УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




 

Неумение вызывать и целенаправленно поддерживать положительные эмоции в процессе проведения физкультурных и спортивных занятий становится подлинным бичом нашего времени, беспощадно отбивающим у подрастающего поколения естественный интерес к занятиям физической культурой и спортом. Фактологические материалы, приводимые в докторской диссертации К.К. Кардялиса, свидетельствуют, что начиная с 5-го класса средней школы физкультурная и спортивная активность учащихся ежегодно ухудшается, становясь почти нулевой в старших классах. По данным ВНИИФКа, почти 80% старшеклассников страны выразили отрицательное отношение к урокам физкультуры[4].

В годы обучения в высших учебных заведениях интерес к физическим упражнениям и физическому совершенствованию у студентов занимает низкое место в общей системе жизненных ценностей.

Методика исследования. Для проведения эксперимента были организованы контрольная и экспериментальная группы.

В контрольной группе занятия проводили по общепринятой методике, а в экспериментальной - по разработанной нами методике, в которой преобладали игровой и соревновательный методы и специальные упражнения на расслабление.

Для определения эффективности разработанной методики в конце каждого месяца проводились тестирования.

Контроль за общей физической подготовленностью осуществля ли с помощью следующих тестов: прыжок в длину с места, челночный бег 4х10 м, подтягивание; функциональные показатели: максимальное потребление кислорода (МПК), артериальное давление, устойчивость к стрессам, порог анаэробного обмена (ПАНО), психологические показатели по методике А. Уэсамана и Ю. Риксмана (тревожность - спокойствие, усталость - энергичность, подавленность - приподнятость, беспокойность - уверенность), проводимость нервной системы по времени прохождения змейки, количество ударов за 15 с.

 

Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа
I II III IV V I II III IV V
Артериальное давление, max/% 125,2 100 125,45 100,1 127,35 101,6 122,15 97,5 - 119,7 100 121,6 101,5 123,8 103,2 119,5 99,8  
Артериальное давление, min / % 72,1 100 68,4 94,8 67,8 94 68,2 94,6 - 70,4 100 66,3 94,1 74,3 105,5 67,1 95,3  
Устойчивость к стрессам, бал. / % 85,5 100 86,5 101,1 86,38 101 84,46 98,7 - 84,8 100 87,6 103,3 83,5 98,4 83,9 98,9 -
МПК, мл/% 38,93 100 39,4 101,2 39,67 101,9 39,36 98,5 - 37,83 100 37,13 98,4 37,53 99,2 36,74 97,1 -
ПАНО резерв, % 132 100 133,13 100,8 134,38 101,8 133,4 101 - 150 100 151,28 100,85 151,7 101,13 149,5 99,6 -
Челночный бег 4х10 м, с/% 11,69 100 10,57 109,6 10,53 110 10,85 107,2 11,06 105,4 11,79 100 11,31 104,1 10,53 108,7 10,98 105,9 11,13 105,6
Прыжок в длину, м/% 2,18 100 2,34 107,3 2,42 111 2,27 104,1 2,42 111 2,18 100 2,31 105,9 2,25 103,2 2,25 103,2 2,35 107,7
Подтягивание, колич./% 9 100 8,8 98,6 10,09 112,1 8,3 92,2 10,75 119,4 10,42 100 10,38 99,6 11,2 107,4 9,18 88 11,27 108,16
Тревожность - спокойствие, бал. / % 6,6 100 6,25 94,7 6,15 93,18 6,95 105,3 6,6 100 6,64 100 6,68 100,6 6 90,3 6,64 100 6,64 100
Усталость - энергичность, бал./ % 6,77 100 6,5 96 5,65 83,45 6,9 101,9 5,45 80,5 5,88 100 6,81 112,8 6,86 116,6 6,76 114,9 6,41 109
Подавленность - приподнятость, бал./ % 6,83 100 6,3 92,2 5,75 84,18 6,15 90,04 5,8 84,9 6,47 100 6,87 106,1 6,85 105,8 6,76 104,4 6,47 100
Беспокойность - уверенность, бал./ % 6,88 100 6,9 100,29 6,5 94,47 6,95 101 6,55 95,2 7 100 7,62 108,8 7,2 102,8 7 100 7,27 103,8
Общее, бал. / % 27,1 100 25,6 94,46 24,05 88,74 27 99,63 24,4 90 26,1 100 28 107,2 27,2 104,2 27,1 103,8 26,64 102
Змейка, с/% 23,84 100 22,35 106,35 21,35 110,5 16,8 129,4 17 128,7 19,7 100 14,18 128,4 13,5 131,9 11,27 143,1 84 157,4
Змейка, колич./% 36,9 100 37,15 99,3 35,8 103 32,6 111,7 30,8 116,6 34,7 100 25,6 126,3 25,4 126,9 25,29 127,2 18,2 147,6
Пульс за 15 с, колич./% 87,4 100 85 97,1 93,65 107,1 100,5 115 97,15 111,1 95,1 100 93,81 98,6 88,6 93,1 96,58 101,5 100,3 105,4

 

Результаты эксперимента и их обсуждение. За время эксперимента было проведено четыре обследования. Полученные результаты представлены в таблице.

Исследование показало, что применение специальной методики в учебном процессе по физическому воспитанию способствовало значительному улучшению показателей в экспериментальной группе.

Показатели "усталость - энергичность" в экспериментальной группе повысились в ноябре (на 15%), декабре (на 16%) и феврале (на 14,9%), "подавленность-приподнятость" соответственно на 6,1; 5,8; 4,4%, "беспокойность - уверенность" - на 8,8; 2,8%.

В показателях нервной системы отмечены такие же изменения. Время прохождения змейки повысилось на 28,4; 31,9; 43,1%; количество касаний во время прохождения змейки - на 26,3; 26,9; 27,2%.

Прирост показателей общей физической подготовленности в контрольной группе выше, чем в экспериментальной. За три месяца время преодоления дистанции челночного бега в контрольной группе изменилось на 9,6; 10; 7,2%, а в экспериментальной - на 4,1; 8,7; 5,9%; прыжок в длину соответственно в контрольной группе - на 7,3; 11; 4,1%, а в экспериментальной - на 5,9; 3,2; 3,2%.

Своеобразна динамика артериального давления и функциональных показателей. Анализ данных показал, что в обеих группах произо-шли незначительные изменения.

В экспериментальной группе обнаружен более высокий прирост психологических показателей и изменения проводимости нервной системы, а в контрольной - показателей общей физической подготовленности.

Таким образом, можно констатировать, что целенаправленный подбор форм, средств и педагогических приемов физического воспитания во время проведения уроков по физической культуре способствует снятию психологического стресса и подъему эмоционального состояния[5].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За своим здоровьем надо следить. Болеть в общежитии не приятно. Во-первых, при болезни человек не очень хорошо выгладит (особенно важно для девочек). Во-вторых, не больно-то кому-нибудь захочется за Вами ухаживать во время болезни. В-третьих, Вы пропускаете занятия и, почти наверняка, заимеете проблемы с учебой. Наконец, чтобы проблем не возникло хотя бы с посещаемостью, Вам придется брать у врача справку, которую дают лишь на три дня, включая день, когда Вы ее взяли, и которую надо по истечении этих трех дней (а именно в третий из этих дней) закрывать или продлять у врача. Таким образом два из трех дней больной должен просидеть в очереди ко врачу, что совсем уж противно.

Постарайтесь не сидеть и не лежать (не спать!) на сквозняке. Если Ваша кровать под окном, то заклейте рамы, чтобы не дуло. Всем придется согласиться не открывать форточку на ночь, если на кого-то дует во время сна, и лечь по-другому не удается. Не ходите в непросохшей одежде или с мокрой вымытой головой. Не ходите в дождь или в холод одетыми "не по сезону". Никакого геройства в этом нет, а посиневший от холода нос – не лучшее Ваше украшение.

Во время эпидемий (гриппа) ограничьте круг общения. Постарайтесь не пересекаться с больными. Для профилактики заражения можно каждые 2-3 часа пожевать несколько кусочков сушеного корня аира (продается в аптеке). Не отлынивайте от противогриппозных прививок, если такие будут делать в ВУЗе.

Питайтесь правильно – обязательно горячее не меньше двух раз в день, обязательно раз в день суп. Мойте руки и следите за чистотой.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Астранд П. О., Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физических упражнений // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 64-70.

2. Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 58-59

3. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. - 183 с.

4. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. канд. дис. СПб. 1998.

5. Физическая культура для студентов /Под ред. П.Д. Рябчиков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

 


[1] Физическая культура для студентов /Под ред. П.Д. Рябчиков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 52.

[2] Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. канд. дис. СПб. 1998. С. 190.

[3] Астранд П. О., Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физических упражнений // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 64-70.

[4] Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. - 183 с.

[5] Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 58-59



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: