Построение бизнес-модели компании на возникающем российском рынке event-менеджмента (анализ опыта отдела НИРС НГУ)




Орлов И. О.

Новосибирский государственный университет

 

С 1960 года в экономически развитых странах мира наблюдается стабильный рост вложений в инфраструктуру, обеспечивающую организацию конференций, саммитов, конгрессов и прочих массовых коммерческих, общественных, религиозных и научных мероприятий. В последнее десятилетие активно начал развиваться конгресс-бизнес и в странах Юго-Восточной Азии.

В России рынок конгрессного туризма и организации массовых мероприятий ещё только начинает развиваться. Причинами масштабного отставания (85 мероприятий мирового уровня в 2005 году; 1,1 % рынка), кроме общих финансово-экономических сложностей, являются затруднённость создания и развития транспортно-логистической инфраструктуры, высокие транспортные затраты, непростые визовые отношения со странами Европы и Америки.

Целью работы является построение действующей бизнес-модели компании, работающей и развивающейся на возникающем в России рынке менеджмента мероприятий (event-менеджмента) на мировом и российском рынке услуг; формулировка наиболее перспективных вариантов стратегии развития на среднесрочную перспективу.

В качестве основы для анализа используется опыт организации массовых научно-образовательных мероприятий, накопленный отделом научно-исследовательской работы студентов НГУ, возглавляемом автором с 2007 г. по настоящее время. За это время отделом было организовано более 40 мероприятий (конференции, школы, семинары) всероссийского и международного уровня наполнением от 100 до 4000 участников. В контексте настоящей работы отдел НИРС, формально являющийся структурным подразделением НГУ, допустимо рассматривать на правах самостоятельной компании, работающей на рынке, поскольку в течение последних нескольких лет административные ограничения деятельности отдела несущественны, а финансовые потоки от университета практически отсутствуют. Фактически, отношения между НГУ и отделом НИРС происходят по схеме «заказчик мероприятия – исполнитель».

Основные компоненты разрабатываемой бизнес-модели:

1. Производимые ценности. Основной ценностью, производимой компанией, является возможность коммуникации различных групп потребителей и вовлечение их в единую деятельность в рамках организуемого мероприятия. На примере научно-образовательных мероприятий (конференций) целью и результатом такой коммуникации является обмен опытом и научной информацией, участие в образовательных, конкурсных и тренинговых событиях в рамках конференции.

2. Категории потребителей. Непосредственные участники мероприятия; командирующие организации; принимающая мероприятие организация; коммерческие компании – партнёры мероприятия; эксперты.

3. Основные бизнес-процессы. Основные бизнес-процессы на рынке event-менеджмента делятся на три основных сектора: 1) процессы логистико-туристической направленности – размещение участников, трансфер, организация культурного досуга); 2) процессы научно-публикационной направленности – сбор заявок, подготовка сборников материалов конференции, раздаточных и информационных материалов; 3) процессы рекламно-маркетинговой направленности – распространение информации, PR, взаимодействие со СМИ, привлечение значимых персон. Поскольку каждое направление в целом требует своих компетенций, инструментов реализации и контроля, эффективным является выделение в компании функциональных групп, ответственных за эти три направления.

4. Основные средства контроля качества и эффективности. Система сбалансированных показателей (KPI), объединяющая показатели всех трёх направлений бизнес-процессов. Система проектного менеджмента и анализа (сетевые диаграммы процессов, диаграммы Гантта, системы контроля ключевых точек). Поиск оптимальной организационной структуры и модели делегирования полномочий (Гарцбургская модель).

5. Финансовые потоки и их контроль. В системе финансовых отношений российской государственной образовательной организации есть четыре источника средств для организации мероприятий: 1) оргвзнос участников мероприятия; 2) средства государственных и частных фондов и программ поддержки; 3) средства коммерческих компаний – партнёров мероприятия; 4) собственные средства организации. Направлений расходов средств по каждому мероприятию насчитывается несколько десятков, что требует создания в оргкомитете сбалансированной и чёткой системы финансового планирования и контроля, действующей в тесном взаимодействии с планово-финансовой системой головной организации.

Разрабатываемая модель успешно применяется при организации мероприятий отдела НИРС НГУ, в частности, Международной научной студенческой конференции МНСК.

 

Научные руководители – д-р экон. наук, проф. Мкртчян Г. М., канд. техн. наук, доцент Кузнецова С. А..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: