Составление методической разработки тематической экскурсии




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

Составление "Пакета экскурсовода"

Цель – научиться составлять пакет экскурсовода

Задание: составить пакет экскурсовода пешеходной экскурсии по городу.

Методические рекомендации:

Портфель экскурсовода − комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии, назначение которых − максимально дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного ряда. В портфель экскурсовода включаются фотографии людей, имеющих отношение к данному объекту или событиям, с ним связанным; копии подлинных документов, рукописей, репродукции картин; образцы продукции промышленных предприятий, гербарии, коллекции, а также магнитофонные записи, диапозитивы, диафильмы и др.

При отборе дополнительного наглядного материала необходимо соблюдать нижеприведенные условия.

Иллюстративный материал:

· не должен быть многочисленным;

· должен соответствовать экскурсионным объектам;

· должен помогать раскрытию темы экскурсии.

В 3-4-часовой экскурсии количество наглядных пособий не должно превышать 15 единиц.

Требования к внешнему виду наглядных пособий:

· размеры: 18х24 см или 24х30 см;

· ясность и четкость изображения:

· цветовое решение;

· выразительность;

· практичность и простота оформления.

К каждому наглядному пособию, включенному в портфель экскурсовода, прикладывается листок, который носит название "Пояснение к экспонату №__". Номер справки (пояснение) совпадает с номером экспоната (наглядного пособия). Пояснение в виде отдельной справки дается экскурсоводом при показе наглядного пособия экскурсантам.

При внешнем оформлении наглядных пособий не следует забывать, что определяющим является их содержание.

Критериями отбора наглядных пособий являются:

· необходимость, целесообразность;

· познавательная ценность (насколько оно может обогатить экскурсию, сделать материал более понятным, доступным);

· необычность (особенность, неповторимость);

· выразительность (подразумевается связь данного пособия с излагаемым материалом);

· сохранность (внешний вид).

Литература:

1. Кровко, В.М. Люди земли клинцовской. Клинцы, 2001.

2. Кровко, В.М. На берегах реки Московки. Клинцы, 2007.

3. Кровко, В.М. Клинчане в тылу врага. Клинцы, 1998.

4. Чёрный, М.П. Клинцы и клинчане. Брянск, 1993.

 

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент составил портфель экскурсовода с наглядным материалом, соответствующим требованиям.

Оценка «4» ставится, если студент составил портфель экскурсовода с наглядным материалом, с незначительными нарушениями требований.

Оценка «3» ставится, если студент составил портфель экскурсовода с наглядным материалом, с значительными нарушениями требований.

Оценка «2» ставится, если студент не справился с заданием.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2

 

Составление методической разработки тематической экскурсии

Цель – научиться составлять методическую разработку тематической экскурсии

Задание: составить методическую разработку пешеходной экскурсии по городу.

Методические рекомендации:

К составлению методической разработки предъявляются следующие требования:

· обеспечение правильного и полного раскрытия темы;

· использование наиболее эффективных методических приемов;

· содержание четких рекомендаций по организационным вопросам;

· учет дифференцированного подхода к обслуживанию экскурсантов;

· обязательное соблюдение структуры экскурсии: вступление, основная часть, заключение;

· логичность;

· рациональное соотношение общего и локального материала;

· отражение принципа построения маршрута.

В зависимости от продолжительности экскурсии, общей протяженности маршрута, количества экскурсионных объектов, сложности темы, цели и задач объем методической разработки колеблется от 6 до 12 печатных страниц.

Методическую разработку предваряет титульный лист. Его реквизиты:

· наименование экскурсионного бюро, туристского предприятия, учебного заведения и др. − разработчика экскурсии;

· гриф “Утверждаю”;

· название экскурсии;

· вид экскурсии;

· состав экскурсантов;

· продолжительность;

· протяженность;

· автор (составитель).

На втором (после титульного) листе указываются:

· тема экскурсии;

· ее название;

· цель;

· задачи;

· маршрут экскурсии;

· общие методические указания (советы экскурсоводу об эффективном использовании методических приемов).

Следующий лист методической разработки − общепринятая схема, состоящая из семи граф и представляющая собой ее основную часть

 

Схема методической разработки

Маршрут экскурсии Остановки Объекты показа Продолжи- тельность экскурсии, ч Наименование подтем и перечень основных вопросов Организа- ционные указания Методи- ческие указания
             
             

Вступление и заключение включаются в схему методической разработки, но не разносятся по графам.

В графе “Маршрут экскурсии” указываются места, по которым должна проезжать или проходить экскурсионная группа. Первым указывается то место (улица, площадь и др.), где дается вступление. Затем показывается отрезок маршрута, где намечено раскрывать первую подтему экскурсии. Далее следуют отрезки маршрута от одного объекта показа до следующего

“Остановки” − вторая графа методической разработки. В ней указываются точки маршрута, где необходимы остановки у объекта, выход группы из автобусаили осмотр объекта без выхода из транспортного средства.

Графа “Объекты показа” − зрительная основа экскурсии. В ней указываются основные и дополнительные экскурсионные объекты, которые являются предметом показа на остановке, проездом к следующей остановке или при передвижении пешеходной группы от объекта к объекту.

В обзорной экскурсии предполагается показ от 15 до 20 объектов, в тематических − от 6 до 10.

В четвертой графе “Продолжительность экскурсии” указывается время:

· необходимое для показа объекта и рассказа о нем;

· предназначенное (при необходимости) на самостоятельный осмотр объекта экскурсантами;

· на продвижение к следующей остановке экскурсии.

Сумма времени, указанная в графе, составит общую продолжительность экскурсии.

Графа “Наименование подтем и перечень основных вопросов” содержит:

· записи всех подтем;

· перечисление основных вопросов, которые раскрываются в каждой подтеме.

Название подтемы должно отражать сущность того раздела экскурсии, который раскрывается на определенном количестве экскурсионных объектов.

Основные вопросы определяют логичность и последовательность материала подтемы.

Количество подтем зависит от темы, цели, наличия экскурсионных объектов, состава группы экскурсантов.

В загородных экскурсиях, носящих обзорный характер, количество подтем колеблется от 7 до 10. В тематических экскурсиях их должно быть меньше. Следует стремиться к сокращению количества подтем, более тщательно продумывая основные вопросы каждой подтемы.

В графе “Организационные указания” записи носят рекомендательный характер:

· о передвижении экскурсионной группы;

· обеспечении безопасности на маршруте;

· правилах поведения экскурсантов в культовых сооружениях, памятных местах и др.;

· выполнении санитарно-гигиенических требований;

· об охране природы, памятников культуры.

Последняя, седьмая графа “Методические указания” в своих рекомендациях содержит конкретные методические приемы проведения экскурсии: приемы показа и рассказа. Использование тех или иных приемов позволяет достичь цели экскурсии, выполнить ее задачи, раскрыть содержание темы. Методические приемы могут применяться в комплексе, они взаимообусловлены, иногда переходят один в другой.

В этой же графе излагаются логические переходы, имеющие важное значение для построения всей основной части экскурсии. Логические переходы − это средство объединения одной подтемы с другой и всех подтем в единое целое − многоплановое содержание экскурсии.

Литература:

5. Кровко, В.М. Люди земли клинцовской. Клинцы, 2001.

6. Кровко, В.М. На берегах реки Московки. Клинцы, 2007.

7. Кровко, В.М. Клинчане в тылу врага. Клинцы, 1998.

8. Чёрный, М.П. Клинцы и клинчане. Брянск, 1993.

 

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент составил методическую разработку экскурсии в соответствии с методическими указаниями.

Оценка «4» ставится, если студент составил методическую разработку экскурсии, но допустил в ней недочёты.

Оценка «3» ставится, если студент составил методическую разработку экскурсии, но допустил в ней недочёты, ошибки.

Оценка «2» ставится, если студент не справился с заданием.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: