Исполнительские трудности




I.

Романс, занимающий в области музыкальной литературы наших дней весьма выдающееся положение, представляет один из родов или видов музыкального сочинения, с которым пришлось считаться большинству современных композиторов всех стран и которому их творчество принесло значительную дань поклонения. Своею родоначальницею романс может считать простую песню, представительницу эпохи и переходившею из поколения в поколение. Из простейшего вида песни безыскусственной стал выделяться новый вид песни культурной, в значительной степени подчиненной художественным требованиям поэзии и музыкального искусства.

В романсах Кюи может быть назван продолжателем Глинки и Даргомыжского: он расширил выразительность мелодии первого и декламацию второго, он вместе с тем обогатил романс разнообразием и замечательною красотою гармонического фона. В его романсах, как и в прочих вокальных произведениях, прежде всего, заметно глубокое и неизменное стремление к выражению правды в музыке, к полному слиянию текста с музыкой, к совершенной осмысленности и выразительности поэтического текста, к самостоятельности и самобытности музыкальной мысли без всякого стеснения её условными рамками формы.

Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) — русский композитор, специалист в области фортификации. С 14 лет Цезарь обучался музыкально-теоретическим дисциплинам у известного композитора и педагога Станислава Монюшко, основоположника польской национальной оперной школы, а также осваивал игру на фортепиано и начал сочинять музыку.

Немаловажную роль в становлении Кюи как композитора имело творческое общение с известной в то время Могучей кучкой. Плодом активного творческого взаимодействия с композиторами-«кучкистами» стали романсы и первые оперы Цезаря Кюи: «Кавказский пленник» (1857-1858) и «Сын мандарина» (1859). Кюи проявил незаурядное дарование в области музыкальной критики. С 1864 года он сотрудничал с газетой «Петербургские ведомости». 19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг, ученице Даргомыжского. Ей посвящено оркестровое скерцо F-dur, с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы её фамилии) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) — идея, явно навеянная Шуманом, имевшим вообще большое влияние на Кюи. Скончался Цезарь Антонович Кюи 26 марта 1918 года в Петрограде.

Музыкальное творчество Кюи достигло расцвета в 60-70-е годы XIX века, когда композитор создал оперы «Вильям Радклиф» (1869) и «Анджело» (1876). Среди последующих его произведений следует выделить оперы «Пир во время чумы» (по А. С. Пушкину, 1900), «Мадемуазель Фифи» (по Мопассану, 1903), «Матео Фальконе (по Просперу Мериме, 1907) и «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), а также четыре оркестровые сюиты, три детские оперы, большое количество камерно-инструментальных и вокальных произведений.

Среди хоровых произведений можно выделить хоровую миниатюру “Осень” на стихи Алексея Плещеева.

В романсах Кюи может быть назван продолжателем Глинки и Даргомыжского: он расширил выразительность мелодии первого и декламацию второго, он вместе с тем обогатил романс разнообразием и замечательною красотою гармонического фона. В его романсах, как и в прочих вокальных произведениях, прежде всего, заметно глубокое и неизменное стремление к выражению правды в музыке, к полному слиянию текста с музыкой, к совершенной осмысленности и выразительности поэтического текста, к самостоятельности и самобытности музыкальной мысли без всякого стеснения её условными рамками формы.

Алексей Николаевич Плещеев(1825−1893) — русский поэт некрасовской школы.

Русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик. Поэт родился 22 ноября в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде; как участник кружка Петрашевского он был в 1849 году арестован, и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Многие произведения поэта (особенно стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Тем не менее, существует мнение, что автором стихотворения «Осень», на которое написан хор Кюи, является Анатолий Геннадьевич Баранов. Такие выводы можно сделать на основе просмотра ряда более ранних учебных хрестоматий, в одном из которых впервые было опубликовано стихотворение «Осень наступила, высохли цветы…» под его именем. Стихотворение Баранова «Осень» входило и в другие издания. Так же Баранов включил стихотворение «Осень» в учебное руководство «Русский букварь с материалом для первоначального чтения, заучивания наизусть и письменных упражнений». Ещё один альбом, в котором встречается стихотворение «Осень», — «Детское веселье: Сборник песен для детей школьного возраста», композитор И. С. Ходоровский. Именно он первым приписал авторство теста Плещееву, и после этого, возникает традиция публиковать стихотворение «Осень», как принадлежащее А. Н. Плещееву.

II. Музыкально-теоретический анализ.

Музыкальная форма: куплетно-вариационная, где второй период является вариацией первого.

По структурным пропорциям — это классический период, т. е. (16+16).

Особенности формы: двухчастная, репризная, но во 2 части в развитии мы наблюдаем присутствие вариантности.

Фактура произведения: гомофонно-гармоническая.

Тональность ре минор. Не меняется. Во втором куплете встречаются отклонения в тональность доминанты(A-dur), в тональность субдоминанты(G-moll) и в тональность B-dur.

Метроритм 2/4 – соответствует тексту и характеру музыки.

Мелодия преимущественно движется восьмыми и четвертями.В Мелодия подчиненность музыкального ритма стихотворному, ритмическая четкость и плавность мелодии и сопровождения.

Основная мелодическая линия проводится в хоровой партии.

В середине небольшое crescendo в 19 такте.

Ясная музыкальная фразировка.

Темп «спокойно» – по М.М. четверть = 62 счётным долям минуту.

Роль аккомпанемента гармоническая и мелодическая, поддерживающая хоровую партию.

Сопровождение начинается с одного звука, далее добавляется по одному звуку и приходит к тоническому трезвучию. Сопровождение гомофонное, с дублирование основной мелодии в унисон, для точности интонирования хора.

Вокальнохоровой анализ

Хоровое произведение “Осень”, написано для женского или детского одноголосного хора с сопровождением.

Тип –однородный(женский или детсткий), вид- одноголосный.

Агогических отклонений нет. Диапазон хоровой партии от – c1 – d2(нона)

Партия неширокого диапазона и в удобной певческой тесситуре.

Голосоведение связное на Legato.

В виде цезуры в хоровом сочинении “Осень” композитор использует паузы после каждой музыкальной фразы, которые используются для общехорового дыхания.[8,12,16,27,35 такты].

Мелодия плавная поступенная но есть характерные скачки на терцию вниз ля-фа

Динамика ровная, в начале сочинения указано piano, течение плавное без скачков.

[7,9,11…тк] накварту [30] и квинту 18 тк.

Исполнительские трудности

Показ смычкового –LEGATO- на протяжении всего произведения.

-необходимо добиться чётких снятий на второй доле такта

- добиться от хора чистого унисонного исполнения на высокой позиции с чистым интонированием.

- в конце фраз на последнем слоге слова не выделять безударное окончание (цве-ты- 8тк;кус-ты- 12тк.

Сонорные гласные пропевать на высоте ноты, чтобы не пола вниз интонация.

К сложности для дирижёрского жеста отосится показ -crescendo- в 19 такте.

С 21 такта арпеджированный подъем в верхнюю тесситуру подготавливающий ко второму куплету в который нужно вступите в характере.

Чёткое дикционное проговаривание окончаний на стыке слов:

…ОСЕ НЬ_НА СТУПИЛА…

…ЖЕЛТЕЕ Т-Т РАВКА…

…КРОЕ Т-С ОЛНЦЕ…

…ВЕТЕ Р_В_П ОЛЕ

Твёрдоё признесение – ВЯНЕ Т_И ЖЕЛТЕЕТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: