Система бюджетного права




 

Бюджетное право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования. В качестве элементов системы бюджетного права выделяются: группы правовых норм, определяющие отношения бюджетного регулирования, бюджетной классификации, отношения, связанные с бюджетным федерализмом и др. Бюджетное право России разделяется на общую и особенную части.

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т.д. В настоящее время вопрос о системе бюджетного права в науке не решен. Хотя в учебной литературе, обращается внимание на некоторые правовые институты, существующие в рамках этой подотрасли.

Представляется, что имеющая место в современных условиях систематизация бюджетного законодательства, выражающаяся в наличии Бюджетного кодекса РФ, уже позволяет ставить вопрос о системе бюджетного права.

Система бюджетного права - это совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп бюджетно-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках бюджетного права как подотрасли права финансового. Эти группы бюджетно-правовых норм объединены в бюджетно-правовые институты. Под бюджетно-правовым институтом следует понимать законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной группы общественных отношений.

Анализ бюджетного законодательства, и прежде всего Бюджетного кодекса РФ, позволяет выделить следующие бюджетно-правовые институты:

институт бюджетного законодательства,

институт бюджетных дефиниций,

институт бюджетных полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований,

институт бюджетной системы и ее принципов,

институт структуры бюджета и его сбалансированности,

институт нефтегазовых доходов федерального бюджета,

институт межбюджетных отношений,

институт расходов бюджета,

институт бюджетного процесса,

институт бюджетно-правовой ответственности,

институт бюджетного контроля.

Институт бюджетного законодательства включает в себя нормы ст.1 - 5 БК РФ, устанавливающие структуру бюджетного законодательства РФ и иные нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные отношения.

Институт бюджетных дефиниций включает в себя нормы ст.6 БК РФ, являющиеся по природе дефинитивными, т.е. максимально обобщенными.

Институт бюджетных полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований включает в себя нормы ст.7 - 9 БК РФ, устанавливающие бюджетные полномочия названных субъектов.

Институт бюджетной системы и принципов ее построения включает в себя нормы ст.10 - 15, а также ст.28 - 38.2 БК РФ. Эти нормы определяют структуру бюджетной системы РФ, общие характеристики ее бюджетов, а также принципы бюджетной системы РФ.

Институт структуры бюджетов и их сбалансированности включает нормы глав 6, 7, 8, 9 БК РФ о доходах бюджетов, нормы главы 10 о расходах бюджетов, а также нормы главы 13 БК РФ, устанавливающие дефицит бюджета и источники его финансирования.

Институт нефтегазовых доходов федерального бюджета охватывает нормы главы 13.2 БК РФ, устанавливающие порядок использования нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Институт межбюджетных отношений охватывает нормы главы 16 БК РФ, устанавливающие формы межбюджетных трансфертов и порядок их предоставления.

Институт расходов бюджета включает в себя нормы главы 11 БК РФ, устанавливающие расходные обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также нормы, содержащиеся в различных нормативных актах и регулирующие реализацию расходных обязательств.

Институт расходов бюджета в течение многих лет в системе финансового права выводился за границы бюджетного права. В настоящее время появилось несколько причин, требующих введения этого института в систему бюджетного права как подотрасли права финансового. Главная из них та, что институт расходов бюджета, являясь материально-правовым институтом, реализуется с помощью бюджетно-процессуальных норм, устанавливающих исполнение бюджета по расходам.

Как известно, бюджетно-процессуальные нормы составляют институт бюджетного процесса, который традиционно входит в систему бюджетного права. Эти нормы в современном бюджетном законодательстве получили развитие. В связи с этим разброс материальных и обеспечивающих их процессуальных норм по различным подразделениям системы финансового права не логичен, не обеспечивает как стройности самой системы финансового права, так и эффективности ее исследования.

Все субъекты Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: