Подводная лодка «Лембит»




Корабли-герои ВОВ

"Корабли Военно-Морского Флота,
ни при каких обстоятельствах не спускают
своего флага перед противником, предпочитая
гибель сдаче врагам Отечества."

Корабельный устав ВМФ России

Корабль-памятник «ТК-12»

В городе Североморске на площади Мужества установлен корабль-памятник. На его борту – мемориальная доска с надписью: «Торпедный катер № 12. В годы Великой Отечественной войны кораблем командовали дважды Герой Советского Союза А.О. Шабалин и Герой Советского Союза Г.М. Паламарчук». Торпедный катер № 12 вместе с другими катерами типа «Д-3» пришел с Балтики на Северный флот незадолго до начала Великой Отечественной войны. Он имел хорошую мореходность и маневренность, водоизмещение 35 т, деревянный корпус. Вооружение составляли два торпедных аппарата и две зенитные установки. Катер мог развивать скорость до 32 узлов. Этот небольшой, но грозный корабль в трудных условиях Баренцева моря с честью нёс боевую службу.

11 сентября 1941 г. «ТК-12» под командованием А.О. Шабалина вышел на боевое задание. В районе Варангер-фиорда был обнаружен вражеский конвой. Стремительный маневр, точный торпедный залп – и фашистский транспорт исчез в морской пучине. Ни огонь вражеских батарей, ни погоня катеров-охотников не дали результата. «ТК-12» благополучно вернулся на базу. Боевой счет катера увеличивался. Командир «ТК-12» А.О. Шабалин был человеком беспримерной храбрости и железной воли: он много раз водил свой катер на вражеские коммуникации, пробирался в тыл, высаживал разведчиков и совершал смелые десантные операции.

В 1943 г. команду торпедного катера № 12 возглавил старший лейтенант Г.М. Паламарчук. 22 декабря 1943 г. группа торпедных катеров атаковала крупный конвой противника. «ТК-12» на полном ходу прорвал огневую завесу и с короткой дистанции потопил миноносец. Во время атаки катер получил повреждения, но не свернул с боевого курса. Старшина 2-й статьи Гурьев и старший матрос Захаренко под огнем противника устранили поломки. Командир Г.М. Паламарчук, несмотря на тяжелое ранение, по-прежнему управлял кораблем и довел атаку до победного конца. К штурвалу встал боцман Колобов и привел катер в Полярное... Прошитый осколками вражеских снарядов, корабль-памятник замер на высоком пьедестале – оружие славы, свидетельство беспримерного мужества и героизма отважного экипажа.

Пушка крепости Орешек

Морская 45-мм пушка № 1357 409-й батареи 302-го отдельного артдивизиона Ладожской военной флотилии, расчет которой под командованием младшего сержанта Николая Васильевича Конюшкина защищал в годы Великой Отечественной войны Шлиссельбургскую крепость Орешек, находится сейчас в Центральном военно-морском музее.

...Там, где воды Ладожского озера вливаются в русло Невы, напротив г. Шлиссельбург находится маленький островок Ореховый. Воды Ладоги обтекают его двумя быстрыми потоками. Сооруженная на островке больше шести с половиной веков назад крепость Орешек не раз служила защите Севера России от иностранных захватчиков.

В сентябрьские дни 1941 г., когда немецко-фашистские войска, заняв Шлиссельбург («Ключ-город»), замкнули кольцо блокады Ленинграда, Орешек стал преградой на пути врага. Южные стены крепости находились всего в 180 – 200 м от северного берега Шлиссельбурга. Орешек, являвшийся ключом к правому берегу Невы, нужно было удержать любой ценой, чтобы не дать фашистам форсировать реку и соединиться с финскими войсками. В крепости находился небольшой гарнизон из пехотинцев Ленинградского фронта и моряков Краснознаменного Балтийского флота, ядром которого были артиллеристы 409-й батареи (четыре 45-мм и два 76,2-мм орудия) под командованием Петра Никитовича Кочаненкова и военкома Алексея Григорьевича Морозова. 490 дней и ночей балтийские артиллеристы огнем своих орудий отстаивали крепость и защищали Ленинград.

Гитлеровцы засыпали Орешек минами, снарядами и бомбами. От непрерывных разрывов тесную цитадель так заволакивало дымом и пылью, что трудно было дышать. Рушились древние стены, крепостные башни и бастионы, выходили из строя орудия, минометы и пулеметы. Но воины маленького гарнизона крепости Орешек продолжали сражаться... Одним из лучших в батарее был расчет младшего сержанта Н.В. Конюшкина. Он уничтожил 36 пулеметных точек, автомашину с фашистами и подавил более 100 артиллерийских и минометных точек, расположенных на переднем крае обороны противника.

Однажды январской ночью 1942 г. на батарею поступил приказ: подавить огневые точки противника на его переднем крае, обеспечить отряду моряков под командованием майора В.Ф. Маргелова прорыв линии обороны северо-восточнее Шлиссельбурга. Комендоры Орешка открыли огонь прямой наводкой по фашистским огневым точкам. В течение получаса расчет Конюшкина (наводчик Н. Перепелкин, заряжающий П. Соков) уничтожил шесть пулеметных точек. Враг перенес всю силу огня на батарею, но моряки, среди которых было много раненых, свою задачу выполнили. В этом бою артиллеристы Орешка уничтожили 26 огневых точек и большое количество живой силы врага. Наблюдатель краснофлотец Василий Коротков обнаружил автомашину с гитлеровцами, следовавшую в сторону Шлиссельбурга. Орудия Конюшкина и Шелепеня открыли огонь, и через несколько минут автомашина загорелась. Большинство фашистов было уничтожено.

Гитлеровцы решили свести счеты с батареей. 17 июня 1942 г. вновь начался жестокий обстрел крепости, продолжавшийся шесть часов и не утихавший ни на минуту. За это время немцы выпустили по крепости 248 снарядов 220-мм калибра, свыше 1000 других снарядов и мин. Все это время комендоры находились на постах наблюдения и под толстыми сводами Королевской башни. Дважды врагу удавалось зажечь боезапас, имевшийся на острове. И дважды, рискуя жизнью, воины тушили пожар. Когда над крепостью развеялись дым и пыль, гитлеровцы увидели, что над Орешком вновь поднимается красный флаг.

Противник вывел-таки из строя всю артиллерию крепости. Разбитая пушка Конюшкина, заваленная обломками кирпича и камня, была найдена лишь летом 1960 г. во время восстановительных работ в крепости Орешек. Шестнадцать месяцев стоял и выстоял гарнизон героического Орешка. За это время фашисты выпустили по островку Ореховый свыше 50 тыс. снарядов и мин. Врагу наш Орешек оказался не по зубам...

Подводная лодка «Лембит»

«Бессмертной субмариной» называли в годы Великой Отечественной войны моряки Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) подводную лодку «Лембит». Она была названа в честь героя эстонского эпоса, возглавлявшего в XIII веке народное восстание против немецких феодалов, жестоко угнетавших эстонский народ. Семь боевых походов – прорывов через немецко-фашистские противолодочные рубежи, круглосуточно прикрывавшиеся воздушными и корабельными дозорами, – успешно совершил героический экипаж лодки на Балтике. По уточненным данным, фашисты потеряли от мин и торпед «Лембит» свыше 20 кораблей и судов, в том числе и подводную лодку «U-479», которая была таранена нашей подлодкой.

Подводный минный заградитель «Лембит» был построен в 1937 г. В состав КБФ вошел в 1940 г. Первым командиром лодки был капитан-лейтенант В.А. Полещук, а в сентябре 1941 г. его сменил старший лейтенант А.М. Матиясевич. Уже в августе 1941 г. в районе острова Борнхольм – на путях движения вражеских судов – «Лембит» выставила пять минных банок, по четыре мины каждая. Вскоре на этих минах подорвались и затонули вражеские транспорт водоизмещением 5800 т, железнодорожный паром (2459 т) и фашистское учебное судно «Дойч-ланд» (10 тыс. т). Это были первые боевые успехи экипажа.

Особое мужество и мастерство экипаж проявил в бою 11 сентября 1942 г. Около полудня подводная лодка капитан-лейтенанта А.М. Матиясевича атаковала конвой из восьми транспортов, шедших под охраной четырех сторожевых кораблей и нескольких катеров. Двумя торпедными залпами были потоплены два транспорта противника. Командир решил атаковать оставшимися торпедами концевой транспорт каравана. Однако завершить маневр для выхода в атаку не удалось. Вражеский сторожевой корабль полным ходом шел на лодку. Уклоняясь от таранного удара, Матиясевич увел «Лембит» на глубину. Вслед посыпались глубинные бомбы. Одна из них разорвалась недалеко от правого борта лодки.

«Лембит» содрогнулась от сильного внутреннего взрыва. Это взорвались газы аккумуляторных батарей, расположенных в кормовой части третьего отсека. На лодке вспыхнул пожар. Отсеки наполнились едким газом и удушливым дымом. В трюм начала поступать забортная вода. Вышли из строя многие приборы и механизмы. Погас свет. Подводная лодка, лишившись хода, стремительно погружалась и на глубине 36 м легла на грунт. Многие моряки были ранены и обожжены. Были контужены командир лодки А.М. Матиясевич и комиссар П.П. Иванов.

Несмотря на тяжелое положение, подводный корабль выжил. Вскоре пожар был ликвидирован, электрики дали свет, надежно заделана пробоина в корпусе. В лодку перестала поступать вода. Постепенно мотористы, трюмные и электрики вводили в строй поврежденные механизмы. Мужество не было отличительной чертой. Так вели себя все. Главный старшина Ф.Н. Галиенко был ранен очень тяжело. Ослепшего, с раздробленными ногами, перенесли его товарищи во второй отсек. Однако, понимая, как нужна лодке связь, радист попросил перенести его в поврежденную взрывом радиорубку. Превозмогая боль, на ощупь, Галиенко с молодым радистом С.П. Проданом устранял повреждения в радиоаппаратуре. И рация ожила. Из Кронштадта было принято сообщение, что гитлеровцы выявили часть лодочных фарватеров и заминировали их. Возвращаясь в базу, лодка благополучно миновала эти фарватеры...

За успешные боевые действия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 г. подводная лодка «Лембит» была награждена орденом Красного Знамени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: