Утверждение тоталитарного режима в СССР.




Культурная революция

Осуществить грандиозные планы переустройства Советского Союза можно было только в обществе с достаточным уровнем культуры. Поэтому после завершения Гражданской войны и борьбы с иностранными интервентами одной из важнейших задач советского правительства стала борьба с массовой неграмотностью населения. В начале 1920-х годов около 70% населения страны было неграмотно. Силами государства и общественности была проведена огромная работа по преодолению ее. С этой целью в 1923 году было создано общество «Долой неграмотность!». Его возглавил глава советского правительства М.И.Калинин. Обучение грамоте взрослого населения проводилось по месту работы, на дополнительных занятиях в школах, кружках и пунктах ликбеза, в воинских частях. В этой работе участвовали не только учителя (их не хватало), но и молодежь, студенты, красноармейцы.

По материалам переписи населения Советской Украины 1920 года число неграмотных составляло 12 млн. чел. (из 26 млн. чел.). В 1928 году количество грамотных в республике составило уже 70% взрослого населения в городах и 50% в селах. За годы первых двух пятилеток в СССР научились читать и писать 40 млн. человек.

Следующим шагом правительства в области культуры стало формирование новой, советской системы образования. Она включала дошкольное, школьное и послешкольное образование. Дошкольное образование создавалось «с нуля» и было представлено воспитанием детей в детских яслях и садиках.

Основное внимание уделялось созданию новой школы. Обучение в школе стало общедоступным и бесплатным. На государственном уровне был принят «Закон о всеобуче», в соответствии с ним обучение детей школьного возраста стало обязательным. Материальное и кадровое обеспечение учебного процесса государство взяло на себя. Определилась единая для всей страны структура школы. Она состояла из начальной школы (1-4 классы), неполной средней (1-7 классы) и средней (1-10 классы) школы. В 1930 году в стране стало возможным ввести всеобщее начальное обучение, а в городах – семилетнее обучение.

Были разработаны стабильные программы и учебники по всем предметам. Вводились новые предметы: география и гражданская история (1934 г.), русский язык в национальных школах (1938 г.), немецкий язык (1940 г.). Из дореволюционной школы была позаимствована урочная система обучения. Возвратились к индивидуальной ответственности учащихся за качество выполненных заданий. Унификация обучения в масштабах страны имела положительные результаты – повышалось качество работы учителей и уровень знаний учащихся. В 1937/1938 учебном году в общеобразовательных школах СССР обучалось более 30 млн. детей, в три раза больше, чем до революции. Советский Союз превратился в страну почти сплошной грамотности.

Переход к модернизации промышленности страны требовал рабочих с более высоким уровнем технической подготовки. С этой целью была создана сеть средних специальных учебных заведений. Это были техникумы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где обучение продолжалось 2-4 года. За короткий срок ФЗУ не могли в полной мере удовлетворить потребности производства в квалифицированных кадрах. Поэтому решение этого вопроса перенесли непосредственно на производство. Основой такой формы обучения стало использование метода индивидуального и бригадного ученичества.

Большая работа была проведена в сфере высшего образования, где проходили подготовку специалисты для индустрии, сельского хозяйства, а также учителя и врачи. Расширялась сеть индустриальных, педагогических и медицинских институтов, возрождались университеты. Был восстановлен порядок обязательной сдачи вступительных экзаменов. Абитуриенты, окончившие среднюю школу с золотой медалью, зачислялись в вузы без экзаменов. В аудитории возвращались привычные формы обучения – лекции, семинарские занятия, производственная практика. Определенная часть студентов получали государственную стипендию. Восстанавливалось право детей служащих на обучение в вузах. Успешно развивалась заочная форма обучения и обучения без отрыва от производства (заводы-втузы).

Через сеть высших и средних специальных учебных заведений формировалась новая советская интеллигенция. За годы первой и второй пятилеток в техникумах и вузах Советского Союза было подготовлено около 2 млн. специалистов. Они становились основным источником формирования советской интеллигенции. Другими источниками стали представители дореволюционной интеллигенции, принявшие революцию, и выдвиженцы-организаторы из рабочей и крестьянской среды. Накануне Великой Отечественной войны в рядах советской интеллигенции насчитывалось 14 млн. человек. 17% из их числа имели высшее и среднее специальное образование.

Общественные науки, литература, искусство использовались партийным руководством для внедрения в сознание советских людей коммунистической идеологии. Для этого вместо различных творческих объединений в стране были созданы союзы, объединившие советских писателей, советских композиторов, советских художников и т.п. (по «отраслям»). Через них насаждался новый творческий метод, каким был объявлен «социалистический реализм». В нем соединялись отображение реальной действительности и воспитание трудящихся в духе идеалов социализма. С помощью цензурных органов осуществлялся идеологический контроль над творческим процессом деятелей культуры.

Донбасс. Осуществление революции в области культуры (под лозунгом «культурной революции» осуществлялись выше указанные преобразования в СССР) в нашем регионе имело существенные отличия. Первое. Специфика становления многонационального Донбасса не привела к формированию культурного центра, объединявшего все население. Греческие, болгарские, немецкие, татарские и другие этнические группы сохраняли свои культурные традиции. Сохранялись особенности народной культуры восточно-украинских жителей и западно-украинского населения, городская культура центральных районов России и городов Украины. Сформировалось этнокультурное многоголосие, общей культуры региона не сложилось.

Второе. К 1920-м годам в Донбассе не было центра духовной культуры. Отсутствовала подготовка кадров творческой интеллигенции. Не было сети учреждений культуры.

Третье. В регионе существовали широкие возможности для создания прочной материальной базы культуры.

Культурная революция 1920-1930-х годов в Донбассе проводилась с учетом этих исторически сложившихся условий.

Прежде всего, необходимо было ликвидировать неграмотность взрослого населения. По данным переписи 1926 года среди горожан Донбасса было 17,9% неграмотных, а среди промышленных рабочих – 15%. Развернутая под лозунгом «Долой неграмотность!» кампания способствовала заметному сокращению такой категории населения. К 1 октября 1937 года среди промышленных рабочих страны оставалось 4% неграмотных.

Введение в СССР всеобщего обязательного начального образования стало основой для постепенного роста уровня образования населения. В начале 1936 года 2/3 молодых рабочих ведущих отраслей тяжелой промышленности имели начальное образование, а треть – не ниже семилетнего.

Остро стоял вопрос о сокращении использования на производстве неквалифицированного труда и расширении применения новой техники. К этому нужно было готовить рабочих. На Донбассе, как и в стране вцелом, действовали школы ФЗУ и техникумы, где учащиеся получали профессионально-техническое образование. Однако ликвидировать кадровый голод не удавалось. Поэтому производственное обучение началось и в горнопромышленных школах, и непосредственно на производстве на основе индивидуального или коллективного обучения. В дополнение к этому были созданы школы ученичества массовых профессий (ШУМП); в более сжатые сроки (до двух лет) они готовили кадры рабочих более низкой квалификации. В последние годы второй пятилетки производственное обучение рабочих в Донбассе стало массовым. Результат: рабочие ведущих профессий были охвачены производственным обучением полностью.

Постепенно создавалась сеть высших учебных заведений – институтов. Промышленность Донбасса испытывала большую потребность в квалифицированных инженерных кадрах, школам нужны были учителя, больницам – медицинские работники. На протяжении 1930-х годов в г. Сталино (Юзовка) были открыты институты: медицинский (1930 г.), индустриальный на базе техникума (1934 г.), педагогический (1937 г.).

 

Большое влияние на развитие культуры и, в частности, образования оказала политика «украинизации ». Она являлась одной из форм политики «коренизации», которая проводилась в советских республиках (кроме России) с 1923 по 1932 годы. Политика «коренизации» вводилась, чтобы в национальных республиках СССР укрепить (т.е. укоренить) советскую власть и позиции правящей коммунистической партии.

В соответствии с политикой «украинизации» перед органами государственной власти и партийными организациями ставились такие задачи:

· Оказывать поддержку возрождению национального языка и национальной культуры.

· В государственных структурах и партийных органах национальный язык должен стать языком деловодства.

· Подготовить руководящие национальные кадры для управления народным хозяйством, сферой культуры, для работы в органах государственной власти и партийных структурах.

В рамках этой политики в Советской Украине, в том числе и в Донбассе, резко увеличилось количество школ с украинским языком обучения. Реорганизация русских школ в украинские школы вцелом приветствовалась населением республики, прежде всего украинской интеллигенцией, особенно в Центральном и Правобережном регионах УССР. В многонациональных индустриальных центрах Юга и Востока республики и в нашем крае «украинизация» не нашла широкой поддержки. Русскоязычное население противилось её проведению, вплоть до скрытого саботажа, тем более что переход на украинский язык проводился административными мерами, так сказать, добровольно-принудительно.

«Украинизация» коснулась и национальных меньшинств. В местах компактного проживания для них открывались школы с преподаванием на родном для них языке. На Донбассе проживало много представителей разных национальных меньшинств, поэтому тут были открыты немецкие, греческие, еврейские, татарские, болгарские и другие национальные школы. Эти меры советской власти были встречены местным населением с одобрением.

Постепенно наполнялась новым содержанием и становилась разнообразной культурная жизнь Донбасса. В годы НЭПа появились первые очаги культуры: клубы, сельские дома, красные уголки, библиотеки. Стали строить для них специальные помещения (здания). В 1928 году в г. Сталино был построен Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). Это был один из первых Дворцов культуры в Советской Украине. В 1936 году в регионе функционировало уже 14 Дворцов культуры, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Стремительно формировалась сеть киноустановок. В 1930 году в г. Сталино была создана филармония. Там же накануне Великой Отечественной войны были открыты кинотеатр им. Т.Г.Шевченко и театр оперы и балета.

В годы первых пятилеток формировалось первое поколение советской творческой интеллигенции. В нашем регионе она была представлена вчерашними рабочими и крестьянами. Эта связь с жизнью народа нашла широкое отражение в их произведениях. Своё творчество они поставили на службу Советской Родине. Творческая интеллигенция Донбасса объединилась в организацию писателей «Забой», которая возникла в 1923 году. Среди членов «Забоя» были М.Л.Слонимский и П.Г.Беспощадный. В советскую литературу пришли рабочие от станка, получило развитие движение литературных кружковцев. Принимали участие в этом движении и известные донецкие писатели П.А.Байдебура и И.Н.Шутов.

Основной формой культурной жизни региона в 1920-1930-е годы являлась художественная самодеятельность. Она стала действительно массовой. Существовала острая нехватка кадров массовых профессий культпросветработников. Для ускорения подготовки руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в 1928 году в г. Сталино была открыта театральная мастерская. В 1930 г. в городах Сталино, Луганске и Горловке были организованы художественные рабфаки, где рабочая молодежь получала дополнительную подготовку для поступления в высшие профессиональные учебные заведения. Вскоре появились и местные учебные заведения для подготовки творческой молодежи: музыкальное училище открылось в городе Артемовске и художественный техникум в городе Луганске.

Творческая интеллигенция Донбасса ощущала надежную поддержку коллег крупных культурных центров Украины и России. В 1930 году Ассоциация художников Червоной (Красной) Украины (АХЧУ) организовала выставку художественных произведений и показала её в 12 населенных пунктах Донбасса. Художники АХЧУ руководили работой 14 кружков изобразительного искусства региона. Очень популярными в тот период были встречи рабочих с известными деятелями культуры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова.

С конца 1920-х годов в г. Сталино начал работать филиал Киевского театра им. И.Франко. В 1933 году туда же переехала на постоянную работу труппа Харьковского Краснозаводского театра. На базе этого коллектива был создан Донецкий драматический театр им. Артема. Накануне Великой Отечественной войны в Донецком регионе действовало 16 профессиональных театров.

Образование и культура входили в повседневную жизнь тружеников Донбасса, обогащая их духовный мир.

 

Утверждение тоталитарного режима в СССР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: