Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая.




ТЕМА 6. СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТРАКТОВ КУПЛИ - ПРОДАЖИ ТОВАРОВ.

План

1. Понятие и содержание страхования грузов. Регулирование страхования грузов в Российской Федерации.

2. Страховые риски и условия страхования грузов. Порядок заключения, виды и основное содержание договора страхования.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая.

1. Транспортное страхование во внешнеэкономической деятельности направлено на компенсацию убытков, возникающих в процессе переме­щения грузов вследствие их гибели, уничтожения или повреждения в ре­зультате обстоятельств, не зависящих от владельца имущества.

Страхование грузов дает участникам договоров купли-продажи не только прямую выгоду в виде защиты интересов их владельцев, но и ряд косвенных преимуществ:

• позволяет компаниям, понесшим убытки, продолжать свою деятель­ность (производить товары, предоставлять услуги, реализовывать внеш­неторговые контракты), что в значительной степени способствует созда­нию стабильного делового климата;

• в определенной степени обеспечивает безопасность торговых сделок, так как позволяет предпринимателям перевести на страховую компанию риски при транспортировке, которые они не могут контролировать;

• плата за страхование высвобождает денежные средства, содержащие­ся в целевом резерве компании, для финансирования расходов по преду­преждению и ликвидации убытков.

Кроме страхования возможным путем возмещения возникающих во время доставки грузов убытков является получение компенсации с винов­ной стороны, которой при транспортировке могут оказаться компания-пе­ревозчик, экспедитор/оператор либо фирма, осуществляющая операции с грузом в пунктах его перевалки с одного вида транспорта на другой.

Однако взаимоотношения сторон по договору перевозки экспортно-импортных грузов строятся на основе международных конвенций и сог­лашений, которые, как правило, предусматривают ограниченную ответ­ственность виновной стороны, т. е. материальное возмещение убытков не всегда покрывает реальный ущерб, нанесенный грузу. Так, например, в соответствии с Конвенцией ООН о морской перевозке грузов (в редакции от 1 ноября 1992г.) ответственность перевозчика за ущерб, являющийся ре­зультатом утраты или повреждения груза, устанавливается в сумме, экви­валентной 835 единицам СДР (SDR) за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше. Правда, в определенных случаях Конвенция предусматривает возможность увели­чения этих пределов по соглашению между перевозчиком и грузовла­дельцем, но отправители груза практически не пользуются этим правом.

В некоторых ситуациях перевозчик в силу причин непреодолимой си­лы вообще освобождается от ответственности (форс-мажорные обстоя­тельства) за повреждения, нанесенные грузу.

Транспортное страхование во внешнеэкономической деятельности подразделяется на страхование "каско" ( hull insurance), страхование "карго" ( cargo insurance) и страхование ответственности перевозчика, экспедитора/оператора за груз перед его владельцем ( liability insurance).

Термин "каско" применяется при страховании подвижного состава транспорта участвующего в международных перевозках. Этот вид страхования осуществляет непосредственно владелец транс­портных средств.

Страхование "карго" является зашитой от различных убытков, связан­ных с транспортировкой груза, являющегося предметом купли-прода­жи по внешнеторговому договору. При ущербе в результате гибели, по­вреждения и иного неблагоприятного воздействия на застрахованное имущество он компенсируется в виде определенной суммы, называе­мой страховым возмещением (insurance indemnity). Данный вид страхо­вания может быть осуществлен участниками контракта или по их поручению.

Сторона, которая страхует определенный имущественный интерес, называется страхователем ( insured).

Страховщик (insurer, underwriter) - это юридическое лицо, принима­ющее на себя обязательство возместить убытки, возникшие в процессе транспортировки, при наступлении событий, от которых осуществлялось страхование (страховой случай, страховой риск).

За свою работу страховщик получает определенное вознаграждение - страховую премию (insurance premium), которая оплачивается страховате­лем всегда независимо от того, имел ли место страховой случай и понес ли страхователь действительные убытки, связанные с грузом.

Термин риск (risk) в страховании имеет несколько значений. Прежде всего, имеется в виду случайность, событие, которое может, но не обя­зательно должно произойти, находясь вне контроля страхователя. Под риском также может подразумеваться чья-либо ответственность, напри­мер, формулировка "на риске страховщика" означает "на его ответст­венности". Далее, риск может означать определенный вид ответственно­сти страховщика: риск полной или частичной гибели товара, риск кра­жи и т. д. Также, под риском может пониматься имущество, кото­рое страхуется.

Законодательные акты в области страхования могут быть сведены в основном к регламентации, во-первых, функционирования страховых рынков, во-вторых, деятельности страховых обществ, в-третьих, взаимо­отношений страховых компаний и потребителей страховых услуг путем регулирования требований, предъявляемых к заключению и содержанию договоров страхования.

В настоящее время в Российской Федерации заключение договоров на транспортное страхование грузов осуществляется в рамках общестраховых законодательных норм, регламентирующих имущественное стра­хование. К нормам законодательства в РФ, которые применимы к вопросам страхования грузов, в первую очередь относится Гражданский кодекс.

В отношении обеспечения страховой защиты по договорам купли-продажи прежде всего определяется, что страхование товара осуществля­ется по правилам страхования имущества. Это означает, что оно подчи­няется общим принципам имущественного страхования без учета конкретной специфики международного товарообмена как самостоятельно­го вида деятельности.

В ст. 490 ГК РФ указывается, что договором купли-продажи может быть предусмотрено страхование товара, т. е. презюмируется его добро­вольный характер, основанный только на договоренности сторон. Если в договоре в принципе позитивно решен вопрос о страховании, то в нем обязательно фиксируется, кем и на каких условиях страхуется товар. Продавец при этом должен передать покупателю всю информацию о то­варе, если на последнем лежит обязанность по страхованию. Закон пря­мо указывает, что при неисполнении стороной, обязанной в соответст­вии с договором купли-продажи страховать товар, другая сторона может либо застраховать товар и потребовать от контрагента возместить расхо­ды на страхование, либо отказаться от исполнения договора.

Часть вторая Гражданского кодекса содержит специальную главу 48 «Страхование». Здесь регулируются такие важнейшие вопросы взаимоот­ношений страховщика и страхователя, как понятие договора имуществен­ного страхования, определение сторон по договору страхования и выпол­нение их обязанностей, форма договора страхования, страховая премия и страховые взносы, основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и ряд других, т. е. базовые позиции, на которых основывается реализация страховой защиты грузов при исполнении тор­говых сделок.

Вторым важнейшим документом на страховом рынке является Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" (в ред. Федеральных законов от 13.12.97 №157-ФЗ; от 20.11.99 № 204-ФЗ; от 21.03.02 № 31-ФЗ; от 25.04.02 № 41-ФЗ; от 10.12.02 № 172-ФЗ). Он содержит определение основ­ных понятий и терминов, используемых в страховом бизнесе, рассматрива­ет все аспекты договора страхования и регламентирует деятельность самих страховых обществ. Закон также устанавливает основные принципы госу­дарственного контроля за страховой деятельностью.

2. Страхование грузов, как всякое другое имущественное страхование, возмещает убытки, происшедшие не по любым, а только по определен­ным причинам, именуемым страховыми рисками (perils insured). Случай­ности и опасности в качестве страховых рисков характеризуются тем, что они должны носить именно возможный, а не неизбежный характер. В свя­зи с этим явления, обязательно приводящие к возникновению убытков по общему правилу, страхованием не покрываются.

Одним из наиболее сложных понятий, связанных с классификацией рисков и возмещением убытков, является институт общей аварии, воз­никший в морском судоходстве.

Морское право придает слову "авария" (average) особое значение и рассматривает не сам случай аварии, а убытки и расходы, причиненные этим событием при осуществлении морской перевозки.

Убытки, происходящие от тех или иных причин во время морской перевозки, морское право разделяет на два вида: общую аварию ( general average) и частную аварию ( particular average).

Практическое значение такого подразделения заключается в том, что убытки при общей аварии распределяются между всеми участниками мор­ского предприятия (судном, фрахтом и грузом) соразмерно их первона­чальной стоимости.

Убытки от частной аварии не подлежат такому распределению, их не­сет тот, кто потерпел аварию или на кого возлагается ответственность за нее.

Для заключения договора страхования груза необходимо, чтобы стра­хователь заявил о своем намерении страховщику в письменном виде. В по­даваемом заявлении он обязан сообщить точные сведения, позволяющие страховщику определить степень риска, который он на себя принимает, и указать следующие данные:

1) наименование и юридический адрес страхователя;

2) сведения о грузе - точное наименование, род упаковки, число мест, вес груза. Особые качества груза (насыпной, наливной, подвержен­ный бою, лому, взрывоопасный и т. д.);

3) условия транспортировки - вид транспорта и способ перевозки (при морской перевозке обязательно указывать - в трюме или на палу­бе), - номера и даты перевозочных документов, пункты отправления, на­значения и перегрузки, дату отправки, продолжительность перевозки. По отдельным видам транспорта указываются:

• при морской перевозке - судовладелец, название, год постройки, класс, флаг и тоннаж судна;

• при железнодорожной перевозке - номера вагонов, открытых плат­форм или полувагонов;

• при автоперевозке - вид автотранспорта: тентовый фургон, жест­кий фургон, контейнер и т.д.;

• марка и номер автомобиля (прицепа);

• осуществляется ли перевозка по системе ТИР;

• застрахована ли ответственность перевозчика;

• наличие сертификатов о разрешении водителям осуществлять данные перевозки на указанных машинах;

• при воздушной перевозке — владелец и эксплуатант самолета, модель воздушного судна, номер борта;

4) страховую стоимость груза, страховую сумму;

5) вид условий страхования; при этом в изложении условий страхо­вания должна быть такая последовательность: вначале указываются транспортные и складские риски, затем — дополнительные риски (воен­ные, забастовочные) и далее — различные специальные оговорки;

6) наличие и принадлежность охраны или сопровождения;

7) дополнительные сведения о рисках.

3. Страховым случаем называется свершившееся событие, предусмотрен­ное договором страхования или законом, с наступлением которого возни­кает обязанность страховщика произвести выплату страхового возмеще­ния. Для реализации данного права страхователю/выгодоприобретателю необходимо выполнить ряд обязанностей, которые устанавливаются зако­ном и конкретизируются в Правилах транспортного страхования грузов.

К наиболее общим для всех страховых компаний обязанностям стра­хователя/бенефициара в этой ситуации относятся следующие.

1. Известить страховую компанию о наступлении страхового случая и следовать ее указаниям, если таковые будут. Правила устанавливают фор­му такого сообщения (чаще всего письменную) и сроки уведомления ком­пании ("немедленно", "незамедлительно", "в 3-дневный срок с момента обнаружения ущерба" и т. д.).

2. Страхователь обязан принять необходи­мые меры, разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах, по предотвращению и уменьшению ущерба по грузу. Принимая такие ме­ры, страхователь должен следовать указаниям страховщика или его представителя. Эта норма является императивной независимо от того, предусмотрена она в Правилах страхования или нет (комментарий к ст. 962 ГК РФ).

3. Страхователь обязан обеспечить страховщику возможность после выплаты возмещения реализовать право на предъявление претензии сто­роне, виновной в нанесении убытков. В Правилах страхования практи­чески всех ведущих иностранных и национальных страховых компаний указывается, что если по вине страхователя осуществление такого права окажется невозможным, то страховщик в соответствующем размере ос­вобождается от обязанности выплачивать страховое возмещение, а в слу­чае состоявшихся расчетов страхователь обязан возвратить его.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: