Этапы становления и развития Системного Анализа




ЛЕКЦИЯ

(учить после изучения основных этапов развития системных представлений)

 

В становлении и развитии системного анализа как прикладной научной дисциплины можно выделить следующие четыре этапа.

Первый этап становления системного анализа был периодом появления и формирования системного мышления, главные теоретические источники которого создавались независимо друг от друга. Он относится к первой половине 20 века и характеризуется независимым появлением, разнесенными во времени публикациями философских и методологических идей, принципов, подходов, которые позднее стали основой нового научного направления, получившего название «системный анализ». Важнейшим итогом первого этапа следует считать создание идейной базы для формирования новой фундаментальной парадигмы в науке. Основные идеи данной парадигмы, отражающие ее различные аспекты, независимо представлены в трудах В.И. Вернадского, Л. фон Берталанфи и Н. Винера. Труды Л. фон Берталанфи и Н. Винера были опубликованы в конце первой половины 20 века, и этим событием был завершен процесс создания главных теоретических источников системного мышления.

Таким образом, первый этап является этапом формирования теоретического базиса системного мышления.

Второй этап становления системного анализа формировался в чрезвычайных условиях с начала 30-х до конца 40-х годов 20 века.

Это был период появления практической необходимости оперативного решения реальных сложных системных задач государственного значения, создания различных технических систем военного назначения в условиях жесткого лимита времени. Разработка методологического аппарата выполнялась эмпирически и независимо в различных организациях разных стран. Обмен опытом был исключен условиями военного времени. В результате были созданы эмпирические предпосылки формирования парадигмы системного анализа как методологии решения реальных системных задач в практически допустимые сроки с практически приемлемой погрешностью в условиях концептуальной неопределенности.

Поэтому данный этап можно считать этапом эмпирического формирования системной методологии.

Третий этап становления и развития системного анализа формировался в послевоенных условиях с середины 40-х до конца 70-х годов 20 века.

Этот этап принципиально отличается от предыдущих периодов качественно новыми задачами, принципиальными социально-политическими изменениями в мире, уникальными теоретическими и практическими научно-техническими достижениями.

Был создан теоретический базис математического и методологического инструментария формализации и автоматизации на базе ЭВМ процедур решения реальных сложнейших организационных и технических системных проблем в различных сферах практической деятельности.

Созданы принципиально новые отрасли — космонавтика, атомная энергетика, микроэлектроника и вычислительная техника. Разработаны, созданы и введены в эксплуатацию сложные и большие уникальные технические системы различного назначения. Теоретически обоснованы и практически реализованы в специальном математическом и программном обеспечении базовые принципы фундаментальной парадигмы системного анализа, идейная основа которой сформирована трудами В.И. Вернадского, Л. фон Берталанфи и Н. Винера.

Это был этап синхронного развития теории системного анализа и практики системных исследований. Одновременно к концу периода появились глобальные системные проблемы, которые были неразрешимы на основе имевшегося на то время арсенала математических и методологических средств системного анализа.

 

Четвертый этап развития системного анализа продолжается с начала 80-х годов прошлого века до настоящего времени и является периодом глобализации мировых процессов и угроз.

Мировые процессы развития характеризуются высокими темпами глобализации и непрерывным возрастанием сложности взаимозависимости и взаимодействия.

Определяющим принципом системных исследований становится глобальное видение исследуемых проблем с учетом возрастающих взаимосвязей и взаимозависимостей всех стран и народов мира.

Главной целью исследований становится достижение такого системно согласованного, взаимозависимого развития всех компонентов цивилизации, при котором ни один элемент мировой системы не может расти за счет других. Для достижения этой цели необходимо сосредоточить усилия на ускорении преодоления методологического кризиса, проявившегося в конце 70-х годов прошлого столетия. Современная методология прикладного системного анализа не соответствует глобальной, многоуровневой, иерархической структуре разнородных, многофакторных, многофункциональных взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимодействий объектов исследования современной глобальной проблематики и недостаточно использует потенциальные возможности глобальной, многоуровневой, иерархической системы информационных компьютерных сетей.

Одним из перспективных направлений устранения недостатков можно считать оперативную, последовательную разработку концепций, стратегий и программ исследования наиболее важных глобальных проблем современности. И на этой основе целесообразно выполнять формирование многоуровневой, иерархической структуры метаметодологии системного анализа глобальной проблематики, обеспечив ее системное, функциональное согласование с иерархической структурой взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимодействий объектов исследования и соответственно с иерархической структурой информационных компьютерных систем и сетей как инструментальной основы ее реализации.

Таким образом, четвертый этап является этапом глобализации системной проблематики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: