Основные подходы в изучении государства и права.




(идут попарно, взаимодействуя друг с другом)

· Эмпирический и рациональный, (выделение в научном познании, в данном случае познании правовых и государственных явлений и процессов, эмпирических и теоретических исследований.)

· Логический и исторический. (связаны с восхождением науки от абстрактного к конкретному, они определяют порядок и последовательность выработки определений, понятий, категорий, составляющих содержание государственно-правовой теории)

Эмпирическое исследование - направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента.

Рациональное исследование - связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата государственно-правовой науки и имеет целью всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Оба подхода взаимосвязаны и предполагают друг друга.

Логическое исследование показывает степень понимания исторического,

историческое исследование лежит в основании логического.

Специфика ТГП отдает предпочтение логическому подходу. Какой бы подход в изучении ГиП ни применялся, он учитывает принципиальную философскую мировоззренческую основу, лежащую в фундаменте любой науки. В познании существуют диалектический и метафизический принципы, материалистический и идеалистический методы, гностицизм и агностицизм, монизм, дуализм или плюрализм.

 

7. общенаучные, специальные и частнонаучные методы познания Г и П

1. Общефилософские методы (всеобщие):

a. Идеалистический - первично сознание

b. Материалистический – первично бытие (мировоззрение связано с диалектикой – учением о развитии

2. Общенаучные методы – способы познания, свойственные всем наукам. Анализ, Синтез, Индукция, Дедукция, Системный метод, Функциональный, структурный подход, Социальный эксперимент ()

3. Частнонаучные методы – методы других наук, используемые в ТГП при исследовании Г и П

4. Специальные – приемы и методы познания, используемые только в ТГП (например: формально юридический метод)

 

8. Место и роль ТГП в системе гуманитарных наук.

???

 

9. Место и роль ТГП в системе юридических наук.

Юридические науки делятся на:

· Теоретические (ТГП)

· Исторические (ИППУ, ИОГП, ИГПЗС)

· Отраслевые (Уголовное, гражданское, конституционное право)

· Прикладные (Криминалистика, судебная медицина, судебная психология)

· Организационные (судоустройство, организация прокуратуры)

· Международные (международное частное право)

ТГП имеет

· системаобразующее значение для Юридических наук. (Определяет науки в систему)

· Методологическое значение (Юр. Науки используют методологию ТГП)

ТГП разрабатывает Юридический (понятийный) аппарат, применяемый всеми юр. Науками..

Общее ТГП с историко-правовыми науками (ИГП, ИППУ) в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государства и права конкретно-исторически. В теории же преобладают методы не исторического, а теоретического исследования (например, логический).

По отношению к отраслевым наукам теория государства и права выступает как фундаментальная и обобщающая:

1. Она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.

2. Она исследует вопросы, общие для разных отраслевых наук (норма права, правоотношение, ответственность и др.)

3. Она разрабатывает общие для отраслевых наук методы исследования и правовые категории (основные понятия). В то же время ТГП использует данные отраслевых наук.

 

10. Власть: понятие, признаки, виды. Общество и власть.

Власть – способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, обычая, принуждения (включая прямое насилие).

Власть в обществе порождается потребность управления, необходимостью согласования целей при наличии многообразных интересов, потребностей и ценностей.

Виды власти:

· Неформальная –(малые соц. группы) - в группах, где все знают друг друга. Держится на авторитете (личные качества, заслуги, одаренность)

· Формальная – (в больших организациях) – опирается на внешнее воздействие, на статус органов и должностных лиц.

По сферам жизни:

· Экономическая

· Духовная

· Социальная

· Семейно-бытовая

· Религиозная

· Теневая

· Информационная

· Политическая (особый вид):

§ Государственная (самая высшая и развитая форма)

§ Международная

§ Партийная

§ Муниципальная

§ Региональная

Гос. Власть – отношения господства и подчинения, связанные с управлением, координацией волевых действий, опирается на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства.

ü гос. власть опирается на специальный аппарат управления и принуждения.

ü Располагает монополией на применение легитимного насилия

ü Осуществляет управление обществом на определенной территории.

Методы, обеспечивающие доминирование гос. воли зависит от Соц.интересов и волевой установки сторон.

При совпадении интересов и воли Sub и Ob, бывает достаточно информационного воздействия. При расхождении возможны пути: согласование, стимулирование, убеждение, разъяснение или Принуждение.

 

Структура власти:

 

 

В некоторых властеотношениях Объект=субъекту (Самоуправление)

Властное воздействие – взаимосвязь м/у Субъектом и объектом.

Субъект проявляет свою волю вплоть до навязывания.

 

 

11. Понятие и виды социального регулирования. Власть и социальное регулирование.

Соц. Регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей, с целью упорядочения с помощью персональных регулярных акций (указания, команды) или правила поведения.

Соц. Регулирование – необходимо для наведения порядка и должно соответствовать командам, приказам, решениям отдельных индивидов или соответствовать установленным правилам поведения (нормам, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам).

Виды:

· Индивидуальное – упорядоченное поведение людей посредством персональных регулярных акций, относящихся к отдельным обстоятельствам, конкретным видам.

Виды:

§ Команды

§ Приказы

§ Установки

§ Индивидуальные задания

Используется добровольно или принудительно.

+ учет персональных качеств исполнителя

+ учет уникальных обстоятельств

- проблема каждый раз решается заново – затратность ресурсов.

- отсутствие единства порядка

- наличие субъективизма, произвола.

· Нормативное – упорядоченное поведение людей посредством стандартов, эталонов, образцов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере их деятельности.

+создание единого порядка

+снижение возможности субъективизма

+экономия ресурсов

- то, что является плюсами для инд., но с частицей НЕ

Власть проявляется ч/з соц. Регулирование.

Управление в обществе осуществляется по всем видам соц. Регулирования.

По мере нарастания сложности общественных отношений, значение нормативного регулирования возрастает.

Индивидуальное регулирование является завершающей стадией нормативного регулирования.

Нормативное регулирование осуществляется с помощью соц. Норм (эталонов, образцов)

 

12. Социальные нормы: понятие, виды.

Социальная норма – правила поведения людей общего характера, содержащие меру возможного, обязательного или запрещенного поведения, направленного на организацию общественных отношений, обеспечивающихся в своем действии каким-либо социальным институтом или обществом в целом.

Аспекты понимания нормы:

- нормы, правила, соответствующие истине

- справедливое, правда

- правила поведения людей, эталон, масштаб, образец

- фиксация качественной определенности предмета и явления, которое делает его им самим.

- типичное, массовидное, а не отклоняющееся

И т.д.

Норма – фиксация должного, исходя их сущего.

Признаки соц. Норм:

1. Сознательный и волевой характер

2. Являются регуляторами общественных отношений, т.е. регулируют поведение людей

3. Регулирует типичное массовое распространенное поведение

4. Носят общий характер (распространены на всех, кто попадает под их сферу действий) они неисчерпаемы, действуют многократно и как угодно долго во времени.

5. Имеют определённую форму выражения, содержатся в сознании людей, имеют письменную форму (правовые нормы).

6. Действие норм обеспечивается, гарантируется, контролируется и защищается соответствующим социальными институтами или группами (моральные нормы – обществом в селом).

7. Содержание социальных норм обусловлено социально-культурным, духовно-культурным или экономическим развитием общества.

Основные функции социальных норм:

1. Регулятивная функция (воздействует на поведение людей и приводит его в соответствие с правилами).

2. Охранительная функция (охраняет общество от нарушений, путём указания на возможное наказание).

3. Экспектоционная функция (указывает людям, каковы должны быть ожидания (расписание)если…то).

4. Транслирующая функция (передаёт определённые социальные нормы).

5. Воспитательная (формирует систему ценностей, мировоззрение)

Основные виды социальных норм.

По содержанию: экономические, политические, юридические, эстетические, этические, религиозные, материальные, языковые, обряды, ритуалы, мифы и т. д.

По регулятивным особенностям: обычаи (традиции), мораль, право, корпоративные нормы.

Регулятивные особенности норм зависят от: способов возникновения; форм закрепления; регулятивного воздействия; способов и методов обеспечения и субъектов, обеспечивающих их реализацию.

Регулятивной особенностью социальных норм является то, что они обеспечены властью или авторитетом.

Социальное управление и социальное регулирование опирается на власть, осуществляется властью.

 

13. Общество: понятие, признаки, структура.

Человеческое общество – обособившаяся часть природного мира.

Человеческое общество – продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (эконом., нравственных, религиозных) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм деятельность людей (СССР)

Общество – совокупность индивидов, а также отношений между ними.

Общество – это не хаос, а система, организованное целое, поэтому характеризуется устойчивостью и стабильностью.

Признаки:

1. состоит из людей

2. характеризуется наличием сложно структурированных связей между людьми

3. характеризуется способностью к самоорганизации

4. самодостаточность общества

Виды Человеческого Общества:

1. По степени развитости

a. Первобытное

b. Развитое

c. Информационное

2. По Дж. Локку

a. Естественное (человек человеку волк)

b. Гражданское (произвол ограничен законом)

3. По Попперу

a. Открытые (осн. Ценность – Человеческая свобода)

b. Закрытые (осн. Ценность - безопасность)

4. По Политическому режиму

a. Тоталитарные

b. Демократические

5. Гражданское (относительная независимое от гос-ва общество, способное к самоуправлению. Признание ценности свободы)

Структура ( соц. Институты, соц.организации ) – внутреннее строение общества, отражающее многообразие его элементов или частей, обеспечивающих его целостность и динамизм.

соц. Субъекты: индивиды и их группы.


Деятельность Субъектов: осуществляется в формах соц. Институтов и соц. организация


Деятельность регулируется соц. Нормами, созданными на основе соц. Ценностей.

Соц. Группа -

Подсистемы (сферы):

- политическая

- экономическая

- социальная

- духовная

 

15. Общественная власть и социальные нормы при первобытнообщинном строе.

Государство и право появляются на определённой ступени развития общества.

Эволюционисты: человеческое общество возникло 3-5 миллионов леи назад.

Креационисты - мир носит тварную природу, чел. общество возникло 10–20 тысяч лет назад.

Догосударственное общество – первобытное, первобытно – общинное, родоплеменной строй длился примерно 30 тысячелетий, прошёл несколько периодов:

1. В советской науке

ü Матриархат (Первобытный строй)

ü Патриархат (постПервобытный строй)

2. Периоды на экономической стороне:

a. Присваивающая экономика

b. Производящая экономика

 

3. Периоды (соответствуют формы соц. Организации общества)

a. Раннее (становление первобытного строя)

b. Среднее (зрелость: собственно родовая община, племя)

c. Позднее (распад первобытного общества)

Род – исторически первая устоявшаяся форма объединения людей, семейно-производящий союз, базируется на действительном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности, соц. Равенстве.

Племя – более крупное соц. Образование, которое возникает позже Союза родовых общин, который имеет свою территорию, имя, язык, религию и бытовые обряды.

Объединение общин в племена вызывалось различными факторами: - совместная охота, - совместная защита/нападение.

Разные, но однотипные формы, базирующиеся на родстве:

Фратрии (братство) – искусственное объединение родов, первоначально разветвленные роды. Род – фратрия – племя.

Союз племен – объединения в период разложения первобытного строя с целью обороны/нападения.

Общественная власть – публичная власть. Эта власть, в отличие от государственной власти – Потестарная власть (сила, мощь, власть) –

ü Осуществляется самим обществом и выборными лицами, которые никакими привилегиями не обладают и могли быть отозваны, заменены.

ü НЕ имела Спец. Аппарата управления. Все члены общества в том числе выборные лица, участвовали в производстве и добыче материальных благ.

ü Не оторвана от общества и не стояла над ним.

ü Опиралась на общественное мнение и авторитет выборных лиц.

ü Принуждение носило общественный характер (не было спец. Органов: палачей, тюрем, армий)

 

16. Основные теории происхождения государства

1. Патриархальная теория (Аристотель) - Государство возникло в результате разрастания семьи

2. Экономическая теория (Платон, Сен-Симон) - Государство произошло для защиты экономических интересов

3. Теологическая теория (Фома Аквинский, Теяк де Шарден) - Происхождение государство божественно (библия)

4. Ирригационная теория (Вид Фогель) - Происхождение государства связано с организацией строительства ирригационных сооружений

5. Теория инцеста (Клеви Страс) - Обусловила происхождение государства запрет кровосмешения

6. Патримониальная теория (Голлер) - Патримоницизм – это право обладания на землю

7. Спортивная теория (Артек де Гасель) - Стремление людей заниматься спортом, может привести к возникновению государства

8. Органическая теория (Спенсер) - Государство аналогично биологии человека, так же и возникло (государство возникает и развивается подобно биологическому организму).

9. Классовая теория (Карл Маркс и Фридрих Энгельс) - Государство возникло вследствие антагонистических противоречий между слоями населения (государство возникло на классово-экономической основе).

10. Теория насилия(1) (Дюринг) - Внешние насилие в результате завоевание

11. Теория насилия(2) (Кауцкий) - Внутренние насилие, конфликт внутри

12. Теория специализации (Кашанина) - В результате специализации

13. Теория общественного договора (Локк, Гоббс, Монтескье, Руссо) - Естественное состояние война всех против всех в следствие заключение договора и создание государства

14. Психологическая теория (Л. И. Петражицкий, З. Фрейд, Г. Тард) - Государство возникло благодаря особым свойствам психики человека

 

17. Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства.

Гос-во – суверенная организация концентрированной власти, в пределах определенной территории, охватывающая и официально представляющая все общество, обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои веления обязательными на всей территории.

Гос-во – союз людей на определенной территории, с верховенствующей властью. (широкий смысл)

Гос-во – организация политической (концентрированной) власти (института власти) в масштабах всего общества. (узкий смысл)

Гос-во – союз людей/организация политической власти для всего общества. (общесоциальная сущность)

Подходы к понятию гос-ва:

· Теологический (гос-во создано Богом и его деятельность есть проявление божественной воли)

· Арифметический (классический) – гос-во – сумма трех элементов: территории, населения, публичной власти

· Юридический (гос-во – юр. Явление, субъект права, деятельность которого связана с правовыми нормами и прежде всего с конституцией) – Г. Кельзен

· Кибернетический (гос-во - определяется информацией. Система с прямыми и обратными связями. Осуществление гос.Власти мыслится как движение информации от гос-ва к обществу и наоборот)

· Социологический (Т.Гоббс, Ж. – Ж. Руссо) – особым образом организованное общество.

 

18. Сущность гос-ва. Гос-во и общество

Сущность гос-ва – категория, раскрывающая то, кем и в чьих интересах осуществляется гос. Власть.

Сущность – основное в предмете или явлении, что определяет само существование предмета или явления. При исчезновении сущности, исчезает сам предмет или явление.

Ленин: «при постижении сущности мы должны идти от сущности 1 порядка к сущности 2 порядка, от нее к более глубокому уровню сущности»

1 уровень – Формальная сущность гос-ва. Зависит от подхода: широкий или узкий.

2 уровень – Социальная сущность (содержательная). Показывает, чью волю, и чьи интересы выражает данное гос-во:

· Общесоциальная – гос-во – союз людей/организация полит. Власти для всего общества.

· Групповая (классовая, кастовая) – аристократическая, расовая, религиозная, технократическая, националистическая, олигархическая

· Персоно-центрическая – гос-ва может и должно осуществлять персоноцентрацию, т.е. высшая ценность – права и свободы человека.

19. Признаки и определение гос-ва. Отличие государства от социальной организации первобытного общества.

Признаки Гос-ва:

1. Наличие публичной политической власти.

2. Специальный аппарат управления

3. Территориальная организация населения

4. Гос. Суверенитет.

5. Всеобъемлющий обязательный характер актов гос-ва (собственное законодательство)

6. Наличие гос. Казны (налоги и сборы)

7. Единый язык общения

8. Наличие армии

9. Гос. Символика

10. Единая денежная единица

Гос-во - суверенная организация концентрированной власти, в пределах определенной территории, охватывающая и официально представляющая все общество, обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои веления обязательными на всей территории.

20. Функции государства: понятие и виды.

Функция – зависимость одной величины от другой, определённая работа или деятельность.

Функция – внешнее проявление свойств объекта в каких-либо отношениях.

Функция – исполнение, совершение

Функция государства – основные направления деятельности государства, связанные с достижением целей и решением задач, стоящих пред обществом и государством, в которых выражается сущность государства.

Черты (признаки) функций:

1. Это главные или основные направления деятельности (не сама деятельность, а её направление) иногда под функцией понимается не это, а механизм государственного воздействия на общество.

2. У функции есть цель (конечная точка) и задачи (решение задач – способы достижения цели).

3. В них выражается сущность государства (обще социальная, групповая и идеалистическая).

4. Это устойчивая предметная деятельность государства в той или иной сфере жизни общества (не путать сферы и функции).

5. Функции государства не следует путать с функциями гос.органов. Функции гос-ва реализуются всеми или многими организациями гос-ва, хотя может падать основной объем усилий по организации какой-то функции.

Функции:

- внутренние (внутри государства, страны)

- внешние (вне страны, на международном уровне)

Внутренние: Политическая, экономическая, культурная, правоохранительная.

Внешние: дипломатическая, оборонная, внешнеэкономическая, поддержание культурных связей, борьба с международным терроризмом, экологическая, поддержка русскоговорящего населения в иностранных гос-вах.

Функции:

*основные (экономическая или второстепенные (экологическая)

*Постоянные (экономическая) или Временные (борьба с международным терроризмом)

 

21. Формы и методы осуществления функций государства.

Форма - внешние проявления, которые мы видим в процессе реализации функции – совокупность действий средств и механизмов, опосредующих реализацию функции.

1. организационная форма. Выражается в деятельности государства, не имеющая юридической (правовой) процедуры направленная на решение гос. Задач.

2. правовая форма – система действий и средств, которые имеют юридическое значение, осуществляются в спец. Правовой процедуре, осуществляются властными органами гос-ва.

Реализация функций государства выражается в

· правотворческой деятельности государства (устные нормы права),

· правоисполнительной деятельности (деятельность полномочных органов гос-ва, например: на исполнение функций),

· правоохранительная (исполнимость правовых предписаний) (охрана общественных отношений, обеспечение деятельности правовых предписаний).

Методы (совокупность приёмов и способов) реализации функции:

1. Метод «кнута». Метод принуждения – способ, основанный на воздействии на лицо властными средствами, обеспечивающие его подчинение независимо от его волеизъявления.

2. Метод «пряника». Метод поощрения – способ достижения желаемого результата путём стимулирования.

3. Метод убеждения – способ, направленный на достижение желаемого поведения путём аргументированного информационного воздействия.

4. Метод воспитания – система мер, направленная на формирование полезных моделей поведения.

 

22. Традиции Российской государственности.

Традиции государственности – основные исторически сложившиеся формы поведения, отражающие менталитет, характеризующие особенности связей м/у обществом и гос-вом.

Традиции:

ü Сильная центральная власть. Устойчивая вертикаль власти.

ü Патриотизм (способность пожертвовать собственными интересами ради интересов гос-ва)

ü Приоритет ценности общества перед государством.

ü Патернализм (безынициативность общества, упование на гос-во)

 

23. Происхождение права.

???

 

24. Соотношение (связь) государства и права

Это особенности взаимодействия государства и права.

Два типа связей:

1. Генетический – взаимодействие государства и права при их возникновении.

1-й вариант: Государство по отношению к праву первично, возникло раньше и полностью определяет его дальнейшее развитие.

2-й вариант: право первично по отношению к государству, право определило возникновение государства.

3-й вариант: государство и право возникло одновременно.

2. Функциональный – отражает взаимодействие государство в процессе его существования и развития.

Пути воздействия государства на право:

1) государство устанавливает нормы права;

2) государство исполняет (реализует, применяет) нормы права;

3) государство обеспечивает действие правовых норм.

Пути воздействия права на государство:

1) легализует государственный строй;

2) правовые нормы учреждают органы государства;

3) нормы права оформляю механизм деятельности органов государственной власти.

Государство и право функционально неразрывны (одно не существует без другого).

 

25. Легитимность государственной власти: понятие, признаки, виды. Легитимность и легальность государственной власти.

Легальность и легитимность – это важнейшие характеристики государственной власти, которые характеризуют законность власти.

Легальность –формальная законность, соответствие формирования и деятельности власти порядку, закреплённому в нормах права

Легитимность - законность содержательная, которая характеризует степень поддержки власти населением

Власть легитимна – поддерживается большинством населения страны.

Виды легитимности:

1. Традиционная легитимность - поддержка и признание власти основано на привычном исторически сложившемся порядке, поддерживается обычаями, традициями общества (монархическая власть).

2. Харизматическая легитимность – поддержка власти, основанная на личных качествах и признании лидера, партии, группы лиц.

3. Рациональная легитимность - власть получена в результате процедуры выборов и основана на существующих демократических процедурах (наиболее распространённый вид легитимности).

Легитимная власть – власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного гос-ва, по крайней мере их большинство.

 

 

26. Государственный аппарат: понятие и признаки. Соотношение терминов «аппарат» и «механизм» гос-ва.

Гос. Аппарат – система органов гос. Власти, осуществляющих управление.

Признаки гос. Аппарата:

1. системность – каждый элемент, входящий в гос. Аппарат, занимает четко определенное место в соответствии с его компетенцией и уровнем.

2. имеет четко установленную процедуру или порядок деятельности.

3. деятельность гос. Аппарата обеспечивается наличием спец. Подготовленных гос. Служащих.

4. Деятельность гос. Аппарата обеспечивается финансово-материальными ресурсами.

Механизм гос-ва – система средств, используемая для решения задач гос-ва и реализации его функций.

Механизм Гос-ва – система органов и организаций гос-ва.

Соотношение терминов:

1. Механизм гос-ва и гос. власти не может быть отождествлен – семантически.

2. механизм Гос. Власти Уже, чем механизм гос-ва. – институционально.

 

 

27. Государственный орган: понятие, признаки. Государственный орган и орган местного самоуправления.

Государственный орган – исходная единица или элемент государственного аппарата.

Государственный орган – часть гос. Аппарата, имеющая собственную организационную структуру, выступающая от имени гос-ва в рамках установленной компетенции за счет гос. Средств и ресурсов.

Признаки государственного органа:

1. Состоит из людей (государственных служащих).

2. Выступает от имени государства. Когда государственный орган осуществляет свою деятельность, он представляет государство.

3. Обладает собственной компетенцией (круг вопросов, по которому вправе принимать властные решения).

4. Занимает определённое место в иерархии других органов власти (есть как вышестоящий, так и нижестоящий орган).

5. Имеет собственную структуру (наличие чёткого внутреннего строения).

6. Обеспечиваются финансово-материальными ресурсами государства (орган не должен быть на самоокупаемости).

 

28. Государственные служащие: понятие и виды.

Государственный служащий – лицо занимающее должность в государственной службе.

Должность государственной службы (место в иерархии государственного аппарата, установленное актами меньшей юридической силы в целях обеспечения деятельности государственных должностей)

Государственная должность (определённое место в иерархии государственного аппарата, установленное конституцией РФ или конституцией или уставом субъектов РФ).

Виды Гос. Служб:

ü Гражданская (общая) – деятельность, основанная на организации гос.власти

ü Особая (специальная) – отдельный вид служащих, которые занимают должность спец. Гос. Служб. (налоговая, таможенная, служащие правоохранительных органов)

Государственный служащий – лицо, имеющее определенный правовой статус, т.е. оплачиваемый отпуск, больничный, отдых, комплекс соц.гарантий (обеспечение жильем), в особом порядке пенсия.

Категории гражданских служащих:

- руководители – гос. должность, которой предоставлено право принимать властное решение по организационным и правовым вопросам.

- Помощники/советники – обеспечивают возможность исполнения обязанностей категории «Руководители»

- Специалисты – осуществляют основную организацию деятельности по исполнению решения руководителя.

- Обеспечивающие специалисты – должность, на которой осуществляется деятельность по техническому обеспечению гос. Органов.

 

29. Виды Государственных органов.

1. По способу возникновения:

А) первичные (наследуемые – монархия, либо в установленном порядке – представительные органы)

Б) Производные (создаются первичными – исполнительно-распорядительные органы)

2. По объему властных полномочий:

А) высшие

Б) местные

3. По широте компетенции:

А) общей компетенции (правительство)

Б) специальной (отраслевой) компетенции (министерство образования)

4. По порядку принятия решения:

А) Единоличные (президент)

Б) коллегиальные (парламент)

5. По принципу разделения властей:

А) исполнительные

Б) Законодательные

В) Судебные

Г) контрольно-надзорные

6. По срокам полномочий:

А) постоянные

Б) временные

7. По территориальным пределам действия:

А) Федеральные

Б)Региональные

В) Межрегиональные

 

30. Принципы организации и деятельности государственного аппарата в современном обществе.

1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности госслужащих признавать, соблюдать и защищать их.

2. Принцип демократизма – выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности Гос.органов.

3. Принцип разделения властей (Законодат, Исполн, Судебная) – создает механизмы, минимализирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

4. Принцип Законности – означает обязательность соблюдения всеми гос. Служащими конституции, законов и подзаконных актов.

5. Принцип Гласности – обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных гос.органов.

6. Принцип Феодализма – выражает единство системы Гос.власти, разграничение предметов ведения РФ и субъектов РФ.

7. Принцип профессионализма – создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности Гос. Аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов гос.жизни в интересах населения страны.

8. Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия – обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал Гос.аппарата.

9. Принцип соцетания Выборности и назначаемости – выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в гос управлении.

10. Принцип Иерархичности – органы гос-ва занимают в гос. Аппарате разные уровни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: