ЕВРЕЙСКАЯ НАУКА 19 ВЕКА И КАББАЛА




 

1. В конце 18 - начале 19 века возникает так называемый академический интерес к иудаизму в целом и к еврейской мистике - в частности. Следует подчеркнуть тот факт, что взгляды на Каббалу у еврейских ученых школы Wissenschaft des Judentums во многом опираются на концепции именно христианской Каббалы прошлых веков, во-первых, в своих симпатиях к еврейской мистике, а во-вторых – в отношении к вопросу о ее происхождении. Уже один из первых представителей этой школы Нафтали Крохмаль утверждал, что Каббала - это древнее восточное учение, имеющее сходство с неоплатонизмом и гностицизмом.

 

2. Одним из основоположников научного изучения Каббалы был Михаэль Ландауэр. Однако его вклад касался вовсе не только истории. Его подход можно назвать скорее феноменологическим, чем историческим. Как сторонник и знаток идеалистической философии, Ландауэр впитал в себя некоторые каббалистические элементы, проникшие в нее через христианскую Каббалу (прежде всего - Кнорра фон Розенрота) и швабских пиетистов. Именно этим можно объяснить его настойчивое сопоставление еврейской мистики с неоплатонической философией, а также предпринятый им гигантский труд по символическому толкованию Библии с использованием каббалистической образной системы и методов.

 

3. Первой крупной работой, рассматривающей Каббалу с филологической, сравнительно-исторической и концептуальной позиции, была книга Адольфа Франка “Каббала, религиозная философия евреев”[23], определившая представление о еврейской мистике в Европе на целое столетие, вплоть до появления трудов Шолема. Франк также обнаруживает сильное влияние идей христианской Каббалы; в сущности, он и начинает свою книгу с изложения истории этого, казалось бы, не имеющего прямого отношения к собственно еврейской мистике, учения, тем самым указывая на своих предшественников. Вкратце основные положения Франка касательно происхождения Каббалы можно изложить так: Каббала - древнее учение, предшествующее Александрийской философской школе и христианству; наиболее важные концепции Каббалы исходят от зороастрийцев (халдеев и персов); в то же время, Франк считает Каббалу подлинным средоточием еврейской религиозной жизни:

 

"Мы никоим образом не можем рассматривать Каббалу как некий изолированный факт, случайный для иудаизма; напротив, это его сердце и душа. Ибо если Талмуд охватывает все то, что касается внешней практики и соблюдения Закона, Каббала оставляет за собой область умозрения и самые глобальные и трудные проблемы естественного и Богооткровенного богословия. Кроме того, она способна поднять благочестие людей, проявляя неизменное уважение к их грубым верованиям и научая их пониманию того, что вся их вера и религия покоится на возвышенной тайне"[24].

 

4. Такая позиция стала преобладающей не только в еврейской науке 19 века, она во многом сходна и с отношением крупнейшего исследователя Каббалы века 20-го, Гершома Шолема. Подобный взгляд разделял и современник Франка, крупный знаток еврейской и арабской философии, Соломон Мунк, писавший, в том числе, о влиянии доктрин древнееврейской мистики на неоплатонизм и гностицизм, - доктрин, ставших впоследствии составной частью Каббалы.

 

В то же время нельзя не отметить и иной тенденции в еврейской науке того времени. Ряд крупных еврейских ученых, в том числе такие исследователи Каббалы, как Адольф Еллинек и Соломон Луцатто, критиковали позицию Франка и утверждали, что “сердцем” и “средоточием внутренней жизни” иудаизма еврейская мистика была лишь в период между возвращением из Вавилонского плена и завершением Талмуда. Отметим, что, с одной стороны, таковой была и позиция христианских ученых, утверждавших, что после воплощения Христа иудейская религия утратила свои внутренние основания. В то же время, как признается сам Луцатто, такая реакция носила не столько академическую, сколько религиозную и культурную направленность и была вызвана негативными последствиями саббатианства и неприятием хасидизма. Отрицательное отношение к Каббале у таких крупных ученых, как Генрих Грец, Мориц Штайншнайдер и Соломон Рубин также может быть связано с их реакцией на восточноевропейский хасидизм.

 

Однако в целом отношение еврейских ученых к Каббале в 19 веке можно охарактеризовать как положительное, хотя и достаточно пристрастное. В особенности это касается ранней испанской Каббалы. Враждебно настроенные в отношении саббатианства и хасидизма, критикуя каббалистические элементы в этих учениях, они противопоставляли старую Каббалу этим движениям, утверждая, что она являлась истинным мистическим центром иудаизма, а последние - его профанацией.

 

5. Отметим, что в этом веке были примеры и более глубокого, неполемического отношения к Каббале со стороны людей, изучавших ее не как некое постороннее учение, но как источник личной инспирации. Здесь можно назвать прежде всего еврея-католика и масона Франца Иосифа Молитора (1779-1861) - последнего представителя традиции христианской Каббалы. В течение нескольких десятков лет он изучал каббалистическое учение, прежде всего Зоhар и комментарии к нему. Он был автором знаменитой многотомной “Философии истории”, в которой говорится о Каббале, Божественном откровении и соотношении между язычеством, христианством и иудаизмом. В последнем, 4-м томе этой книги проводится сопоставление еврейской и христианской мистики и делается вывод, что Каббала превосходит мистику христиан, которая является лишь ее затемненным вариантом. Шолем пишет, что “Молитор проявил исключительно точное восприятие каббалистического учения и своей интуицией намного глубже проник в мир Каббалы, чем большинство еврейских ученых того времени”[25]. Отметим, что, по мнению Моше Иделя, именно взгляды Молитора оказали на значимое влияние на Гершома Шолема[26], а через него - на все последующее развитие науки о еврейской мистике в 20 веке.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы видим, что восприятие Каббалы не-каббалистами на протяжении веков было опосредовано постоянным сравнением с более знакомыми им концепциями и идеями. Именно этим объясняется их интерес к периферийным для самих каббалистов вопросам о “происхождении” Каббалы и различных внешних влияниях на нее. В то же время, христианские каббалисты внесли значительный и до сих пор не оцененный вклад в духовную культуру Европы последних веков. В частности, эти идеи оказались очень важны и для еврейской науки о Каббале. К сожалению, очень слабо изучен как сам феномен христианской Каббалы, так и вопрос о собственно еврейских источниках и о его обратном влиянии на еврейскую мистику. Уникальный пример межкультурного и межконфессионального взаимодействия, который дает нам христианская Каббала, на мой взгляд, может позволить нам по-новому взглянуть на многие аспекты таких проблем, как “фатальная заинтересованность” христианства в иудаизме, феномен ряда специфических христианских сект (т. наз. “иудействующих”), единство мистического опыта, традиционализм и “предвечная философия”, и т.д. Все это - предмет будущих исследований.

 

Библиография

1. Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996 (репр. изд. 1900 г.).

2. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. В 2-х тт. Иерусалим, 1989.

3. Franck A. The Kabbalah: The Religious Philosophy of the Hebrews. N.Y., 1940.

4. Ginsburg, Ch.D. The Kabbalah, Its Doctrines... London, 1925.

5. Idel Moshe. Kabbalah: New Perspectives. New Haven, London, 1988.

6. [Knorr von Rosenroth, Ch.] Kabbala Denudata, seu Doctrina Hebraeorum Transcendentalis... T. 1. Sulzbach, 1677.

7. McIntosh Ch. The Rosy Cross Unveiled. Wellingborough, 1980.

8. Patai R. The Jewish Alchemists. Princeton, 1994.

9. Ruderman D. Kabbalah, Magic, and Science. Cambridge, London, 1988.

10. Salecker Kurt. Christian Knorr von Rosenroth. Leipzig, 1931.

11. Scholem Gerschom. Zur Geschichte der Anfaenge der Christlichen Kabbala, in: Essays, tribute to Leo Baeck, 1954, pp. 158-193.

12. Scholem G. Die Erforschung der Kabbala von Reuchlin bis zur Gegenwart. Pforzheim, 1969.

13. Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974.

14. Sefer Jezirah. Uebersetzt un komm. Von G.Postel (Clavis Pansophiae, Bd. 1). Stuttgart - Bad Cannstatt, 1994.

15. Wirszubski Chaim. Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism. Jerusalem, 1989.

16. Yates F.A. The Rosicrucian Enlightenment. St.Albans, 1975.


[1] О христианской Каббале до-ренессансной эпохи см.: Scholem, Kabbalah, 196-197 (см. перевод главы “Христианская Каббала” из этой книги Шолема в журн. “Архетип” (М.), № 2, 1995, сс. 125-130, пер. К.Бурмистрова); Scholem, Zur Geschichte..., 170-179.

 

[2] См. здесь прежде всего фундаментальное исследование Хаима Виржубского (Wirszubski), работы Шолема (Die Erforschung... и Zur Geschichte...); Blau J.L. The Christian Interpretation of the Cabala in the Renaissance (N.Y., 1944), и др. См. также Idel, 262-264, Ginsburg, 205-214.

 

[3] Scholem, Kabbalah, p. 197.

 

[4] Scholem, Die Erforschung..., pp. 8-14.

 

[5] См. Reuchlin J. La Kabbale: De arte cabalistica, trad., notes par F.Secret. Paris, 1973.

 

[6] О влиянии профетической (экстатической) Каббалы Авраама Абулафии на Пико и Рейхлина см.: Scholem, Die Erforschung..., 11-12; Wirszubski, passim.

 

[7] Idel, pp. 5-6; Scholem, Kabbalah, 198; McIntosh, 34-36.

 

[8] Scholem, Die Erforschung..., pp. 14-18; Kabbalah, 198-199. О Постеле см.: Sefer Jezirah, 7-11.

 

[9] Idel, pp. 3-5.

 

[10] См. Ruderman, pp. 139-160. Впрочем, подобные идеи можно найти уже у Фичино, который уже за сто лет до Ягеля в своем трактате “О христианской религии” (1474) отождествлял Зороастра с Хамом, Гермеса с Моисеем и т.д.

 

[11] Из гл. XLVII; см. Idel, 282.

 

[12] См. Св. Ириней Лионский. Творения, сс. 61-62.

 

[13] Idel, 6.

 

[14] О мистических исканиях той эпохи в контексте интереса к Каббале см.: Yates, passim (особ. сс. 67-68, 106-109, 189, 210, 240, 272); McIntosh, 34-36 и др.; см. также: Шолем, Основные течения..., т. 2, с. 48-49.

 

[15] Scholem, Kabbalah, 416.

 

[16] См. Patai, 322-335.

 

[17] См. Kabbala Denudata, t. 1, pars 2, pp. 150-172, 274-292 и т.д.

 

[18] Цит. по: Salecker, 106.

 

[19] См. Scholem, Kabbalah, 96-115, 137.

 

[20] McIntosh, 86; Ginsburg, 222-223.

 

[21] Idel, 7.

 

[22] См. McIntosh, 82-94, 101-117.

 

[23] Franck A. La Cabbale ou la philosophie religieuse des Hebreux. Paris, 1843. См. перевод (правда, весьма неточный) этой книги, выполненный Н.П.Соколовым: “Каббала или религиозная философия евреев”. Казань, 1873. О изучении Каббалы в 19 в. см.: Scholem, Kabbalah, 201-203; Idel, 7-10; Ginsburg, 225-232.

 

[24] Franck A., Kabbalah..., 219.

 

[25] Scholem, Kabbalah, 201.

 

[26] Idel, 284.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: