ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНЫХ
С ДЦП старше 7 лет
Фамилия имя отчество | |
Возраст | |
Образование | |
Профессия | . |
Последнее место работы, должность | |
Группа инвалидности | |
Диагноз клинический: |
Жалобы: | |
Знание других языков: | |
Правша, левша, амбидекстр | |
Дата обследования: | |
Ориентировка | |
Критика | |
Эмоциональная сфера | |
Психическая активность | |
Внимание | |
Поведение | |
Утомляемость |
Экспрессивная сторона речи
Самостоятельное высказывание больного в диалоге:
Назовите фамилию имя и отчество? | |
Сколько Вам лет? | |
Где Вы живете? | |
Кем Вы работали? | |
Где Вы работали? | |
Как Вы заболели? | |
Что Вас беспокоит в настоящее время? |
Повторная речь
(повтор отдельных звуков, слогов, слов, фраз)
а) повторение звуков, слогов, серий звуков и слогов
а | У | И | О | Б | С | р | л | ш | л | т | п |
аи | Уа | ои | Ауи | Уио | т-с | б-н | м-р | к-с | п-д | д-т | в-ф |
ф-в | р-н | н-р | р-д-з | ф-к-ч | с-б-т-ж | щ-ч-в-м |
ти | Лу | на | Ра | Па | ге | ив | ут | вил | бун | стро | тпру |
бо-ба-би | би-ба-бо | ба-бо-би | та-да-та | та-та-да | да-та-та |
б) повторение простых, сложных и бессмысленных слов
дом | Лес | Рис | Стол | слон | дорога | водопровод |
Забор | Собор | Запор | половник | полковник | поклонник |
|
Голос | Колос | кораблекрушение | Землетрясение |
Стрептомицин | Брахмапутра | Чунстронцин | Акрахамелот |
в) повторение фраз
Собака лает. | |
Девочка пьёт чай. | |
Студенты едут в университет. | |
На ветке ели гнездо птицы. | |
Сыворотка из-под простокваши. | |
Крыша дома, стоящего на опушке леса, покрыта мхом. |
Нарушения характерные для экспрессивной речи:
усредненность гласных (нарушена лабиализация) | |
недостаток произношения звонких согласных | |
недостаток произношения глухих согласных | |
недостаток произношения мягких согласных | |
недостаток произношения твердых согласных (палатализация) | |
изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазаннасть речи | |
нарушение дифференциации звуков (замены, смешения) |
Исследование моторных функций речи
Состояние и функция органов артикуляции
1. Степень разборчивости речи
Речь невнятная, малопонятная для окружающих | Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная | Разборчивость речи не нарушена (N) |
2. Темп речи
Норма | Тахилалия | брадилалия | запинки | Заикания |
3.Ритм речи
Норма | Растянутый | скандированный | зависит от проявления гиперкинезов |
ДЫХАНИЕ
Свободное | Затрудненное | поверхностное | неглубокое | неровное |
|
1. Физиологический вдох
Глубокий | Недостаточный | короткий | Прерывистый |
2. Физиологический выдох
Продолжительный | Укороченный | наличие гиперкинезов | ригидности |
3.Дифференциация носового и ротового выдоха_____________________________________
4. Наличие нижне-диафрагмального дыхания_______________________________________
5. Речевой выдох
Короткий | прерывистый | достаточный | наличие гиперкинезов | ригидности |
ГОЛОС
N (сильный, звонкий) | |
Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения | |
Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, гипоназализованный, гиперназализованный, дрожащий) | |
Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный, немодулированный, монотонный) |
СИНХРОННОСТЬ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ
N | |
Нарушена |
ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ:
N | |
Нарушена |
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:
Гипомимия | |
нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N) | |
сглаженность носогубных складок | |
Оральные, мимические синкинезии | |
тремор подбородка | |
Асимметрии | |
Гиперкинезы |
ГУБЫ:
Строение
Толсты | Тонкие | N |
2. Тонус
Гипертонус | Гипотонус | дистония | N |
3.Подвижность
Малоподвижные | Подвижные |
ЗУБЫ:
Строение
Крупные | Мелкие | нарушения зубного ряда | протезы | N |
|
Прикус
передний открытый | боковой открытый | прогнатия | прогения | правильный |
ТВЕРДОЕ НЕБО:
Готическое | Низкое | наличие расщелины или послеоперационных рубцов | N |
МЯГКОЕ НЕБО:
Подвижное | Неподвижное | провисающее | длинное | короткое |
ГЛОТОЧНЫЙ РЕФЛЕКС
Сохранен | Нарушен |
ГЛОТАНИЕ
поперхивания при глотании твердой пищи | поперхивания при глотании жидкой пищи | не нарушено |
САЛИВАЦИЯ
Гиперсаливация | N |
ЖЕВАНИЕ
не жует твердую пищу | затруднено | N |
ЯЗЫК:
1. Строение
Толстый | Маленький | широкий | узкий | укороченная подъязычная связка |
2.Мышечный тонус
спастичность, | Паретичность | гипотония | дистония | N |
3. Наличие или отсутствие гиперкинезов ___________________________
4. Тремор и фибриллярные подергивания ___________________________
5. Девиация (отклонение) языка вправо/влево)_________________________
6. Посинение кончика языка_________________________________________
7. Объем артикуляционных движений языка: (строго ограничен, неполный, полный)
Оральный праксис
Выполнение | по инструкции | по подражанию |
высунуть язык | ||
подвигать языком (вправо-влево) | ||
надуть щеки | ||
одну щеку | ||
положить язык на верхнюю губу | ||
положить язык за нижнюю губу | ||
пощелкать языком | ||
Подуть | ||
Посвистеть | ||
Поцокать |
Исследование динамических характеристик речи
· Темп-
· Интонационная выразительность -
· Скандированность -
· Заикание -
НЕЙРОМОТОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА РЕЧИ
· Характеристика судорог - клонические,тонические, клоно-тонические,
тоно-клонические
Судороги дыхательного аппарата - инспираторные, экспираторные, респираторные
Судороги голосового аппарата - смыкательная, вокальная, дрожательная
Артикуляторные судороги - лицевые: смыкательная губ,верхнегубная, нижнегубная, "зияющая", угловая губ, сложная лицевая, нижнечелюстная.
Язычные судороги - судорожный подъем кончика языка, судорожный подъем корня языка, "изгоняющая" судорога языка, подъязычная, небной занавески.
Степень выраженности заикания в различных речевых формах
• спонтанная речь______________________________________
• сопряженная речь ____________________________________
• отраженная речь______________________________________
• чтение ______________________________________________
• пересказ ____________________________________________
• шепотная речь_______________________________________
• ритмизированная речь ________________________________
• стихотворная речь____________________________________
• пение ______________________________________________
Эмболофразия ________________________________________
Антиципации______________________________________________
Сопутствующие движения _____________________________
Степень фиксации на речевом дефекте-----------------------------------
Письмо
Списывание
Галка и голуби
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галчьи. Голуби её узнали и выгнали. Тогда она вернулась к своим. Но те её также не признали и выгнали.
________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Под диктовку (с проговариванием, без проговаривания)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Самостоятельное письмо
написать фразу
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
придумать и записать вопрос
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтение
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.
Исследование интеллектуальных процессов
Решение задач
Хозяйка тратит за 5 дней 15 л молока. Сколько она тратит за неделю?