Культура русской речи
Культура речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли, умение говорить грамотно, привлекать внимание аудитории не только содержанием своей речи, но и эмоциональным воздействием на слушателей.
Культура речи предполагает: соблюдение правил речевого общения; владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в конкретной ситуации общения способствуют достижению определенных коммуникативных целей. Таким образом, культура речи содержит три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.
В процессе речевого общения человек чаще не просто передает информацию, а убеждает принять ее, доказывает правильность своей позиции. Доказательство и убеждение – разные процессы. Доказывать – это значитустанавливать истинность какого-либо положения. Убеждать –означаетзаставлять поверить собеседника в то, что позиция говорящего истинна
Всякое логическое доказательство включает в себя: 1) тезис; 2) аргументы (доводы); 3) демонстрации (вывод).
Доказательства бывают прямые и косвенные. Косвенное доказательство иначе называют доказательством «от противного» (то есть доказательство истинности путем доказательства ложности антитезиса).
Правила выдвижения тезиса: 1) тезис должен быть четко сформулирован; 2) тезис должен оставаться неизменным на протяжении общения; 3) тезис не должен содержать в себе логического противоречия.
Различают два вида аргументов: 1) логические (обращение к разуму); 2) психологические (апелляция к чувствам).
Правила выдвижения аргументов: 1) в качестве аргументов выдвигаются только истинные положения; 2) аргументы должны быть весомыми и достаточными для доказательства данного тезиса.
|
При нарушении этих правил в доказательствах возникают логические ошибки. Они бывают непреднамеренными и преднамеренными. Наиболее распространенными преднамеренными логическими ошибками являются: 1) подмена тезиса; 2) ложное основание (заблуждение), когда автор дает ссылки на несуществующие факты, документы, приводит неверные статистические данные; 3) выдвижениев качестве аргументов недоказанных положений; 4) «порочный круг» в доказательстве, когда тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из тезиса: Сегодня плохая погода, потому что у меня плохое настроение / мне плохо.
В ходе устного речевого общения особая роль принадлежит интонации. Она отличает устную речь от письменной, делает ее богаче и выразительнее, придает ей неповторимый индивидуальный характер.
Пауза – важная характеристика устной речи. Ей придавал особое значение К.С. Станиславский, полагая, что «пауза – важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей». Паузы бывают значимыми и пустыми.
Значимые паузы: 1) интонационно-логические; 2) интонационно-синтаксические; 3) хезитации (размышления); 4) эмоциональные; 5) физиологические.
Жанры устного речевого общения определяются типами коммуникативных установок, которые зависят от характера участия партнеров и их реплик. Существуют три основных жанра устного речевого общения: 1) беседа – обмен сведениями и мнениями (может быть бесцельным); 2) разговор (отличается от беседы целенаправленностью); 3) спор – обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины.
|
Орфографические нормы — правила написания слов. Орфографические нормы являются надуровневыми, так как они связаны не с одним уровнем языка, а касаются языковых единиц разных уровней: для выбора правильного варианта написания нужно учитывать лексические, морфологические, морфемные, словообразовательные признаки слова.
Орфография имеет ярко выраженный социальный характер, так как затрагивает интересы всего общества. Орфографические правила изучаются в школьном курсе русского языка, так как каждый член общества должен владеть орфографическими нормами. Орфография является предметом пристального внимания государства, языковедческих организаций, занимающихся культурой речи.
Русская письменная культура имеет длительную историю, что отразилось в различных правилах орфографии. Принципы орфографии — эго законы, лежащие в основе правил правописания конкретного языка. Русская орфография основана на трех принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном.
Правописание безударных гласных в корне
Правило | Примеры |
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Гром о здиться – гром о́ здкий, вообр а жать, обр а з – обр а́ зчик, раздр а жать – др а́ знит, ум о лять – м о́ лит, ум а лять – м а́л ый. |
2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е. | Ч ё ркать – ч е ркнуть, п ё стрый – исп е щрить, тв ё рдый – затв е рдеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло. | Бр а зды – б о р о зда, обл а ко – об о л о чка, охл а ждение – х о л о д, возгл а с – г о л о с, огр а да – ог о р о дить, гл а ва – г о л о ва, сокр а щать – к о р о ткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возр а жать, нав а ждение, а ромат, п а норама, л а б и ринт, л о т е рея, б е тон, к а стрюля, пр и в и легия, эт и кет. |
|