Политика государства в области занятости




Формирование механизма регулирования занятости предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости.

Государство может использовать два типа регулирующего воздействия:

1) пассивный; 2) активный.

Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми в документах МОТ, являются следующие:

- добровольность занятости;

- равные возможности занятости для всех граждан;

- содействие трудовой мобильности;

- социальное партнёрство как осуществление государственной политики при взаимодействии с профсоюзами и союзом работодателей;

- обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием средств на определённое возмещение безработным их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах.

Первая форма - социальное страхование по случаю потери работы. Оно предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учётом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют более чем в 70% развитых стран и являются основными источниками помощи при потере работы.

Вторая форма - вспомоществование - применяется чаще по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи. Конкретные размеры выплат пособий по безработице различны в различных странах. Так, например, в Японии они составляют 60-80% от заработка, во Франции - 40, в США - 50%. Срок, в течение которого выплачивается пособие, тоже разный: в США - 7 месяцев, в Германии - 14. В Республике Беларусь согласно Закону о занятости (ст.18) пособие по безработице выплачивается безработным, не получающим других пособий и пенсий со дня обращения в службу занятости. Размеры колеблются от 100 - 90 - 70% средней заработной платы в первые 13 календарных недель до 75 - 70 - 50% в последующие 13 календарных недель в зависимости от ряда конкретных условий.

Активный тип политики занятости и воздействия на безработицу означает активное воздействие на состояние рынка труда. Государство использует при этом два основных метода воздействия: 1) повышение спроса на рабочую силу; 2) сокращение предложения рабочей силы.

Первый метод осуществляется мерами как общеэкономического характера, так и мерами по созданию нетипичной занятости.

Общеэкономическими мерами повышения спроса рабочей силы выступают:

- установление большей свободы и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условия приёма-увольнения, графики работ);

- льготное налогообложение там, где необходимо увеличение спроса рабочей силы;

- кредитные льготы для тех предприятий, которые повышают спрос на рабочую силу;

- государственные выплаты предприятию за новые рабочие места;

- дотации при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодёжь, инвалиды);

- обучение и переобучение.

Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются:

· общественные работы;

· надомные работы;

· разделение рабочего места;

· занятость по вызову и др.

Общественные работы, используемые всё шире, берут своё начало со времён «великой депрессии». Они появились в США там, где существовала необходимость трудоёмких работ, не требующих специальной квалификации. Затем общественные работы стали проводиться и в социальной сфере: уход за инвалидами, престарелыми, дошкольниками. Главная их цель - включение безработных в активную трудовую деятельность. Занятые на общественных работах получают заработную плату, как правило, не меньшую, чем 1/3 средней по стране.

Общественные работы - это общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие специальной профессиональной подготовки, выполняемые на основе трудового договора и содействующие включению безработного в сферу трудовой активности.

Второй метод, применяемый при активном типе регулирования занятости, в отличие от первого, основан на мерах по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Они проводятся по ряду направлений.

1.Расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку.

2.Повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми, что должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.

3.Введение учебных и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечит её большую продуктивность завтра.

4.Увеличение пенсий. Повышение материального благосостояния людей пенсионного возраста оттягивает с рынка труда определённую долю рабочей силы старшего возраста.

5.Введение частичных и досрочных пенсий при сокращённом режиме работы или при досрочном оставлении её. Такие меры также способны снизить давление предложения рабочей силы на рынке труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: