Определение | Автор, источник | Основное различие |
Система поддержки планирования, управления, контроля и информационного обеспечения всех мероприятий кадровой работы | Шлендер П.Э.; Аудит и контроллинг персонала организации: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. П. Э. Шлендера. — М.: Вуз. Учебник, 2007. — с. 29 | |
Система внутрифирменного планирования и контроля в сфере работы с человеческим ресурсом | Фалько С; Фалъко С. Контроллинг персонала: функции и задачи//Справочник по управлению персоналом. — 2007. — №7. —с. 41 | Учет только экономического аспекта |
Современная концепция управления персоналом, стремящаяся соответствовать новой, резко возросшей в последнее время вследствие многочисленных изменений в технологии и обществе роли человеческих ресурсов на фирме. | Синявец Т. Д. Контроль и контроллинг персонала// Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2006. — №2. — С. 41—46. | Эффективное использование HR-ресурсов |
Система информационно-аналитической и методической поддержки принятия управленческих решений в системе управления персоналом с целью повышения эффективности организации. | Михайлова А. В. Кадровый контроллинг // Контроллинг. — 2007. — №24. — С. 30-36. | Эффективное использование HR-ресурсов |
Концепция, направленная на ликвидацию «узких мест», ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определённых результатов | Дорофеев В. Д., Шмелева А. П.; Дорофеева В. Д., Шмелёва А. Н. К вопросу контроллинга в системе управления персоналом предприятия//Менеджмент: теория и практика. — 2007. — №1/2. С. 244. | Информационный аспект |
Подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения системы управления персоналом, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию | Хорват П.; К вопросу о концепции контроллинга/ Шиманаев Н.Г. // Менеджмент в России и за рубежом.— 2003. — №8. — С. 79. | Эффективное использование HR-ресурсов |
|
Т. Синявец видит основную цель контроллинга персонала в создании механизма по координации и оптимизации деятельности в рамках системы управления персоналом в изменяющихся условиях среды, направленного на развитие управления человеческими ресурсами для достиженияцелей организации, повышения ее экономической и социальной эффективности.
Как видно из предложенного определения, эта цель направлена на достижение определенного результата в управлении персоналом организации. В зависимости от уровня развития организации и ее целевых потребностей экономическими целями контроллинга организации и подсистемы управления персоналом могут быть: увеличение объемов производства продаж, повышение прибыльности, рост конкурентоспособности, увеличение стоимости бизнеса.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи контроллинга персонала:
1. Информационное обеспечение по всем направлениям кадровой работы: планирование потребности в персонале, развитие работников, производительность труда, бюджет затрат на персонал, высвобождение сотрудников.
2. Планирование, анализ — получение прогнозной, целевой и нормативной информации о персонале на основе стратегических и тактических целей организации.
|
3. Управление — разработка предложений по устранению негативных тенденций на основе анализа отклонений плановых показателей о фактических.
4. Контроль — организация обратной связи, контроль достижения запланированных показателей в системе управления персоналом с учетом общих показателей эффективности предприятия.
Основные объекты контроллинга персонала по П.Э. Шлендеру - затраты на персонал организации, а также центры затрат и центры ответственности.
Центр затрат — структурное подразделение, в котором понесены необходимые затраты на персонал и организованы планирование, нормирование и учет издержек для контроля и управления затратами на персонал. Ими могут быть: рабочие места, участки, бригады, отдел предприятий.Учет издержек по местам их возникновения позволяет руководств предприятия обеспечить контроль эффективности работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений.
Центр ответственности (ЦО) — это структурное подразделение предприятия, руководитель которого несет ответственность за принимаемые в систему управления персоналом решения.
В качестве результатов контроллинга персонала Шлендер предлагает:
ü выработку управленческого решения — предпочтительного выбора вариантадействий с учетом фактической ситуации и возможного развития событий, наиболее отвечающего поставленным целям управления персоналом и всей организации в целом;
ü обеспечение руководства информацией в режиме обратной связи;
ü прогнозирование и обеспечение своевременной корректировки основных результатов функционирования предприятия;
|
ü снижение предпринимательского риска в ситуации неопределенности управленческих решений.
Мониторинг персонала
Для повышения оперативности деятельности организации необходимо вести постоянный мониторинг как изменений потребности в персонале, так и показателей сотрудников.
Согласно А.Я. Кибанову, мониторинг в области персонала — это «научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа кадровой информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений руководством организации».
Агентство финансовой безопасности и информации (АФБИ) дает мониторингу следующее определение — «это отслеживание изменений происходящих в компании с целью объективного анализа и выводов по работе с кадрами компании».
Т.Ю. Базарова видит цель мониторинга персонала в разработке процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Для этого необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки.
Основная задача мониторинга — выявление проблемных групп сотрудников, по каким-либо условиям не соответствующим существующимили планируемым требованиям, что позволяет решать вопросы кадрового планирования более "адресно".
К вопросам, решаемым в первую очередь в рамках кадрового мониторинга относятся:
ü контроль за изменяющимися формальными показателями(возраст, стаж, время, прошедшее после медицинского осмотра, обучения и пр.);
ü контроль показателей оценки эффективности работы (объем выработки, объем заключенных договоров, сроки сдачи проектов, количество рекламаций и пр.);
ü контроль показателей, отражающих собственно профиль работника и занимаемой должности; прогноз возрастных изменений в качественном составе персонала, который теперь особенно учитывается в решении большинства кадровых вопросов.
При этом важно, чтобы перечень контролируемых параметров и особенно тех, по которым проводится аттестация, был утвержден в локальных нормативных актах предприятия. С одной стороны, доведение их до сведения сотрудников является мощным альтернативным механизмомповышения эффективности работы персонала, а с другой — формализацияэтих положений позволяет применять для прогноза и мониторинга современные программные средства, обеспечивающие автоматизированное решение задач контроля, прогноза и мониторинга.
На основании определения мониторинга можно выделить его объект — качественные и количественные показатели персонала организации.
Помимо кадрового мониторинга, можно встретить такое понятие, как «оперативный мониторинг».
Оперативный мониторинг — это контроль текущей активности персонала: кто какие задания выполняет, с какой производительностью работает и т.п. Обычно такой мониторинг используется для обеспечения информационной безопасности организации. В HR-управлении он применяется реже, как правило, для решения "деликатных" задач. Например, для сбора доказательной базы о нарушениях трудовой дисциплины провинившимся сотрудником, для оценки профессиональных и личностных качества сотрудника в течение испытательного срока и т.п. Но даже если такие задачи возникают не очень часто, наличие средств оперативного мониторинга существенно повышает эффективность HR-службы. Таким образом, можно отметить, что оперативный мониторинг, как и кадровый, помогает выделить проблемную группу сотрудников.
Оперативный мониторинг включает в себя:
1. Мониторинг интенсивности (производительности) труда. Позволяет контролировать, с какой интенсивностью сотрудники работают сейчас и/или работали в течение последнего времени, например, в течение рабочего дня.
2. Мониторинг активности персонала. Позволяет контролировать, какие задания, поручения, бизнес-операции сотрудники выполняют в данный момент времени.
Критерий | Кадровый аудит | Контроллинг персонала | Мониторинг персонала |
Определение | |||
Цель | |||
Задачи | |||
Объект | |||
Результат |
[1] Сухарев С.А. Аудит персонала — необходимое условие его управления. 08.00.07.— Экономика труда, дис. На соис. Уч.степени к .э. н. Москва 1999. — С.58-59.
2Одегов Ю.Т., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. М. 1997, с. 529.
3Greiner L.E. Metzger R.O. Consulting to management.1983. p.7