Глава 4.1. Общая характеристика спорта




4.1.1. Спорт как социальное явление

Термин «физическая культура» очень часто сочетается с термином

«спорт», когда говорят «физическая культура и спорт». Спорт в большой ча- сти входит в состав физической культуры, а именно в той части, которая включает большинство современных видов спорта, являющихся высо- коактивными видами двигательной деятельности, приводящей при опреде- ленных условиях к выдающимся показателям физического совершенства ин- дивида. Но спорт в целом не поглощается понятием «физическая культура». Не поглощается уже потому, что спорт включает, кроме двигательно-актив- ных видов спорта, и ряд видов спорта совсем иного типа, которые непосред- ственно не сопряжены с повышенной двигательной активностью (например, шахматный спорт и другие виды спорта, в состязаниях по которым доминиру- ет абстрактно-логическое противоборство соперников). Причем число по- следних довольно стремительно возрастает. Это значит, что понятия «физиче- ская культура» и «спорт» соотносятся друг с другом в соотношении, извест- ном в логике как отношения частичного совпадения (Л.П.Матвеев, 2003).

Нужно учесть в связи с этим, что спорт на уровне высших достижений приобретает характер экспериментальной деятельности, в ходе развертыва- ния которой спортсмен продвигается по новым, неизведанным путям к высо- там человеческих возможностей, путям, не свободным от риска, в том числе риска травм и функциональных нарушений. И хотя научно-методическое и медицинское обеспечение спортивной деятельности стремится нивелировать этот риск, полностью устранить его практически не удается. Для основных же видов физкультурной деятельности такой риск неприемлем. Чтобы яснее ста- ли представления о спорте, обратимся к отображающим его строгим опреде- лениям.

Термин «спорт» не однозначен. Первоначально он означал нечто вроде забав и развлечений, сочетаемых с отдыхом и включавших элементы состяза- ния. Постепенно под мощным воздействием возрождения олимпийских игр и развития других упорядоченных форм состязательной деятельности понятие

«спорт» приобретало строгую определенность. В современной специальной терминологии различают узкое и широкое его определение. В узком смысле спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность.

Это есть деятельность, исторически сложившаяся преимущественно в сфере физической культуры и выделившаяся в форме состязаний как особый тип достиженческой активности, которая выявляется в условиях четко регла- ментированного соперничества и направлена к максимальной реализации до- стиженческих возможностей индивида (его сил, способностей, умений) в упо- рядоченной форме с объективизированной оценкой достигаемых результатов (Л.П.Матвеев, 2003).

Сформулированное узкое понимание спорта как собственно соревнова- тельной деятельности не исчерпывает, разумеется, всей его сути и черт как многогранного социального феномена, включенного в разветвленную систему межличностных, межколлективных и глобальных межчеловеческих отно- шений. Полнее его отображает расширенное понятие, принятое наряду с уз- ким.

В широком смысле понятие «спорт» охватывает собственно соревно- вательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а так- же специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности (Л.П.Матвеев, 2003). Но и такое, расширенное понима- ние спорта, естественно, не исчерпывает всего богатства его конкретных про- явлений в обществе. Его значимость и распространенность в современном мире поистине незаурядны.

Система подготовки спортсмена – представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-со- ревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень го- товности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:

— систему отбора и спортивной ориентации;

— спортивную тренировку;

— систему соревнований;

— внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации

тренировочно-соревновательного процесса.

Спортивная тренировка – является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогиче- ский процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управ- ление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спорт- смена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осу- ществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

В практике спорта широко распространены понятия «спортивная дея- тельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значи- тельно отличаются друг от друга.

Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельно- сти по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования чело- века в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социаль- ными условиями функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность – это специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной

целью которой является установление общественно значимых и личных ре- зультатов.

Конечным результатом соревновательной деятельности является спор- тивное достижение, которое характеризуется количественным или качествен- ным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение — это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведе- ние различного рода соревнований органически вливаются в спортивное дви- жение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение — это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

 

4.1.2. Социальные функции спорта

Социальные функции спорта. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человече- ские отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности лич- ности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженче- скую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имею- щие социально-общественное значение, такие, как функция личностно- направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреатив- ная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной ин- теграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономиче- ская функция.

Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта со- ставляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключает- ся в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спор- тивного результата или места в соревновании.

Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классифика- ционных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным по- казателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей. В отличие от технических эталонов «спортивный эталон» исторически не остается неиз- менным, а все время прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна твор- ческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения (Л. П. Матвеев, 1991). Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необхо- димо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые сред- ства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации своих возможностей в соревнованиях и наиболее эффективно их использо- вать на разных этапах многолетней подготовки, чтобы подниматься все время на новый уровень мастерства. Подобно гигантской творческой лаборатории спорт проторяет таким образом пути к высотам человеческих достижений. Подтверждением этому могут служить слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла о том, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

К социально-общественным прежде всего относят функцию личност- но-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершен- ствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и тру- дового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к прояв- лению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социаль- ной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посред- ством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.

Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он являет- ся также действенным средством физического воспитания, а благодаря заня- тиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма че- ловека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоро- вья, прививаются навыки систематических занятий физическими уп- ражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены.

Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он ни- велирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную уста- лость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.

Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и раз- влечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (мно- гие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение — все это привлекает истинных поклон- ников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоцио- нальностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», по- нятного практически каждому.

Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрели- ще. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевиде- ние, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначи- мым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортив- ной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортив- ных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт яв- ляется одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отно- шений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгруппо-

вые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных от- ношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений состав- ляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело не- малое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популяр- ность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными ин- тересами; народа, нации, государства делают его удобным каналом для воз- действия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий пери- од развития человечества делает спорт фактором развертывания международ- ных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упро- чения мира на земле.

Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном обще- нии. Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как

«Спорт для всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернацио- нальными течениями современности. Следует отметить, что в настоящее вре- мя Международный олимпийский комитет объединяет около 200 националь- ных олимпийских комитетов.

Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значе- ние, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, стори- цей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повы- шении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получае- мые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные органи- зации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества — это здоро- вье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

 

4.1.3. Особенности современного этапа развития спорта

Современному этапу развития спорта присущ ряд особенностей, кото- рые оказывают существенное влияние на организацию подготовки спортсме- нов и ставят перед тренером и спортсменами новые, очень сложные задачи и требования, которые заставляют искать соответствующие формы организации тренировочного процесса.

1. Дальнейшее повышение высокого уровня достижений современных спортсменов требует кардинального усовершенствования как системы подго- товки спортсменов высшей квалификации, так и всей организационно-мето- дической системы многолетней подготовки спортсменов.

2. Исключительно высокая напряженность соревновательной борьбы, связанная с возросшей плотностью спортивных достижений участников круп- нейших состязаний, неизмеримо повысила требования к качеству, стабильно- сти и надежности технического и тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов в условиях частых и ответственных стартов.

3. Квалифицированные спортсмены достигли столь высокого уровня специальной физической подготовленности, что дальнейшее его повышение становится весьма сложной задачей. Необходимо изыскивать резервы повы- шения эффективности специальной физической подготовки и в связи с этим рационализировать систему построения тренировочного процесса в целом.

4. Существенно возросли объемы тренировочной нагрузки, что остро поставило проблему ее рационального размещения в рамках годичного цикла и его отдельных этапов. Вместе с тем стала очевидной необходимость крити- ческого отношения к механическому наращиванию объемов, как способу по- вышения эффективности тренировки. Возникла задача поиска, во-первых, наиболее эффективных соотношений нагрузок различной преимущественной направленности и, во-вторых, новых форм организации тренировки, преду- сматривающих оптимальные условия для полноценной реализации адап- тационных возможностей организма спортсмена на основе рациональной вза- имосвязи между затратами и восстановлением его энергетических ресурсов.

5. Возросла роль науки в решении методических вопросов тренировки. Подготовка спортсменов высокой квалификации связана с весьма существен- ными воздействиями на жизнеобеспечивающие функциональные системы ор- ганизма и выведением их на столь высокий рабочий уровень, что без научных знаний, опираясь лишь на здравый смысл и интуицию, уже нельзя решить сложнейших проблем современной тренировки.

 

4.1.4. Основные направления в развитии спортивного движения

Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям:

1) общедоступный спорт (массовый);

2) спорт высших достижений.

Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

Во многих странах мира эти разновидности включены в движение

«Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.

В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образователь- ные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, ре- креативные, повышения своего физического состояния (кондиции).


Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленно- сти и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, про- фессионально-технические училища, институты и др.).

Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую фи- зическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уров- ня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-при- кладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борь- бы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).

Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготов- ленности людей, которые принимают участие в массовых официальных со- ревнованиях.

В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-ре- креативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоров- ления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.

Спорт высших достижений — деятельность, направленная на удов- летворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повы- шение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне — престижа Родины.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каж- дого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требо- вания к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений. Современный спорт высших достижений также неоднороден. В настоя-

щее время в нем наметился ряд направлений:

1) любительский спорт;

2) профессиональный спорт;

3) профессионально-коммерческий спорт:

— достиженческо-коммерческий спорт;

— зрелищно-коммерческий спорт.

Любительский спорт в настоящее время все больше приобретает при- знаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузоч- ных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.

Представители любительского спорта высших достижений, как прави- ло, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им пра- во называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто

граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти все- гда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпий- ские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.

Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так на- зываемого супердостиженческого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в ка- кой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На си- стему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние опре- деленные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с ма- териальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимо- стью» атлета на «спортивном рынке».

Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.

К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в се- рии кубковых и коммерческих стартов.

Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие ре- зультаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших со- ревнованиях. Главная их задача — успешное выступление в различных куб- ковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.

К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, особенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической под- готовленности и очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.

Промежуточное положение в спортивном движении между общедо- ступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, сек- ций.

По статистическим данным, в Российской Федерации число занимаю- щихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школах следующее:

— начальной подготовки — 70,6%;

— начальной и углубленной специализации — 27,1%;

— спортивного совершенствования — 1,7%;

— высшего спортивного мастерства — 0,45%.

Таким образом, в спорт высших достижений переходит всего около 2% занимающихся.

Из 2 млн детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс. ста- новятся высококвалифицированными спортсменами.

Таким образом, современная система спортивных школ и клубов рабо- тает как на спорт высших достижений, так и на общедоступный (массовый) спорт.

Классификация видов спорта. Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л. П. Мат- веев, 1977):

1- я группа — виды спорта, для которых характерна активная двигатель- ная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и пси- хических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе отно- сится большинство видов спорта;

2- я группа — виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передви- жения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техниче- ским средством и качеством его изготовления;

3- я группа — виды спорта, двигательная активность в которых «жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4- я группа — виды спорта, в которых сопоставляются результаты мо- дельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);

5- я группа — виды спорта, основное содержание которых; определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперни- ка (шахматы, шашки, бридж и др.);

6- я группа — многоборья, составленные из спортивных дисциплин, вхо- дящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

 

4.1.5. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижени- ям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающих- ся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

Достижения в спорте в первую очередь зависят от индивидуальных осо- бенностей спортсмена, уровня научно-технического обеспечения тренировоч- ного и соревновательного процесса и социально-экономических факторов.

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различа- ет задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спор- та требуют от человека проявления определенных способностей, которые вы- ражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися услови- ем успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необ- ходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навы- кам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способа- ми и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным компонентом способностей является ода- ренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе зани- мающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сбор- ной команды в другую, более высокого ранга.

В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-фи- зиологические и психические особенности. Однако высший уровень различ- ных способностей человека всегда является результатом его развития в про- цессе рационально построенной деятельности, а в спорте — системы подго- товки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при ис- пользовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возмож- ность развить определенные способности.

Степень подготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправ- ленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные за- датки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным усло- вием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремлен- ной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следу- ющими факторами: современной методикой тренировки; рациональной си- стемой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; ма- териально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биоло- гическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекоменда- ции и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно гово- рить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и мето- ды восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревнова- тельных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособ- ности.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханиче- ских, электронных) различной конструкции и назначения.

Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффек- тивность функционирования спорта в любой стране зависит от такого факто- ра, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ по- казывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее коли- чество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повыша- ет конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными усло- виями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тре- неров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных соору- жений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повы- шению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

Социальные условия развития спортивного движения и его эконо- мическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые игра- ют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостоя- ния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, об- щей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом мо- гут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и гео- графические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых ви- дов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

Контрольные вопросы:

1. Дайте сравнительную характеристику понятиям «физическая культу- ра» и «спорт».

2. В чем заключается социальное значение спорта?

3. Дайте краткую характеристику понятий «соревнования», «спортив- ная деятельность», «соревновательная деятельность», «спортивное достиже- ние».

4. На какие группы классифицируются виды спора исходя из особенно- стей предмета состязаний и характера двигательной активности?

5. Какие социальные функции присущи спорту?

6. В чем заключается соревновательно-эталонная функция спорта?

7. Какие функции спорта относят к социально-общественным и в чем они проявляются?

8. Дайте характеристику современному этапу развития спорта.

9. По каким направлениям развивается спортивное движение?

10. Какие факторы влияют на динамику спортивных достижений?

 

Глава 4.2. Спортивная тренировка

4.2.1. Цели и задачи спортивной тренировки

Спортивная тренировка понимается как планируемый педагогиче- ский процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его двигательных способностей.

Целью спортивной тренировки является достижение максимально воз- можного для данного спортсмена уровня подготовленности, гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие задачи:

1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможно- стей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выпол- нение соревновательного упражнения и достижение планируемых результа- тов;

3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подго- товленности;

5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необхо- димых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выража- ются понятиями: «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма». Тренированность характеризуется степенью функционального приспособ- ления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которое возни- кает в результате систематических физических упражнений и способствует повы- шению работоспособности человека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выража- ется в повышенном уровне функциональных возможностей его организма, спе-

цифической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков.

Тренированность спортсмена, как правило, подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность приобретается вследствие вы- полнения конкретного вида мышечной деятельности в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: