Долгосрочный проект (2 года) по духовно-нравственному воспитанию «История и традиции русского народа».
Куклева Л.А.
Проблема – недостаточные сведения о русских народных традициях. Актуальность – Россия богата своими традициями, обычаями и народными праздниками. Воспитанники имеют недостаточные представления о них. Поэтому и возникла идея реализации проекта силами педагогов, детей и родителей.
Цель – приобщение к традициям русского народа через сопереживание и непосредственное участие в общей деятельности;
возрождение и сохранение русских народных традиций, русской культуры.
Задачи:
• приобщать к истокам духовной культуры русского народа;
• расширять представления о русском национальном костюме традициях и обычаях;
• формировать предпосылки к поисковой деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, творческие и познавательные способности;
• возродить интерес к обрядовому празднику;
• способствовать индивидуальному самовыражению в творческой продуктивной деятельности;
• воспитывать уважение к историческому наследию русского народа.
Обеспечение проекта:
-материально - техническое: мультимедийное оборудование, компьютер, аудио системы;
- предметы ДПИ: дымковские и филимоновские игрушки, жостовские подносы, гжельская и хохломская посуда, городецкие предметы быта, семеновские и полхов – майдановские матрешки, павло - пасадские платки;
-выставка в изостудии художественной литературы, альбомов по ДПИ, народным праздникам, играм;
-организация в изостудии уголка предметов русской старины
I этап «Подготовительный»
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
|
2. Сбор и переработка информации участниками.
II этап «Формирующий»
Продуктивная деятельность.
-рисование с дошкольниками на тему русских народных росписей, образов русских богатырей, русских красавиц, персонажей народных сказок, русских храмов, лепка народной игрушки с последующей росписью, лепка посуды по мотивам народных промыслов, выполнение элементов росписи методом аппликации на НОД
Коммуникативная деятельность.
-знакомство детей с УНТ, ДПИ, народными играми, элементами праздников;
Беседы:
1. «Поэзия народного костюма » (одежда, обувь, головные уборы).
2. «Быт и основные занятия русских людей ».
3. «Живет в народе песня ».
4. «Шутки шутить – людей насмешить» (о народном юморе).
5. «Старинные обычаи ».
6. «Народные праздники. Масленица».
7. «Старинная русская кухня ».
Чтение художественной литературы.
-разучивание с детьми народных игр, стихов о росписях, проигрывание элементов народных праздников, чтение художественной литературы, знакомство с народными пословицами и поговорками;
1. «Ванюшина рубашка» по К. Ушинскому.
2. «Два брата» Д. Тихомиров.
3. «Пир горой» А. Толстой.
4. «Офени» (бродячие торговцы) по А. Рогову.
5. «Как весна зиму поборола» (сказка).
6. «На Масленицу» Т. А. Шорыгина.
Познавательно – исследовательская деятельность.
1. Рассматривание репродукции картины Сурикова «Взятие снежного городка»
2. Сбор и рассматривание иллюстраций для альбома «народные праздники на Руси »
3.Рассматривание кукол в женских костюмах различных областей.
4. Знакомство с народными промыслами (рассматривание альбомов по ДПИ, образцов ДПИ.)
|
-организация выставок детских рисунков, лепных работ, выполненных на НОД
-изготовление родителями совместно с детьми поделок народных игрушек, альбомов, рефератов по народным русским росписям.
Игровая деятельность.
Русские народные игры:
1. «Золотые ворота».
2. «Полетушки».
3. «Как у дядюшки Трифона».
4. «Забори медведя».
5. Сюжетно-ролевая игра «В горнице».
Двигательная деятельность.
1. Подвижная игра «прятки».
2. Народные игрища на свежем воздухе («Взятие крепости», «Перетягивание каната» и т. д.)
Музыкальная деятельность.
1. «А мы Масленицу дожидали» русская народная мелодия.
2. «Вот уж зимушка проходит» р. н. м.
3. «Широкая Масленица» р. н. м.
4. «Блины» р. н. песня.
5. Тематические песни к праздникам.
III этап «Заключительный»
1. Создание мини- музея народных промыслов.
2. Праздничные мероприятия ко Дню матери, празднику День отца.
2. Проведение обрядовых праздников «Рождественские встречи», «Широкая Масленица», «Светлая Пасха»
Прогнозируемые результаты.
1. Дети проявляют познавательные способности, интерес и стремление к творческой деятельности.
2. Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, инициативы и стремления к эмоциональному общению с родителями и нужными людьми.
3. Участвуют в создании предметно-развивающей среды.
4. Стремятся к совместным обсуждениям проблем, согласованным действиям с партнерами.
5. Увлеченно и эмоционально участвуют в празднике, получая удовольствие.