Познавательно-творческий проект
«Превращение бабочки»
Участники проекта: Дети младшей группы, воспитатель и родители.
Срок реализации проекта: 3 месяца.
Тип проекта: познавательно – творческий,краткосрочный.
По форме реализации: групповой.
Возраст детей: 3-4 года.
Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
показать этапы развития бабочки
формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;
учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.
Оборудование:
• контейнер для выращивания,
• сахар.
• гусеница.
Выполнение опыта:
1. Поместить гусеницу в контейнер, положив ей несколько листочков тех растений, которыми она питается (посмотреть в атласе насекомых).
2. Поместить контейнер в затемненное место.
3. После окукливания наблюдаем за тем, как бабочка будет вылупляться.
4. После появления на свет бабочку надо кормить сладкой водой или мёдом.
Способы и методы представления:
занятия и беседы познавательного характера,
дидактические игры,
рассматривание иллюстраций,
фотографий в познавательных книгах,
наблюдение,
чтение произведений художественной литературы,
просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».
Художественно-творческая деятельность (лепка бабочек из соленого теста, аппликация «Веселая гусеница», участие детских творческих работ во всероссийских конкурсах).
Актуальность
Лето это удивительная пора, когда можно увидеть и узнать много нового и интересного! Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Однажды, во время прогулки, ребята нашли гусеницу.но некто не знал как называется эта гусеница и в кого она превратиться. А часть из присутствующих детей, испугались и предложили уничтожитьгусеницу!
Дети стали задавать много вопросов: «Кто эта,гусеница?», «Опасна ли она?», «В кого она превратиться?», «Как она превращается?» и т.д..
Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено на базе МБДОУ «Детский сад № 33» организовать и провести познавательно-творческую творческую работу с детьми группы №1, в рамках реализации проекта «Превращение бабочки»
Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.
Новизна проекта заключается в том, что он составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемый результат
Для детей:
Имеют элементарные представления:
· О бабочках, их строении и видовом многообразии.
· Пользе и вреде в природе.
· Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
· Развитие творческих способностей родителей.
· Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
· Педагогическое просвещение родителей.
Для педагога:
· Повышение уровня педагогической компетентности.
· Профессиональный рост.
· Повышение качества работы с детьми и родителями.
· Пополнение наглядно – дидактического материала группы №1. «Сказка».
Этапы реализации проекта
Подготовительный
На подготовительном этапе с детьми и родителями проводилась работа по следующим направлениям:
· подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала;
· знакомство детей с произведениями художественной литературы;
· прослушивание аудио - сказки А. Чайковского «Вальс цветов», «На лугу»;
· пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Бабочка»;
· разучивание стихотворения «Малютка бабочка»;
· загадывание загадок;
· дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
· сотрудничество с семьей: консультации «Как на прогулке увидеть красоту бабочки?», «Правильное отношение к природе начинается в семье»;
· помощь родителей в оформлении информационно – познавательного альбома «превращение бабочки».
Аналитический
В целях систематизации воспитательно - образовательного процесса с детьми мной был разработан календарно – тематический перспективный план.
Срок проведения | Мероприятие | Цель | Взаимодействие с семьей | Взаимодействие с педагогами |
1 неделя | Рассматривание иллюстраций альбома «Превращение бабочки». | познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки. Развивать познавательный интерес к жизни бабочек в природе, активизировать словарь новыми словами: кокон,окуклица. Познакомить с разными названиями бабачек. | Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Бабочка-красавица». | педагогическая копилка: знакомство педагогов с картотекой дидактических игры и упражнений закрепляющих представления детей о жизни бабочек в природе. |
Рассказ воспитателя: «Дружная семья бабочек». | Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек. сформировать элементарные представления детей о строении тела бабочки (имеет усики, шесть ног, три части тела). Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе. | |||
Чтение стихотворении: «Малютка бабочка» (Людмила Мелехова), «Бабочка - красавица» (Светлана Антонюк). | Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе. | |||
Прослушивание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка». | Учить определять темп и характер музыки, предложить детям угадать, какое насекомое летает по цветочной поляне. | |||
Упражнение: «Танец бабочек». | Развитие физиологического дыхания. | |||
Рисование ладошкой «Бабочки – красавицы». | Учить нетрадиционной техникой рисования передавать в рисунке характерные черты строения насекомого бабочки. | |||
2 неделя | Беседа «Чудесные превращения». | Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему и наблюдение за гусеницей. воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете. | Привлечение родителей к созданию видеотеки: «Уроки природы для дошколят» (Жизненный цикл бабочек). | Консультация «Наблюдение на прогулке за бабочкой». |
Пальчиковая гимнастика «Гусеница». | Развивать мелкую моторику пальцев рук, познакомить с особенностями передвижения гусеницы по листочку. | |||
Дидактическая игра «Угадай по описанию». | Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек. | |||
Аппликация «Веселая гусеница». | Закрепить представления детей о строении, внешнем виде и способе передвижения по листу гусеницы, учить детей располагать предметы на листе в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |||
Просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». | Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении бабочек. Доставить детям радость от просмотра, учить делиться впечатлениями. | |||
3 неделя | Наблюдение на участке группы за бабочками. | Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду, правильно называть. | Совместная творческая работа родителей и детей «Придумай наряд для бабочки - красавицы» (оформление детских поделок из соленого теста. | Мастер класс «Лепим бабочку из соленого теста». |
Подвижная игра «Бабочки и цветы». | Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения к бабочкам. | |||
Лепка бабочек из соленого теста. | Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание; закрепить ранее приобретенные представления о строении тела бабочек, развивать мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к бабочкам. | |||
4 неделя | Беседа «Для чего нужны бабочки?» | Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе. | Помощь родителей в проведении всероссийского конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку красавицу», организации выставки детских творческих работ «Бабочка красавица». | Презентация познавательно-творческого проекта «Бабочка красавица» на Педагогическом совете ДОУ. Отчет о проделанной работе. |
Развивающая игра «Внимательная бабочка». | Развивать зрительное восприятие и внимание детей. | |||
Загадки, которые мы любим. | Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы подсказки. | |||
Игра «Кто назовет больше действий?» | Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе. | |||
Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек, их разнообразии. Роли в природе и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе. |
Перспективный план реализации проекта «Превращение бабочки»
Практический
При реализации на базе МБДОУ «Детский сад № 33» практического этапа познавательно-творческого проекта «Превращение бабочки» были применены следующие способы, методы и средства организации видов детской деятельности:
Способы | Методы | Средства |
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение на прогулке за бабочкой, наблюдение за превращение бабочки из гусенницы развивающие игры: «Внимательная бабочка», «Чего не хватает?», «Угадай бабочку?», «Чудесные превращения и т.д.», проблемные ситуации: «Как появляется бабочка?», «Для чего нужны бабочки?». | Игровой Наглядный Моделирования Показ Беседа Диалог. | Альбом «Бабочка - красавица», схемы - модели «Насекомые», наглядно-дидактическое пособие «Насекомые», дидактические игры из серии: «Приключения бабочки», видеотека мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». |
На практическом этапе реализации мы старались поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Были созданы условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности. При реализации проекта мы использовали следующее направление поддержки детской инициативы: инициатива как целеполагание, т.е все дети участвующие проекте были включены в разные виды продуктивной деятельности – понятие о превращении гусеницы в бабочку мы закрепили в аппликации «Веселая гусеница», в лепке из соленого теста «Бабочек - красавиц» дети окончательно усвоили полученные знания о строении и внешнем виде бабочек, в изобразительной деятельности ребята в своих рисунках, показали удивительную красоту и совершенство прекрасного творения природы - бабочек.
познавательная инициатива была реализована детьми при совместном составлении и оформлении информационно - познавательного альбома «Бабочка - красавица», во время дидактических игр из серии «Приключения бабочки», занимательных бесед и познавательных наблюдении, отгадывании загадок, чтении сказок и т.д.
А самое главное,что дети смогли увидеть чудо природы-превращение бабочки из гусеницы.
Презентационный
Продукт проектной деятельности - детские творческие работы. Были представлены:
· Информационно-познавательном альбоме «Бабочка - красавица»;
· Выставке детских творческих работ из соленого теста «Бабочка-красавица»;
· Во всероссийском конкурсе детского рисунка.
Заключение
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у детей:
· развитию наглядно - образного мышления,
· памяти,
· речи,
· внимания,
· творческого воображения,
· вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности,
· формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.