Примечания к I-у тому.
Примечания к «К читателю»: - 1 -
Примечания к Отделу I. - 3 -
Примечания к Главе 1. - 5 -
Примечания к Главе 2. - 9 -
Примечания к §1. - 9 -
Примечания к §2. - 11 -
Отдел II. - 27 -
Примечания к § 1. - 27 -
Примечания к § 2. - 29 -
Примечания к § 3. - 30 -
Примечания к § 4. - 33 -
Примечания к § 5. - 34 -
Примечания к § 7. - 39 -
Примечания к § 8. - 42 -
Примечания к § 9. - 43 -
Отдел III. - 43 -
Примечания к § 1. - 43 -
Примечания к § 2. - 44 -
Примечания к Выводам.. - 50 -
Примечания к «Схолии». - 51 -
Примечания к Приложению.. - 51 -
Примечания к § 3. - 51 -
Примечания к § 4. - 52 -
Именной указатель. - 58 -
Предметный указатель. - 71 -
Примечания к «К читателю»:
1. Ирмос шестой песни канона октоиха шестого гласа.
2. См. объяснение сего святоотеческого термина в "Основах". Отдел II. § 2. Ангелы.
3. Хотя Пилат был римлянином, но, без сомнения, производил допрос на греческом языке, точнее на так называемом эллинском диалекте, κοινη, который в то время сделался в Римской империи распространенным. См.: Соболевский С. κοινη, «общий» греческий язык (по связи с библейским) // Православная Богословская Энциклопедия. Т. 9. СПб., 1908. Стб. 615.
Греческое выражение передает, таким образом, буквальные слова Пилата, и для знающих этот язык отсутствие члена при αληθεια будет весьма знаменательным (сказуемое тут не играет роли. Ср.: Ин. 14, 6).
Об истине и сомнении в исканиях человечества см.: Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в 12 письмах. М., 1914.
4. Не разрешил ее и автор этого стихотворения <Гейне>. Уже разбитый параличом, находясь при последнем издыхании, когда ему посоветовали обратиться к Богу, он прервал хрипение своей агонии последним в жизни богохульством: «Dieu me pardonnera — c'est son metier»*. (Бог меня простит — это Его обязанность (франц.))Этой кощунственной иронией он и закончил свою жизнь, циничней которой, по словам цивилизованных людей, в нынешнее время еще не было.
|
5. Палеонтология с геологией дают на этот счет довольно определенное идеологическое представление. По крайней мере, факт сохранения интереса и ясно выраженных воззрений на «потустороннюю» жизнь у «ископаемого» человека, то есть человека, оторвавшегося на заре истории от общей семьи, где сохранялось Божественное Предание, и одичавшего, — этот факт устанавливается современной наукой с несомненностью. См.: Munro R. Prehistoric Scotland and Its Place in European Civilisation. Edinburgh, 1899.
-349-
6. См.: "Основы" Отдел III. Гл. 5. § Наука... Цитаты из Дидро и Родионова.
7. יתרון— собственно, «что остается в остачу», «was ubrig bleibt» (Wildeboer G. Die fuenf Megillot. Tubingen, 1898. S. 123. Der Prediger) или что «пребывает всегда тем же», по св. Григорию Нисскому. Ср. также: Siegfried С. Prediger und Hohelied. Handkommentar zum Alten Testament. Her-ausg. N. Nowack. Gottingen, 1898. S. 17.
8. Кюльпе О. Введение в философию. СПб., 1908. Гл. IV. § 33. Задача философии.
9. Ср. начальные слова книги: Флоренский П. Столп и утверждение истины. Но ведь книга эта — единственная в своем роде.
10. Здесь понятие берется не в узком значении Климентовых «Стромат», а в широком — в смысле всего подвижническо-созерцательного уклада первых христиан и следующего за ним периода расцвета ученого монашества IV века.
11. Дело в том, что самые формы и категории мышления классической философии (особенно платоновской) органически ближе по духу к метафизическим предпосылкам христианского миросозерцания, чем новые, кантианские. Но, понятно, отсюда очень далеко еще до того, чтобы говорить, как многие это склонны думать, о разных «заимствованиях», «влияниях» и тому подобном. По существу, христианское любомудрие (φιλοσοφια) — вещь совершенно самостоятельная, и языческая мудрость ничего дать ей не может, а только предоставляет возможность употребить ее внешние формы под «новое вино» Царства Божьего. И лучшие из этих «сосудов» (недаром Платона называют иногда «христианином в язычестве»), наперед, конечно, очищенные и для этого приспособленные (иначе: Мф. 9, 17), иногда служили первохристианским учителям в помощь. Не знаю, понятно ли небогословам то, что я хочу сказать...
|
Однако прошу читателя хорошо запомнить два следующих соборных определения: 1. «Принимающим платоновские идеи за истинные анафема трижды». 2. «Снова дерзнувшим вводить в Церковь Христову платонические идеи и эллинские мифы анафема трижды». (Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891. С. 173; его же. Синодик в неделю православия. Одесса, 1893. С. 17. Троицкий С., проф. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники // Прибавление к Церковным Ведомостям. 1913. №41. С. 1864, прим. 1.)
12. Климент Александрийский. Строматы. Перевод с греческого и примечания Н. Корсунского. Ярославль, 1892. Стб. 477. Кн. IV. Гл. 21.
-350-
13. Древний Патерик. М., 1899. С. 108. Гл. 7, 6.
14. Св. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 1. М., 1892. С. 52-53. Слово 4.
|
15. Подробности см. в "Основах" Отдел III. Гл. 13. § 2. Внутреннее состояние человека, достигшего святости.
16. Св. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. М., 1890. С. 314-315. Слово 78.
17. Там же. С. 476-477. Слово 89.
18. Там же. С. 547. Деятельные и богословские главы, 120. См. еще к данному вопросу: Бщ. Отдел III. Гл. 13. § 2.
19. «Невестоводитель», ο νυμφαγωγος, в первый раз встречается в Библии (Втор. 26, 26). Из Библии это слово перешло с тем же значением, но в духовном смысле, в церковно-богослужебные книги. (Канон в неделю по Рождестве Христовом, песнь 7; ноябрь 24, песнь 4, тропарь 1; сентябрь 25, песнь 4, тропарь 1.)
«Невестоводитель душ» (Минея месячная, ноябрь 9) означает того, кто приводит чистые души к Богу.
20. В издании С. Нилуса это третья глава; впереди идет рассказ Мотовилова об обстоятельствах, предшествовавших самой беседе его с преподобным. См.: Нилус С. Дух Божий, явно почивший на о. Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей, Николаем Александровичем Мотовиловым. Из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова. М., 1903. С. 9 и след.
К текстам Священного Писания, отмеченным в рукописи Мотовилова кавычками, подставлены цитаты из Библии мною; также мною подчеркнуты слова Писания, употребленные преп. Серафимом в беседе, но не отмеченные в рукописи как таковые. К ним также я подготовил цитаты из Библии.
21. Все эти подробности имеют большое значение для второй половины беседы, где передается о явлении Духа Святого. В общем, они говорят также и о том, что все, описываемое Мотовиловым, воспринималось им ясно, в твердой памяти и здравом рассудке и, следовательно, даже с научно-психологической точки зрения, является достоверным фактом.
-351-
22. Посадить своего «служку» на пень, а самому стать перед ним в самом неудобном положении — показывает величайшее смирение, отличавшее в особенности преп. Серафима Саровского.
23. Выражение, характерное для истинно великих древних отцов Египта и Палестины (ср., например, ответы Варсанофия Великого). Хорошо посему Мотовилов назвал преп. Серафима «Великим».
24. Известный святогорец схимонах Сергий описал этот случай в стихах.
25. Символ веры, седьмой член.
26. Далее идет самая интересная часть беседы — как узнать человеку, в Духе ли он, и опытное доказательство сего, явленное Мотовилову по молитве преп. Серафима пришествием и нисшествием па них Самого Святого Духа.
27. См.: Симеон Новый Богослов. Т. 2. С. 209; Древний Патерик. М., 1892. С. 422. Гл. 22.
Примечания к Отделу I.
1. Значение добрых дел для стяжания Св. Духа, то есть для нашего спасения, уже было отчасти выяснено («От автора»), но впредь этому вопросу будет посвящен и весь труд мой.
2. Так как я не собираюсь писать систематического курса догматики,то здесь изложу самое малое и необходимейшее. Этим, однако, не исключается для меня возможность трактовать о таких предмеах, которые может быть, являются и очень специальными, но которыми интересуется недозрелая молодежь — а я ее люблю и мне ее жаль — или которые из-за своей второстепенности мало раскрыты в самих догматиках, но имеют близкое отношение к главным целям моих «Основ».
Еще оговорка. Как увидит читатель дальше — не дело желающего покаяться входить в рассмотрение того, что принадлежит к догматам в собственном смысле и что к «богословским ("школьным", язвительный термин профессора протоиерея П. Светлова) мнениям». См. о различии этих терминов также в книге: Кипарисов В. О церковной дисциплине. Сергиев Посад, 1897. С. 4 и след. Гл. 1. Учение веры и дисциплина в их взаимоотношениях.
-352-
Поэтому я при дальнейшем чтении моего труда прошу читателя одинаково с благоговением и детской простотою относиться как к соборным определениям, так и к частным мнениям святых отцов Церкви, которые, мысля таким образом, стяжали Духа Святого и ныне предстоят престолу Божию. Но можно не обращать внимания на мои личные замечания и иные, не святоотеческие, которые вставлены мною лишь для связи речи и в целях некоего толкования. Я и сам не придаю цены своему мнению и другим его навязывать считаю дерзостью. Я ведь мог и ошибиться где-либо. Но желание мое — чтобы читали и изучали святых отцов! Оттого я не скуплюсь на цитаты. С ними мне нужно познакомить всякого, а не со своими мыслями. Делаю эту оговорку в особенности затем, чтобы предупредить со стороны некоторых упрек, что цитаты часто беру не из «классических» -де духовных авторов (разумею отцов-догматистов первых четырех веков христианства), а из отцов-мистиков. Отвечаю на это: цитатами из первых отцов переполнены у нас все догматики (митр. Макария, еп. Сильвестра, архиеп. Филарета и других), и желающие узнать их легко могут это сделать, но узнать им о богословствовании святых подвижников негде. И так как моя цель, как я сейчас сказал, между прочим, и та, чтобы познакомить желающих с лежавшими до сих пор под спудом творениями аскетов, — цель, следовательно, главным образом, назидательная, — то я цитировал из последних источников, а не из первых.
В конечном счете, для спасения все это не имеет никакого значения, и «отцеживанием комаров» (в евангельском смысле, Мф. 23, 24) могут интересоваться только люди, занимающиеся рациональным «богословствованием», но не стремящиеся жить по заповедям Христа, чтобы достигнуть созерцательного «богословия». Но книги эти писаны не для них.
3. То, что у святых отцов, например у преп. Исаака Сирина (Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 117-133. Слова 25-29), священномученика Петра Дамаскина (Творения. Киев. 1904) и других, является естественным, вытекая из самого понятия религии, у нынешних ученых и философов,
-353-
преимущественно отрицательного направления, является нудным, болезненным — я разумею гносеологическую проблему. Святые отцы рассуждали о познании потому, что в этом заключается существо религии и таинство будущего века (1 Кор. 13, 12); «научники» же (пользуюсь термином еп. Феофана Затворника) выдвигают вопрос о познании со злостной целью, имея в виду критику основных источников христианства и средств религиозного и всякого иного познания.
Верующему надлежит это иметь в виду и при занятии одним и тем же с неверными предметом совершать дело иное, очищая зерно истины от грязной шелухи скверных их лжеучений, помня слова св. апостола Павла к любимому ученику: «О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания» (1 Тим. 6, 20).
Из литературы вопроса (под противоположным моему углом зрения изложенной, но все же так называемой апологетической): Светлов П., проф., прот. Образованное общество и современное богословие. Сергиев Посад, 1902. С. 46-66. См. также: Богословский Вестник. 1901. № 10.
4. Если начать по порядку, с противоестественного, это доставило бы некоторые удобства: во-первых, этот извращенный род богопознания у всех перед глазами; больше того, даже перейдя на вторую ступень, человек долго еще не может освободиться от влияния первого, так что на своем горьком опыте каждый знаком с ним; во-вторых, такой порядок изложения показал бы постепенное развитие и рост духовной жизни человека, показал бы, какие изменения происходят в ней, когда он усовершается и приближается к Богу. Но зато непонятно бы было существо этих изменений и перемен, основные законы и причины, по которым они происходят. Посему более целесообразным представляется придерживаться естественного процесса познания, свойственного нормальному человеку, хотя бы пока в самых основных чертах (тем более что понятие «нормальный человек» потеряло всякий смысл в общежитейском быту и удалилось от своего истинного значения), а затем указать неестественные уклонения от сего процесса как необходимые следствия нарушения основ правильной духовной жизни.
-354-
Примечания к Главе 1.
1. Преп. Исаак Сирин. Творения. Слова 25-29. Св. Иоанн Дамаскин не раз употребляет это выражение: «Знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом». Точное изложение православной веры. СПб., 1894. С. 2, 4. Кн. 1. Гл. 1, 3. Святые отцы, конечно, не сами придумали этот термин, как это принято обыкновенно в светской науке, а взяли из Писания, где, например в Рим. 2, 14, говорится: Языцы, не имуще закона, естеством законная творят...
2. Выражение это встречается, кроме акафиста Пресвятой Богородице (кондак 10), еще раньше у св. Григория Богослова, откуда, без сомнения, и попало в акафист. Но впервые оно, собственно, высказано древнегреческим философом Эмпедоклом.
3. Lueken З. Die Traditionen des Menschengeschlechts... Munster, 1869. О всеобщности религии см.: Рождественский Я., проф. Христианская апологетика. Т. 1. СПб., 1893. С. 231-246.
4. Четьи-Минеи, 4 декабря.
5. Подобным же образом выражаются и в наше время: «наука объяснит», «дело науки выяснить», даже — «наука уже выяснила» и т. д. Но ведь всякому образованному.человеку, не говорю уж — честному ученому, известно, что наука ничего (относительно конечных причин) не выяснила и выяснить не может. Только недоучки и полуграмотные, прочтя две-три брошюрки и запомнив с десяток-полтора иностранных терминов и слов (не зная даже их значения в подлиннике), могут тешиться своим «знанием» и с самоуверенностью возводить науку в нового «бога» (какового желания они и не скрывают).На эту тему можно без конца говорить, но я хотел своим замечанием обратить внимание читателя только на то, что XX век вовсе не служит веком прогресса и не идет вперед, а рассуждает, как деревенские бабки и мамки, притом почти 2000 лет назад. Вся разница только в словах: тогда называли богами каменные и деревянные чурбаны, а теперь — отвлеченную идею, а пожалуй, даже и эти самые камни.
6. Родионов И. Наше преступление (не бред, а быль). Из современной народной жизни. СПб., 1910. С. 123-124.
-355-
7. Из разных номеров газеты «Свет» за 1893-94 гг. Цит. по книге: Астафьев Н. О духе времени. СПб., 1900. С. 70-71. Хотя подобные лирические излияния известны издавна, но безжалостная коса уныния и тоски, бзверия и отчаяния до сих пор косит молодые души. См. статистическую сводку самоубийств в "Основах" Отдел III. Гл 5. § 2. Прогресс или регресс?
8. Состав этого слова показывает, что в нем отрицается понятие Бога. Но здесь необходимо еще поставить вопрос, в каком смысле отрицается, потому что Эпикур, например, учил о богах, но «это был, — как говорит Титман, — конечно, в собственном смысле этого слова атеист». Tittman A. Ueber Supranaturalismus, Rationalismus und Atheismus. Leipzig, 1816. Кар. VII. § 305.
9. К литературе об атеизме (нижецитированной) еще можно прибавить: Глаголев С., проф. Атеизм // Православная Богословская Энциклопедия. Т. 1. СПб., 1903; Hammer-stein L. Begrundung des Glaubens. Th. I. Gottesbeweise und moderne Atheismus. 1905.
10. Мейер, толкуя слово Ьиепй из Еф. 2, 12, говорит, что классическая филология знает три значения этого слова: 1) атеисты, т. е. отрицающие истину бытия Божия; 2) люди безбожные (в значении крайней степени нечестия) и 3) люди, лишенные помощи и покровительства Божия. См.: Беляев А., проф. О безбожии и антихристе. Т. 1. СПб., 1898. С. 26.
11. Св. Афанасий Великий. Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Лавра, 1902. С. 194.
12. Св. Иустин Философ. Вторая апология (Justinus Martyr: Die Apologien Justins des Martyrers. Herausg. Kruger. Freiburg, 1891. Гл.111,'2).
13. См.: Предтеченский А. Что разумнее: вера или неверие? СПб., 1864. С. 56.
Церковный историк Евсевий (Церковная история. Кн. IV. Гл. 15) рассказывает, что перед тем как св. Поликарп Смирнский, любимый ученик св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, должен был быть сожженным, проконсул велел ему отречься от Христа, призвать языческую богиню и сказать: «Погуби безбожных» (разумеется христиан). Но св. Поликарп, возведя свои очи к небу и глубоко вздохнув, указал рукою
-356—
на стоявших тут же язычников и обратился к Богу:
— Погуби безбожных!
Четьп-Минtb, 23 февраля. См. также: Muller. Atheismus devictus, das ist ausfuhrlicher Bericht von Atheisten, Gottesverachtern... Religionsschotern etc.; Frankfurt, 1685. S. 3:
Проконсул сказал Поликарпу: «Атеистов казнят», а тот ему ответил, показывая на язычников: «Казнят вот этих безбожных атеистов».
14. Климент Александрийский. Строматы. Перевод и примечания Н. Корсунского. Ярославль, 1892. Стб. 780-786. Кн. VI. Гл. 18. Кн. VII. Гл. 1.
15. То обстоятельство, что Дж. Бруно, стоя уже на костре, отвернулся, однако, от св. Креста (Распятия — Crucifix),, который ему поднесли, Лауденбах объясняет просто ожесточением, до которого его довели пытки и преследования инквизиции. Laudenbach Fr. Eine liberale Polemik gegen den Atheismus. Frauenfeld, 1869. S. 21.
16. Ср.: Климент Александрийский. Строматы. Стб. 786; Tittmann A. Ueber Supranaturalisinus... Кар. VIII. § 309; Петропавловский И., прот. Общедоступные статьи в защиту христианской веры против неверия. Вып. 2. М., 1898. С. 5.
17. Проф. Беляев полагает, напротив, что такого состояния не бывает, потому что дикарей без религии на свете нет, а что касается до младенцев и идиотов, то «можно думать, что они имеют некоторый религиозный инстинкт». (О безбожии... Т. 1. С. 13-14).
Эту неуверенность в том, о чем человек пишет (постоянно смущающую ученых, когда им приходится принимать на себя за что-либо ответственность), я рассею подходящими сюда словами из одного частного письма еп. Феофана Затворника. «Идиоты — да они ведь только для пас, идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет. Может статься, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов. А дети — все ангелы Божий суть...» (Письма. Вып. 1. С. 155. № 139).
18. Ср.: Пс. 13; 9, 25. На таких именно людей указывает ап. Павел в Послании к Титу (1, 16) словами: Бога исповедуют ведети, а дели отмещутся Его.
19. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 2. Есть и еще более мелкие деления. См.: Кудрявцев-Платонов В., проф. Сочинения. Т. 2. Сергиев Посад, 1898. С. 109.
-357-
20. «Я, признаюсь, не верю, — говорит доктор Арнольд, — в существование убежденнейшего атеиста».
Pearson Th. Der Unglaube, oder die verschiedenen Gestaltun--gen, Ursachen und Beforderungsmittel des Unglaubens. Elber-feld, 1857. S. 3.
21. Vacant A., prof. Dictionnaire de theologie catholique... Paris, 1910. P. 973. Fasc. XXVIII.
22. «Ничего нет... Изучением начал приобретается это совершенное, неоспоримое, доступное одному разуму, знание. Ни моя жизнь, ни то, что мне принадлежит, ни моя личность не существуют», — говорят брамины. Навиль Э. Небесный Отец. СПб., 1868. С. 151.
23. См.: «Санкхья» // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 28.
24. Смирнов А., прот. Курс истории религии. Казань, 1908. С.250-251.
25. Глаголев С., проф. Из чтений о религии. Сергиев Посад, 1905. С. 327.
26. Там же. С. 137. Что думал он о бессмертии, видно из ответа его ученикам: «Увы, единственным следам бытия человека остается его могила...» См. также: Смирнов А. Курс истории религии. С. 194
27. Упоминаемые же имена Брамы и Дэв считаются им не за первопричину всего бытия, а за переходящие формы. Там же. С. 347. Ср.: Oldenberg H. Le Bouddha, sa vie, sa doctrine, sa communaute, Paris, 1903. P. 56-57.
28. Минуций Феликс. Октавий. Гл. VIII. О том же говорит Афинагор в своей «Апологии»: «Афиняне обвинили в безбожии Диагора, который... открыто проповедовал, что вовсе нет Бога». См.: Преображенский П., прот. Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895.
Диагор жил около середины V века до Р. X. В молодости занимался поэзией (дошли до нас два небольших отрывка его стихотворений). Его антирелигиозные издевательства довели его сограждан до того, что они даже назначили награду тому, кто его убьет (Aristophanes. Ορνιθες, 1073 и след, со схолиями), и ему пришлось бежать. Уничтожили и его сочинения. См.: «Diagoras» // Реальный словарь классических древностей по Любкеру. СПб., 1895. С. 393.
29. Минуций Феликс. Октавий. Гл. VIII // Преображенский П. Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895.
30. Ср.: Феофил Александрийский. Книга третья к Автолику, 7 // Там же.
-358-
31. Феофил Александрийский. Книга вторая к Автолику, 4 // Там же.
32. Ланге Фр. История материализма. Т. 1. СПб., 1881. С. 76.
33. Там же. С. 79, 80.
34. Поэма пропитана величайшей ненавистью ко всякой религии, которую Лукреций называет не иначе, как «turpis»*. (Отвратительная, презренная (лат.))
Из многих бранных стихов, направленных против религии, достаточно для образца его ненависти к ней привести следующий: Tantum religio potuit suaderе molorum!** (Сколько зол могла внушить религия (лат.)) Lucretii T. Cari. Do rerum natura. Ed. J. Amar. Parisiis, 1822.1, 102.
35. Ланге Фр. История материализма... С. 121.
36. Pearson T. Der Unglaube... S. 6.
37. О богохульных его выходках можно прочитать в книге: Rosenkranz. Diderot's Leben nnd Werke. Bd. 1. Leipzig, 1866. S. 39.
38. См.: "Основы". Отдел II. §7. О грехопадении прародителей.
39. См.: Ярош К., проф. Вопросы современной морали. Харьков, 1888. С. 13-14.
40. Вольтер. Собрание сочинений. Т. 1. СПб.: Вестник знания, 1910. С. 28-29.
41. Ланге Фр. История материализма... С. 319.
42. Самые обстоятельства издания этой книги переплетены страшнейшей ложью (полное ее заглавие: Systeme de la nature ou des lois du monde physique et du monde morale). Издана она с именем известного по тому времени Мирабо (умершего за десять лет до ее выхода в свет), в Амстердаме, тогда как местом издания указан Лондон. Ланге Фр. История материализма... С. 333.
43. Ярош К. Вопросы современной морали. С. 14.
44. «Справедливо, — говорит на это один апологет, — нужно иметь слишком большую дозу уверенности в бессмыслии образованных людей XIX века, чтобы предлагать им такую головокружительную логику неуследимой для глаз ветряной мельницы». См.: Петропавловский И. Общедоступные статьи... С. 13.
-359-
Однако сам Фейербах никак не соглашается зачислить себя в ряды атеистов, а оставляет этот эпитет на долю тех, которые не признают высшей справедливости, мудрости, блага и тому подобных понятий. См.: Vacant A. Dictionnaire de theologie catholique... P. 1264. Fasc. XXIX.
45. Подробности см. в книге: Введенский Б., проф. Современное состояние философии в Германии и Франции. Сергиев Посад, 1894. С. 69-71.
46. Нет никакой возможности цитировать этого анархиста даже в подлиннике (что, может быть, не так бы резало ухо русского читателя). В новейшее время к нему приближается по стилю кое-где в своих произведениях Фр. Ницше. (См.: Введенский А. Современное состояние... С. 235.) Но последний, как известно, вынашивал свои идеи долгое время в больнице для умалишенных. И Прудона, с христианской точки зрения, несомненно, должно признать явно одержимым бесом хулы. Ибо не в состоянии человек, хотя бы и неверующий, произносить такие богохульства и проклятия по адресу Бога! И никакое ухо не сможет их вынести. Я лично, по необходимости обязанный знакомиться с подлинниками авторов, каковы бы они ни были, и зачитав из этих обращений к Богу два-три слова, не в силах был докончить тирады.
47. Введенский А. Современное состояние... С. 236.
48. Laudenbach Fr. Eine liberale Polemik... S. 17. В качестве иллюстрации припомним применение этих принципов Марком Волоховым в «Обрыве» Гончарова.
49. От расстройства умственных сил происходит атеизм теоретический, а от испорченности сердца — практический.
50. См.: "Основы". Отдел II. §§ 7-9. Грех и его развитие, грехопадение, следствия.
51..Jaugey J. Dictionnaire apologetique de la foi catholique... Paris-Lyon, 1889. P. 270. Материализм имеет столько слабых сторон (особенно в гносеологии и этике; экономический же материализм односторонен и может поражать воображение только полуграмотных недоучек, так как полон логических противоречий и ошибок, объясняя религию и идеи экономическим строем общества, т.е. суживая задачу исследования), что представители его не имеют никакой возможности зачинить эту дырявую плотину; оправившись в одном месте, приходится выдерживать нападение, еще сильнейшее, в другом. Его можно критиковать со всевозможных точек зрения — логической, физической, философской, религиозной, нравственной и прочих. Живучесть его, с одной стороны, объясняется его простотою (Радлов), а с другой — нравственным предрасположением к нему его защитников (Кудрявцев).
-360-
52. Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 153. Слово 23, 34.
53. См.: Табрум А. Религиозные верования современных ученых. Перевод с английского под ред. В. Кожевникова и Н. Соловьева. М., 1912.
54. Кудрявцев-Платонов В., проф. Сочинения. Т. 2. Сергиев Посад, 1892. С. 245-269.
55. Там же. С. 149-196. О взаимоотношениях между нравственностью и религией см.: Городенский Н. Отношение нравственности к религии // Богословский Вестник. 1896. № 11; Линицкий П. Религия и нравственность по Чичерину // Труды Киевской духовной академии, 1881. № 10.
56. Орнатский Ф. Учение Шлейермахера о религии // Труды Киевской духовной академии. 1883; Lasch G. Schleiermachers Religionsbegriff. Erlangen, 1900.
57. Кудрявцев-Платонов В. Сочинения. Т. 2. Вып. 1. С. 1-34. Об источнике идеи Божества. Также см.: там же. Религия, ее сущность и происхождение. Гл. 4, 5.
58. Табрум А. Религиозные верования...
59. Светлов П., прот. Учение Фейербаха о сущности и происхождении религии // Вера и Разум. 1885, № 12, 14, 15.
60. Апостольский П. Происхождение первобытных верований по теории Герберта Спенсера. М., 1877; Lang A. The Making of Religion. London, 1898.
61. Очень старые и никуда не годные догадки, заставляющие краснеть за ограниченность и тупоумие их авторов. См.: Кудрявцев-Платонов В. Сочинения. Т. 2. С. 1-34.
62. Голубинский Е., проф. История Русской Церкви. М., 1901. С. 165, 168-169, 175, 176. Но см. совсем другое освещение дела в книге: Филарет, архиеп. Черниговский. История Русской Церкви (период первый). М., 1888. С. 59-62.
63. Крылатое слово Достоевского, которым он окрестил русский народ, за последнее время подверглось уже насмешкам, как якобы не соответствующее действительности. Но я его прилагаю к той лучшей части русского народа, которую составляют наши святые, подвижники, праведники, девственники, благочестивые мужи и жены-миряне, сонм которых за 1000 лет существования Святой Руси неисчислим,
-361-
имена которых неизвестны и тайным подвигам и молитвам которых мы обязаны тем, что Русь, в самых страшных своих падениях и отступлениях от Бога, еще страшна врагам, еще неумертвима, еще неуязвима в своей религиозности и православии. Раны ее велики, но только внешние, а сердце цело и бьется глубоко-глубоко внутри — так, что и не достать, — любовию ко Христу.
64. См. также: Введенский А. Вера в Бога, ее происхождение и основания.
65. См.: Хрисанф, еп. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Т. 1-3. СПб., 1873-1878; Глаголев С. Очерки по истории религии. Ч. 1. Свято-Троицкая Лавра, 1902; Шантепи де ля СоссейП. Иллюстрированная история религий. Т. 1-2. М, 1899; Dollinger J. Heidenthum und Judenthum. Regensburg, 1857; Orelli C. Allgemeine Religionsgechischte. Bonn, 1899; Luthardt Ch. Die modernen Darstellungen des Lebens Jesu. Eine Beschreibung der Schriften von Strauss, Renan, Schenkel, Keim, etc. Leipzig, 1864; Лютардт Х. Э. Апология христианства. Петроград, 1915.
Примечания к Главе 2.
1. Это понятно, ибо знание, по Евангелию, — не головное знание, а жизнь, проводимая в подвигах благочестия, по заповедям Христа. «Узнать, выучить заповедь» и на языке древних подвижников означало пройти ее на деле. См. замечательные примеры в книге: Руфин, пресвитер. Жизнь пустынных отцов. Свято-Троицкая Лавра, 1898. С. 58. Гл. 9. О пресвитере Коприи и Патермуфии. (Обстоятельства обращения последнего.) Достопамятные сказания. СПб., 1871. С. 66. Об авве Аврааме.
2. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. С. 42. Кн. 1. Гл. XIV.
Примечания к §1.
1. Такие факты, как известные в астрономии «возмущения» планет, еще раз указывают на глубину премудрости Творца и красоту в разноликом единстве движения небесных тел. Этот вопрос стоит в связи с новооткрытой теорией А. Эйнштейна. См.: Эйнштейн А. О специальной и общей теории относительности. Петроград, 1923. С. 104-106; Хволъсон О. Теория относительности А. Эйнштейна и новое миропонимание. Петроград, 1922. С. 99-105.
-362-
2. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Перевод с немецкого С. Франка. М., 1912. С. 40.
3. Там же. С. 58.
4. «Философия свершила свой круг, — говорит Льюис, — и в XIX столетии мы стоим на том же месте, на котором были в V». См.: Погодин М. П. Простая речь о мудреных вещах. М., 1884. С. 89. См. также с. 5, 6, 30-31, 35 и литературу, указанную в примечании.
Кстати, несколько слов о Погодине. Этот замечательный человек, вмещавший в себе целую полустолетнюю эпоху, кипучую по литературной и общественной деятельности (двадцатые—семидесятые годы XIX века), цитаты из указанного сочинения которого (представляющего его задушевные мысли и религиозные чаяния) я постараюсь не раз привести в дальнейшем изложении, был в то же время ревностным и смиренным христианином, что особенно удивительно и дорого. Свою веру он исповедовал горячо, открыто, убедительно. Являясь по образованию целой учено-литературной энциклопедией, обладая светлым, зорким умом и блестящим даром слова, занимая громадное количество ответственнейших и серьезнейших общественных должностей, будучи не лишен и литературного таланта (написал драму «Марфа Посадница», которую до излишества даже расхвалил Пушкин), он в то же время не забывал Бога, помня, что всецело Ему обязан, так как достиг своей чрезвычайной популярности и богатства безо всяких «связей». (Он был из крепостных и начал свою карьеру с низов: был отдан мальчиком в обученье к одному московскому типографщику. Потом чудом выбился оттуда в Московскую первую гимназию.) Разнообразная, полная труда и оживления многолетняя деятельность Погодина нашла своего описателя в лице Н.П. Барсукова, который посвятил биографии этого человека несколько объемистых томов.
«Простая (в полном смысле этого слова) речь» Погодина, упоминаемая мною, одна стоит того, чтобы посвятить ее автору столько строк. Это не много, когда о нем пишут люди целые тома. Не будем бояться, что воздадим этому человеку (почему-то, скажут, «облюбованному») больше, чем следует. Одна спасенная им душа
-363-
(см.: «Простая речь». С. 391-393) — и не одна, конечно,— дороже не только общественного мнения (завистливого к чужой похвале), но и целого мира (Мф. 16, 26). К тому же, я заранее снимаю с себя упрек, который у некоторых (правда только поверхностных) моих читателей, несомненно, появится, что я-де отрицаю и гоню науку, просвещение и т. д. Не науку и просвещение гоню, а то, что прикрывается ложно этим именем, проповедуя безбожие и безнравственность. Не ученых вообще равняю с грязью, а гордостные мысли и самоуверенность научную, которые не позволяют их обладателям быть верными сынами Церкви. А если кто ивнешними знаниями украсится, и духовное рассуждение имеет, тому я всегда готов отдать долг почтения, кто бы он ни был. Погодин взят мною только для примера.
5. Св. Василий Великий. Творения. Ч. 1. М., 1891. С. 221-222.
6. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Беседа 14 на книгу Бытия. СПб., 1898. С. 116.
7. Погодин М. П. Простая речь... С. 20, 24-25; Светлов П. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Т. 1. Киев, 1914. С. 7-9.
Много отзывов и «исповедей», если подойдет сюда это выражение, знаменитых ученых и естествоиспытателей, говорящих о необходимости веры в Бога и созерцании Его чрез творения, собрано в трудах: Табрум А. Религиозные верования..:, Dennert Е. Die Religion der Naturforscher. Berlin, 1903; KnellerK. Das Christentum und die Vertreter der neuen Naturwissenschaft. Freiburg, 1904; Engel H. Die grossten Geister uber die hohsten Fragen. Ausspruche und Charak-terzuge erster (nichttheologischer) Autoritaten des 19. Jahrhunderts. Konstanz, 1905; и др. У нас: Остроумов С., прот. Суждения замечательнейших естествоведов XIX века в защиту христианской веры // Вера и Разум. 1901. № 8, 9.
8. Слова самого св. Тихона Задонского из другого его замечательного творения: О истинном христианстве. Кн. 1. Часть 1. Ст. 1. Гл. 2. О духовной мудрости, CXLVI (Творения. Ч. 2. М., 1889. С. 107).
9. Но это духовное делание нужно отличать от созерцания твари, свойственного исключительно людям совершенным. Ср.: Св. Василий Великий. Творения. Ч. 2. Толкование на прор. Исайю 5, 12. М.,1891. С. 175.
10. Погодин М. П. Простая речь...
-364-
Примечания к §2.
1. Сама наука, как ни противоречит это ее притязаниям, целям и стремлениям, вынуждена поставить вопрос о границах научного познания и сознаться в его относительности. См.: Du Bois-Reymond Е. Uber die Grenzen des Naturerkennes. Berlin, 1876. Ein Vortrag; русский перевод: Дюбуа-Реймон Э. О границах познания природы. Семь мировых загадок. М., 1901.
2. Св. Климент Римский. 1 Послание к Коринфянам. Гл. 43 // Писания мужей апостольских в русском переводе прот. П. Преображенского. СПб., 1895. С. 100. Конечно, дело ясно только из подлинника. (Migne. Т. 1. Col. 296).
3. Шафф Ф. Иисус Христос — чудо истории. Перевод с немецкого. СПб., 1906. Сочинение, заключающее в себе опровержение ложных теорий о Лице Иисуса Христа и собрание свидетельств со стороны неверующих о высоком достоинстве характера, жизни и дел Его. У меня эта цитата из Шаффа, которого нет под руками, взята из книги: Светлов П. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Т. 1. Киев, 1914. С. 122.
4. О состоянии иноческой и церковной жизни в это время, кроме общих трудов по церковной истории и специальных монографий, большею частью сухих и неинтересных (см. цитаты из них в "Основах". Отдел III. Гл. 5. § 5), лучше всего скажут читателю сочные, яркие произведения современных эпохе авторов, читающиеся с захватывающим интересом и насыщенные фактическими данными, без всякого схоластического багажа и нудных «научных» рассуждений. Чудное благоухание от «Луга духовного» блаж. Иоанна Мосха и дивная «Жизнь пустынных отцов» пресв. Руфина сделают для желающего назидаться прочтение «специальных» книжек тягостным и лишним балластом. Есть и другие подобные книги (Патерики, Достопамятные сказания), о которых будет сказано в ином месте. На людей нынешнего времени — если они одержимы гордостью — они (эти книги), впрочем, нагоняют ужас и отчаяние или же вселяют неверие и насмешки (обвинение в легендарности чудес).
5. Св. Афанасий Великий. Творения. Т. 3. Свято-Троицкая Лавра, 1903. С. 214-215. Житие Антония, 44.
6. Руфин. Жизнь пустынных отцов. Перевод с латинского свящ. М. Хитрова. Свято-Троицкая Лавра, 1898. С. XLII-XLIII.
-365-
Нетрудно заметить читателю, знакомому с литературой по истории обществоведения, что вызванные мучительным позывом человека избавиться от окружающего гнета и несправедливой действительности различные так называемые «утопии», зовущие в какую-то свободную «солнечную» страну, списаны с быта иноческих общежитий указанного века и зажаты в клещи языческого гуманизма. Таковы: «Утопия» англичанина Томаса Мора (1516 г.), «Новая Атлантида» Бэкона (1626), «Солнечное государство» итальянца Кампанеллы (1623 г.), «История северамбов» француза Верасса д'Алле (1675 г.) и т.д. вплоть до наших дней. В этих утопиях, а тем более уже при их осуществлении, от первообраза ничего не осталось. Для объяснения этого нужно обратить внимание на следующие черты первообраза: