Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся 5 класса Средней школы № 55 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ.
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/(сост. Е.С. Савинов).– М.: Просвещение, 2011.-(Стандарты второго поколения).
3. Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы – М.: Просвещение, 2011 г. – (Стандарты второго поколения).
4. «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы». Сборник рабочих программ. Авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011г.
5. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
6.Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 № 929-Р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015уч. год.
9. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ №55 на 2015-2016 учебный год (5-7 классы) (утверждена приказом директора школы №143А от
01.09.15г.)
10.Учебный план Средней школы №55 (рассмотрен и одобрен на заседании Педагогического совета, протокол №1 от 28.08.15 г., утвержден приказом директора школы №110 от 31.08.15 г.)
11. Годовой календарный учебный график Средней школы №55 на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом директора школы №117 от 01.09.15 г.).
12. Положение о рабочих программах учебных предметов (утверждено приказом директора школы №127А от 01.09.15 г.).
13. Перечень учебников на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом директора школы №121А от 01.09.15 г.)
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта авторов Критской Е.Д., Сергеевой, Г.П., Шмагиной Т.С., включающего в себя:
• Учебник «Музыка.5 класс» М.: Просвещение, 2014г.
• Рабочая тетрадь по музыке для учащихся 5 класса.
• Хрестоматия музыкального материала 5 класс.
• Пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М.: Просвещение, 2011г.
• Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс. (МР3)
В системе предметов общеобразовательной школы курс музыки представлен в предметной области «Искусство».
Цель программы –развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой частидуховной культуры.
Задачи: -развитие музыкальности;музыкального слуха,певческого голоса,музыкальнойпамяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной
музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, способов деятельности и ключевых компетенций, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Общая характеристика учебного курса музыки
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия.Вобновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. Часы первого полугодия (17 часов) посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия (18 часов) – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Отличительная особенность программы в том,что она основана на обширном материале,охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий:
•личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества)
•технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;
•технологии формирования певческой культуры учащихся;
•технологии детского музицирования;
•технологии становления ассоциативно-образного мышления учащихся;
•технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;
•технологии здоровьесбережения учащихся;
•арттерапевтические технологии
•технологии проектно-исследовательской деятельности
•информационно-коммуникационная технология
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений в РФ для изучения музыки в 5 классе отводится 35 часов в год (из расчета 1 час в неделю). По учебному плану Средней школы № 55 в 2015-2016 учебном году продолжительность учебного года в 5-х классах 35 учебные недели. Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком средней школы № 55, с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год.
Продолжительность учебных четвертей:
1 четверть | 01.09.2015 | 31.10.2015 | 9 недель |
2 четверть | 09.11.2015 | 26.12.2015 | 7 недель |
3 четверть | 11.01.2016 | 26.03.2016 | 11 недель |
4 четверть | 04.04.2016 | 31.05.2016 | 8 недель |