Педагог относится к ребенку как к равному




Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ

• Педагогическое взаимодействие в современных исследованиях (определение)

• Структура педагогического взаимодействия

• Характеристики педагогического взаимодействия (педагогическое взаимодействие как условие воспитания и развития ребенка в группе ДОУ)

• Диагностика педагогического взаимодействия

«Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка» (В.А.Сухомлинский)

Педагогическое взаимодействие, его виды:

Субъект-объектное (педагогика подавления, насилия и принуждения)

Субъект-субъектное (отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе»)

Подходы к педагогическому взаимодействию:

• До середины 80-х годов 20 века: общение воспитателя с ребенком, как живого, естественного человека с таким же человеком рассматривалось как «опасный непедагогический нонсенс» (Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова).

• Педагогическое взаимодействие как межличностное, развивающее и развивающееся общение (С.А.Смирнов, Н.Ф.Радионова, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова и др.).

Стороны педагогического взаимодействия:

- непосредственно коммуникативная;

- интерактивная;

- перцептивная (А.В.Батаршев, В.Хохлова, А.Штефан, Г.М. Андреева).

Компоненты педагогического взаимодействия:

Когнитивный - знание личностных особенностей друг друга, лучших сторон ребенка;

Эмоциональный - понимание, принятие трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения друг друга;

Поведенческий - помощь, подстраховка, поддержка друг друга, изменения способов поведения и действий «навстречу» интересам другого (Н.Н.Обозов, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова).

Характеристики педагогического взаимодействия

• носит субъект – субъектный характер (С.Н.Батракова);

• педагог относится к ребенку как к равному;

• педагог занимает позицию социального оптимиста (О.С.Газман);

• педагог доверяет воспитаннику самостоятельно действовать (О.С.Газман, Л,А,Петровская, А.С.Спиваковская);

• педагог готов (имеет установку) организовывать развивающее и взаиморазвивающее взаимодействие (Н.Ф.Радионова, Л.А.Петровская, А.С.Спиваковская);

• педагог – верный пример для ребенка (Н.Ф.Радионова);

• отношения между педагогом и ребенком - межличностные (Н.Ф.Радионова);

• происходит систематическое усовершенствование, повышение уровня взаимодействия, углубление и упрочнение межличностных связей (Е.Л.Федотова);

• педагог ощущает ответственность перед будущим и за своих воспитанников (Я.Корчак, Н.Б.Горелышева);

• педагог любит своих воспитанников (Н.Б.Горелышева).

Субъект – субъектный характер

• Уважение

• Отношение как к равному, равноинтересному

• Учет индивидуальных и возрастных особенностей

 

Педагог относится к ребенку как к равному

• Эмпатия и идентификация – помнит себя в возрасте воспитанников

• Уважение

• Отказ от позиций «сверху», «мне виднее», «я опытнее».

 

Книги в помощь:

Гиппенрайтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком ТАК?»

Гиппенрайтер Ю.Б. «Общаться с ребенком КАК?»

Леви Владимир «Новый нестандартный ребенок»

 

«Ты – сообщения»

Если вы хотите понять ребенка, помочь ему справиться с переживанием, дурным сообщением, активно слушайте его. Слушать активно – значит возвращать в беседе ребенку то, что он проведал сам, но обозначив чувства. При этом важен зрительный контакт, а также важно, чтобы ваша фраза была утвердительной (не вопрос), после которого следует пауза:

Ребенок: «Никогда больше не подойду к ним!» (дети не хотят брать его в свою игру).

Взрослый: «Тебе обидно» (пауза).

Ребенок: (успокаиваясь) «Да, ведь я хочу с ними играть».

«Я – сообщение»

Если вы хотите высказать ребенку свои негативные переживания, которые возникли из-за его поведения, то сделайте это. Но говорите о себе, а не о его проступке, используя в речи «Я – сообщения» вместо «Ты – сообщений». Т.е. говорите о себе, сообщайте о своем переживании, чувстве: «Я не люблю, когда дети ходят растрепанными» вместо «Неужели трудно тебе было причесаться?», «Мне мешает шум» вместо «Вы не можете потише?»

«Никогда больше не подойду к ним!» - Ты-с. – «Тебе обидно»

«У меня не получается, не получается ничего!» -

«Ну, когда же мама придет? Устал ждать уже!»

«Это все Лешка! Он за собой никогда ничего не убирает!» - Я-с. «Я не люблю, когда в группе беспорядок»

«Не буду я клеить эту уродскую ракету!»

Влетает в группу: «А я сегодня лучше всех все сделал!»

Ребенок роняет кружку, разливает молоко: «Ой! Моя крружечкааа!»

 

Вопросы к размышлению:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: