Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ
• Педагогическое взаимодействие в современных исследованиях (определение)
• Структура педагогического взаимодействия
• Характеристики педагогического взаимодействия (педагогическое взаимодействие как условие воспитания и развития ребенка в группе ДОУ)
• Диагностика педагогического взаимодействия
«Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка» (В.А.Сухомлинский)
Педагогическое взаимодействие, его виды:
• Субъект-объектное (педагогика подавления, насилия и принуждения)
• Субъект-субъектное (отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе»)
Подходы к педагогическому взаимодействию:
• До середины 80-х годов 20 века: общение воспитателя с ребенком, как живого, естественного человека с таким же человеком рассматривалось как «опасный непедагогический нонсенс» (Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова).
• Педагогическое взаимодействие как межличностное, развивающее и развивающееся общение (С.А.Смирнов, Н.Ф.Радионова, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова и др.).
Стороны педагогического взаимодействия:
- непосредственно коммуникативная;
- интерактивная;
- перцептивная (А.В.Батаршев, В.Хохлова, А.Штефан, Г.М. Андреева).
Компоненты педагогического взаимодействия:
• Когнитивный - знание личностных особенностей друг друга, лучших сторон ребенка;
• Эмоциональный - понимание, принятие трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения друг друга;
• Поведенческий - помощь, подстраховка, поддержка друг друга, изменения способов поведения и действий «навстречу» интересам другого (Н.Н.Обозов, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова).
|
Характеристики педагогического взаимодействия
• носит субъект – субъектный характер (С.Н.Батракова);
• педагог относится к ребенку как к равному;
• педагог занимает позицию социального оптимиста (О.С.Газман);
• педагог доверяет воспитаннику самостоятельно действовать (О.С.Газман, Л,А,Петровская, А.С.Спиваковская);
• педагог готов (имеет установку) организовывать развивающее и взаиморазвивающее взаимодействие (Н.Ф.Радионова, Л.А.Петровская, А.С.Спиваковская);
• педагог – верный пример для ребенка (Н.Ф.Радионова);
• отношения между педагогом и ребенком - межличностные (Н.Ф.Радионова);
• происходит систематическое усовершенствование, повышение уровня взаимодействия, углубление и упрочнение межличностных связей (Е.Л.Федотова);
• педагог ощущает ответственность перед будущим и за своих воспитанников (Я.Корчак, Н.Б.Горелышева);
• педагог любит своих воспитанников (Н.Б.Горелышева).
Субъект – субъектный характер
• Уважение
• Отношение как к равному, равноинтересному
• Учет индивидуальных и возрастных особенностей
Педагог относится к ребенку как к равному
• Эмпатия и идентификация – помнит себя в возрасте воспитанников
• Уважение
• Отказ от позиций «сверху», «мне виднее», «я опытнее».
Книги в помощь:
Гиппенрайтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком ТАК?»
Гиппенрайтер Ю.Б. «Общаться с ребенком КАК?»
Леви Владимир «Новый нестандартный ребенок»
«Ты – сообщения»
Если вы хотите понять ребенка, помочь ему справиться с переживанием, дурным сообщением, активно слушайте его. Слушать активно – значит возвращать в беседе ребенку то, что он проведал сам, но обозначив чувства. При этом важен зрительный контакт, а также важно, чтобы ваша фраза была утвердительной (не вопрос), после которого следует пауза:
|
Ребенок: «Никогда больше не подойду к ним!» (дети не хотят брать его в свою игру).
Взрослый: «Тебе обидно» (пауза).
Ребенок: (успокаиваясь) «Да, ведь я хочу с ними играть».
«Я – сообщение»
Если вы хотите высказать ребенку свои негативные переживания, которые возникли из-за его поведения, то сделайте это. Но говорите о себе, а не о его проступке, используя в речи «Я – сообщения» вместо «Ты – сообщений». Т.е. говорите о себе, сообщайте о своем переживании, чувстве: «Я не люблю, когда дети ходят растрепанными» вместо «Неужели трудно тебе было причесаться?», «Мне мешает шум» вместо «Вы не можете потише?»
«Никогда больше не подойду к ним!» - Ты-с. – «Тебе обидно»
«У меня не получается, не получается ничего!» -
«Ну, когда же мама придет? Устал ждать уже!»
«Это все Лешка! Он за собой никогда ничего не убирает!» - Я-с. «Я не люблю, когда в группе беспорядок»
«Не буду я клеить эту уродскую ракету!»
Влетает в группу: «А я сегодня лучше всех все сделал!»
Ребенок роняет кружку, разливает молоко: «Ой! Моя крружечкааа!»
Вопросы к размышлению: