Отчет
О прохождении летней практики учебная II (по зоологии)
Выполнила:
студентка группы 10БИО (с) АМБМ
_____________ Кривовязова А. В.
Проверила:
_______________ Левкина Е.В.
г. Бузулук 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
План практики……………………………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………………………..7
Список использованных источников…………………………………………….9
Приложение А……………………………………………………………………10
Приложение Б……………………………………………………………………11
Приложение В……………………………………………………………………12
Приложение Г……………………………………………………………………13
Приложение Д……………………………………………………………………14
Введение
Зоология – наука о животном мире. Она изучает строение, поведение, размножение, развитие живых организмов, их происхождение, а также классификацию, взаимодействие и взаимоотношения с окружающей средой, значение в природе и жизни человека, часть биологии, многообразие, общие закономерности, индивидуального и исторического развития.
В целом курс «Зоологии» относится к таксономическим дисциплинам, которые выделяются в связи с разнообразием органического мира. Это одна из эмпирических наук, концентрирующих результаты познания реальности в закономерностях и обобщениях.
Последовательное рассмотрение типов и классов соответственно естественной системе – от низших к высшим – не только даѐт представление о функционировании и строении отдельных организмов, формирует представления о биологическом многообразии и специфике различных групп животных, но позволяет проследить их возникновение и родственные связи, выявить роль факторов эволюции. Кроме того, курс включает описание особенностей поведения животных, образования «надорганизменных систем» – популяций и сообществ, выясняет их роль в жизни биоценозов и значение для человека. Такой курс способствует формированию эволюционно-биологического мышления, необходимого для овладения основами других биологических наук.
Курс зоологии позвоночных тесно связан с курсом зоологии беспозвоночных, а также с курсами анатомии человека и животных, гистологии и др.
Цель: закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курса "Зоологии", изучение образа жизни, развития и размножения животных в естественной обстановке их обитания, приобретение практических навыков для организации и проведения зоологических полевых исследований в будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
– знакомство с основными эколого-фаунистическими комплексами животных района полевой практики, показав многообразие видов и сложность существующих в природе взаимодействий организмов между собой и окружающей средой;
– ознакомление с населением животных основных типов биотопов, биологическими чертами главнейших видов и их ролью в природе и хозяйственной жизни человека;
– изучение навыков в проведении экскурсий в природу, постановке наблюдений за животными и сборе коллекций;
– ознакомление с основными принципами организации и методами проведения самостоятельных научных исследований по фауне и экологии животных;
– знакомство с правилами поведения в природе и мерами охраны животных, применительно к местным условиям.
Общая площадь Бузулукского бора в пределах Оренбургской области составляет 57,1 тысячи гектаров. С 1933 по 1948 год на части Бузулукского бора существовал государственный заповедник. С 1976 года обсуждается вопрос о создании на всей территории Бузулукского бора национального природного парка.
Бузулукский бор это огромного размера лесной массив, который имеет форму треугольника, а посередине бора протекает река Боровка, которая впадает на юге в реку Самару. Окружная граница Бузулукского бора составляет около 200 километров. Примерно 30 процентов всей лесной площади размещено в Самарской области, которая находится по соседству в Оренбургской. Бузулукский бор размещен в широкой приречной котловине, имеющей 100-150 метров в глубину. Более 60 тысяч гектаров бора занято песками, толщина которых кое-где достигает 90 метров. Отложение этих песков началось несколько сотен тысяч лет назад, в те времена, когда до нынешнего места расположения города Бузулука еще доходило древнее Каспийское море. Пески сформировались из коренных пермских отложений. Скорее всего, в районе Бузулукского бора долгое время находилось устье крупной древней реки. Затем море отодвинулось далеко к югу, передвинулись и русла рек, а пески оголились и начали перевеваться ветром. Так началось развитие рельефа с дюнами и гривами. Развитие бугристо-песчаного ландшафта в благоприятных условиях привело к тому, что на песках этой котловины поселилась сосна.
Работа в ходе полевой практики
Дата | Место работы | Вид работы | Оценка | Подпись |
Экскурсия в Бузулукский бор | Экскурсии, в лесные сообщества, в открытые местообитания (разнотравный луг, поляна). | |||
Обработка материала экскурсий | ||||
Определение систематического положения собранных видов. Создание гербарных образцов и коллекций | ||||
Экскурсия в Бузулукский лесхоз | Ознакомление с фауной данного района | |||
Изучение систематики отдельных отрядов или крупных семейств насекомых | ||||
Оформление полевого дневника экскурсий. | ||||
Экскурсия в сквере Л.Н.Толстого | Знакомство с животными лесов и парков | |||
Оформление полевого дневника экскурсий. |
Заключение
Летняя полевая практика по дисциплине «Зоология» ориентирует на учебно - воспитательный, культурно - просветительный, научно- методический виды профессиональной деятельности.
В ходе практики мы освоили основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования; школьную программу и владеть объемом материала, необходимым для преподавания школьного курса биологии; особенности морфологии, физиологии, размножения, экологии и географического распространения представителей основных таксонов животных, их роль в природе, жизни и хозяйстве человека; правила техники безопасности при работе с оптикой, приборами и живыми объектами; экологические принципы рационального природопользования; современное состояние местной фауны животных, редкие и нуждающиеся в охране виды, правила безопасного нахождения в природе во время экскурсий; основные типы школьных экскурсий и методы сбора, обработки материала, типы фиксаторов, особенности сбора и фиксации отдельных групп животных.
Научились хорошо оформлять полевые дневники, отчёты по индивидуальной работе, этикетки коллекционного материала, определять материал до рода и вида, этикировать его и закладывать на длительное хранение, адаптировать научные знания и умения к целям и задачам государственных стандартов школьного биологического и экологического образования, использовать различные средства изучения биологии; оборудовать и содержать в порядке биологическую лабораторию, оснащать ее учебными коллекциями, раздаточным материалом, животными, планировать и организовывать тематические экскурсии, работу биологического кружка, проведение элементарных исследовательских работ на территории школы, на пришкольном участке и в лабораторных условиях. Овладели навыками сбора различных групп животных, изготовления и использования специального оборудования (сачков, морилок, ботанизирок, эксгаустеров, эклекторов, биоценометров, ватных матрасиков, коллекционных коробок, демонстрационного материала и т. д.) и различного типа ловушек, владеть навыками научно - исследовательской работы, определения различных видов адаптаций у природных объектов.
В результате прохождения практики мы приобрели навыки сбора материала, его обработки, обобщения, анализа на основе его биологических закономерностей, закрепили полученные теоретические знания и связали их с наблюдаемой жизнью знакомство с основными животными района полевой практики, показав многообразие видов и сложность существующих в природе взаимодействий организмов между собой и окружающей средой.