1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки: предложения абзацы сложные синтаксические целые; параграфы главы. Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
|
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль). Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.
Задание № 2.
Заполнить таблицу. При заполнении используйте конспект «Текст»
Термин | Определение термина |
Текст | |
Тема | |
та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его | |
Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль | |
Развернутость | |
Членимость | |
признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли. | |
Связность | |
Цельность | |
это признак текста, который выражает завершенность текста | |
Назовите восьмой признак текста |
Задание № 3. Прочитайте текст. Напишите тему и основную мысль текста.
Тема__________________________________________________
Основная мысль ________________________________________
Докажите, что этому тексту присуще тематическое единство_____________
|
· В настоящее время не существует вакцины для профилактики коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19).
· Лучший способ предотвратить заболевание-это не подвергаться воздействию этого вируса.
· Считается, что вирус распространяется главным образом от человека к человеку.
· Между людьми, которые находятся в тесном контакте друг с другом (в пределах около 1,5 – 2 м).
· Через дыхательные капли, образующиеся при кашле или чихании инфицированного человека.
· Эти капли могут попасть в рот или нос людей, которые находятся поблизости или, возможно, вдыхаются в легкие.
· Примите меры, чтобы защитить себя.
Не обязательно здороваться за руку.
· Часто мойте руки с мылом и водой в течение не менее 20 секунд, особенно после того, как вы были в общественном месте, или после сморкания, кашля или чихания.
· Если мыло и вода недоступны, используйте дезинфицирующее средство для рук, содержащее не менее 60% алкоголя. Покройте все поверхности ваших рук и потрите их вместе, пока они не станут сухими.
· Не прикасайтесь немытыми руками к глазам, носу и рту.
· Избегайте тесного контакта с больными людьми
· Устанавливайте дистанцию между собой и другими людьми, если COVID-19 распространяется в вашем сообществе. Это особенно важно для людей, которые находятся в группе повышенного риска заболеть очень сильно.
· Оставайтесь дома, если вы больны, за исключением получения медицинской помощи.
Обращайте внимание на признаки болезни.
· Закройте рот и нос салфеткой, когда вы кашляете или чихаете или используете внутреннюю сторону руки в проекции локтя.
· Выбросьте использованные салфетки в мусорное ведро.
· Немедленно вымойте руки с мылом и водой в течение не менее 20 секунд. Если мыло и вода недоступны, вымойте руки дезинфицирующим средством для рук, содержащим не менее 60% алкоголя.
· Если вы больны: вы должны носить маску для лица, когда вы находитесь рядом с другими людьми.
· Если вы не больны: вам не нужно носить маску для лица.
· Ежедневно чистите и дезинфицируйте рабочие поверхности. Это столы, дверные ручки, выключатели света, столешницы, ручки, столы, телефоны, клавиатуры, туалеты, краны и раковины.
· Если поверхности загрязнены, очистите их: используйте моющее средство или мыло.