ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Теоретические основы начального языкового образования»
1. МЕСТО ЭКЗАМЕНА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Форма обучения – заочная
Курс – 3
Семестр – 5
2. ЦЕЛЬ ЭКЗАМЕНА – оценка сформированности профессиональных компетенций студентов в области начального языкового образования.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
В результате освоения дисциплины «Теоретические основы начального языкового образования »
Студент должен знать:
· предмет и задачи лингвистической науки, разделы языкознания;
· базовые лингвистические понятия, термины.
· основные понятия курса в их системно-структурных связях;
· особенности фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических единиц русского языка, законы их функционирования;
· основные направления и тенденции развития русского языка на современном этапе.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
· иллюстрировать теоретические положения примерами из родного и изучаемого языков;
·.различать единицы языка и единицы мышления, единицы языка и единицы речи;
· транскрибировать текст;
· определять грамматические значения предложенных форм и способы и средства их выражения.
- выделять форму, содержание и функцию языковой единицы в тексте;
· различать основные закономерности, типичные явления и переходные случаи языковых явлений;
· выполнять фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ;
- соотносить факты современного русского языка с фактами его истории;
- корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания.
|
владеть:
теоретическими основами начального языкового образования.
СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНА
Понятие современного русского языка. Сущность языка. Язык как система. Функции языка. Язык и речь. Речь и мышление. Речь как деятельность. Виды речи. Понятие о речевом действии, его анализ. Возникновение и развитие речи у ребенка. Периодизация речевого развития. Важнейшие тенденции развития речи учащихся. Роль речи в развитии языка. Возникновение языка и происхождение конкретных языков. Различные теории происхождения языка. Понятие о родстве языков. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Образование национальных языков. Русский язык в кругу славянских и других мировых языков. Русский язык - национальный язык русского народа. Общенародный язык и его разновидности. Русский литературный язык. Функциональные стили.
Фонетика как раздел науки о языке. Речевой аппарат, его устройство и назначение. Система русских гласных (вокализм) и согласных (консонантизм) в артикуляционном, акустическом и функциональном аспектах. Чередование звуков. Звук как речевая и фонема как языковая единица. Система гласных и согласных фонем русского языка.
Фонетическая и фонематическая транскрипция. Слог как минимальная произносительная единица. Правила слогоделения. Русское литературное произношение в его историческом развитии. Основные орфоэпические нормы. Орфоэпические словари и справочники.
Русская графика. Происхождение и основные этапы развития письма. Понятие о графике и алфавите. Происхождение и состав русского алфавита. Графема. Соотношение между звуком (фонемой) и графемой. Слоговой принцип русской графики.
|
Русская орфография. Понятия «орфограмма» и «принцип орфографии». Принципы русской орфографии. Различия в понимании основного принципа русской орфографии. Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке. Перенос слов.
Лексический строй русского языка. Слово как единица языка. Семасиологическая характеристика современной лексической системы. Лексическое значение слова. Полисемия, омонимия, синонимия, антонимия. Исконная лексика и заимствования. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Фразеология: понятие о фразеологизме, признаки фразеологизмов, экспрессивно-стилистические свойства фразеологизмов.
Морфемика как учение о значимых частях слов. Типы морфем. Корни и аффиксы, специфика их семантики. Признаки корня. Однокоренные слова. Типы аффиксов. Аффиксы словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). Основа слова как особый структурный элемент. Основные понятия словообразования. Способы словообразования. Соотношение словообразовательного и морфемного анализа.
Морфологический строй языка. Принципы классификации частей речи. Знаменательные части речи: грамматические категории и лексикограмматические разряды. Служебные части речи, их отличие от знаменательных частей речи. Имя существительное как часть речи (значение, морфологические и синтаксические признаки).
Имя прилагательное как часть речи. Значение имени прилагательного. Разряды. Морфологические и синтаксические признаки.
|
Глагол как часть речи. Значение. Морфологические и синтаксические признаки. Причастие и деепричастие как формы глагола.
Синтаксические единицы: форма слова, словосочетание, предложение (простое, осложненное, сложное), сложное синтаксическое целое (ССЦ), текст. Синтаксические связи и отношения, средства их выражения. Типы синтаксических связей.
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения, их семантика, типы и формы выражения. Односоставные предложения. Осложненное предложение.
Понятие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения. Виды сложносочиненного предложения. Виды придаточных в сложноподчиненном предложении.
Текст как единство речевых единиц. Языковые средства создания связности и цельности текста. Художественный текст, его специфика. Функционально-смысловые типы речи: повествование, рассуждение, описание. Их языковые особенности. Речь как деятельность. Виды речи. Основные качества речи.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА
Экзамен проводится в устной форме (по билетам).
Каждый билет к устному экзамену включает два теоретических вопроса.
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Общими критериями оценки качества усвоения программы учебной дисциплины при устном ответе являются следующие:
«отлично» - показано знание теоретических и методических основ раскрываемого вопроса, владение понятийным аппаратом; продемонстрирована углубленная самостоятельная работа по изучению данного вопроса; материал изложен последовательно, проиллюстрирован примерами; практическое задание выполнено верно, теоретически обосновано.
«хорошо» - показано владение понятийным аппаратом, но при раскрытии вопроса допущены незначительные неточности методического или лингвистического характера; материал изложен последовательно, проиллюстрирован примерами; практическое задание выполнено верно, теоретически обосновано (допускаются незначительные неточности).
«удовлетворительно» - показано недостаточное знание теоретических и методических основ раскрываемого вопроса, слабое владение понятийным аппаратом; материал изложен последовательно, но возникают затруднения при подборе примеров; при выполнении практического задания допущены ошибки.
«неудовлетворительно» - показано незнание теоретического материала, понятийного аппарата; практическое задание выполнено неверно.