имеющих Ученых советов.

Московский университет по праву считается старейшим университетом России. Его стены видели самых лучших ученых России. Его история становления является самой уникальной. И посей день Московский университет, является центром науки и образования в России.

 


Список использованной литературы и источников

 

Источники

1. Указ Елизаветы Петровны //https://www.msu.ru/img/ukaz_p1.jpg

2. Письмо М.В. Ломоносова к И.И. Шувалову //https://his95.narod.ru/doc00/mgu_osn.htm

3. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: в 11 т./ Под редакцией С.И. Вавилова. //https://imwerden.de/cat/modules.php?name=books/lomonosov/1.html

Литература

4. Тюличев Д.В. «Прижизненные издания Ломоносова» //https://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1644

5. Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.

Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 -- февраль 1841.

М., "Художественная литература", 1976 // https://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_2120.shtml

6. История России 1.2005/ Д.В. Гутнов «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова: от юбилея к юбилею» // https://www.historia.ru/2005/01/mgu250.htm

7. Белявский М.Т. М.В. Ломоносов и основание Московского университета. М., 1955// https://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo9/lo9-995-.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: