Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.




Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности вос­питания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного про­цесса в воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагоги­ка. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

а) общие основы педагогики;

б) теория обучения (дидактика);

в) теория воспитания;

г) управление образовательными системами.

Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, со­ставляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошколъную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет.. Особенностью ясельной педагогики является ее взаи­модействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, меди­циной.

Дошкольная педагогика — наука о закономерностях развития, формиро­вания личности ребенка дошкольного возраста. Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым отраслям науки о воспитании.

Педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспи­тательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфиче­ские проблемы получения высшего образования.

Педагогика взрослых и андрогогика изучает особенности работы со взрос­лыми и пожилыми людьми.

Выделяют военную, инженерную, спортивную, теат­ральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т. д.

Каждая из этих педагогик также имеет свой предмет. Например, воен­ная педагогика вскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспита­ния военнослужащих всех рангов.

Закономерности обучения работающих, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии изучает производственная педагогика.

Педагогика профессионально-технического образования представляет со­бой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготов­ки рабочих высокой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспи­тания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования и др.

Существует также специальная педагогика (дефектология). Она исследует за­кономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисципли­ны: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания сла­бослышащих и глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигоф­ренопедагогика умственно отсталых, логопедия наука о нарушениях речи и путях их преодоления и предупреждения.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые част­ные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподава­ния и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-вос­питательных учреждений.

Такова внутренняя система педагогической науки, возникновение но­вых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.

Педагогика тесно связана с такими науками как: философией(философ­ское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования), этикой и эстетикой(они по­могают решению педагогических задач нравственного, эстетического вос­питания, формирования научного мировоззрения), экономикой(в частности с такой ее областью, как экономика образования), психологией(изучающей закономерности развития психики человека), социологией(исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерно­сти социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах), кибернетикой(наукой об управлении слож­ными динамическими системами), медициной (это наука привела к появлению коррекционной педа­гогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом кото­рой является образование детей с отклонениями в развитии).

Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существо­вать обособленно от других наук.

Все это свидетельствует, что педагогика, имея свой предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходя­щего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной чело­веческой личности.

Педагогика использует материалы и данные смежных наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогиче­ской науке.

Таким образом, педагогика является частью общей культуры человече­ства. Разрабатываемые ею концепции образования, воспитания и обучения имеют научную и общекультурную ценность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: