КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по трудовому праву
Вариант № 4
Выполнила студентка 2 курса
отделения дневного обучения
группы П-113
Колесникова Эмилия Геннадьевна
№ 20119057
Проверил
кандидат юридических наук, доцент
Третьякова Жанна Владимировна
Могилев
2012
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ
Занятость – деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности) [5, ст.1].
В юридической литературе под формами занятости понимают установленные законом или не противоречащие ему сферы деятельности, где граждане реализуют право на труд. Такие формы можно определить из перечня граждан, которые считаются занятыми [5, ст.2]:
ü работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ;
ü являющиеся членами (участниками) юридических лиц, за исключением учредителей (участников) акционерных обществ;
ü зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
ü осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;
ü выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);
ü проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
ü обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования;
ü осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
ü занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.
Наряду с основными формами занятости, различают виды занятости, используемые в качестве организационных форм привлечения в общественное хозяйство рабочей силы из «дополнительных» источников, т. е. из числа лиц, уже имеющих занятие или источник дохода. К таким видам занятости относятся: труд с режимом неполного рабочего времени; сверхурочная работа, совместительство.
В отличие от понятия «занятость» понятие «трудоустройство» является более узким. Трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией[9, c.177].
Трудоустройство представляет собой процесс подыскивания подходящей работы, подготовки к ней безработного и устройство на эту работу.
Различают следующие формы трудоустройства граждан:
1) прямое (самостоятельное) обращение к нанимателю по поводу устройства на работу;
2) обращение к посреднику: в органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения, имеющие лицензию на соответствующий вид деятельности.
Процесс трудоустройства с помощью органов по труду, занятости и социальной защите обычно состоит из двух стадий.
Первая стадия-это обращение граждан в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в получении подходящей работы. На этой стадии возникают правоотношения между двумя сторонами: гражданином и трудоустраивающим органом.
Гражданин (безработный) имеет права требовать постановки на учет, предоставления ему подходящей работы, а при её отсутствии – направление на профессиональное обучение, выплаты пособия по безработице в случаях и размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Соответственнотрудоустраивающий орган обязан зарегистрировать обратившегося гражданина в качестве безработного, оказать ему содействия в получении подходящей работы или приобретении квалификации, а также выплатить пособие по безработице на условиях и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.
Первая стадия трудоустройства завершается выдачей гражданину (безработному) специального направления на работу или на прохождение профессионального обучения.
Вторая стадия трудоустройства состоит в заключении трудового или ученического договора с нанимателем или учебным заведением, которое указано в направлении трудоустраивающего органа. Заключение такого договора является для гражданина, получившего направление, правом, а не обязанностью. С прекращением правоотношений по трудоустройству возникают трудовые или ученические правоотношения.
Следует отметить, что согласно Закону о занятости лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании [5, ст.15].
Заключение договоров о трудоустройстве граждан за пределами Республики Беларусь с организациями и гражданами, в том числе иностранными, не являющимися непосредственными нанимателями, запрещается.
Согласно Закону о занятости наниматели имеют права и обязанности в области обеспечения занятости населения.
Наниматели имеют право [5, ст.20]:
ü принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных условиях с гражданами, имеющими направления органов по труду, занятости и социальной защите;
ü получать от органов государственной службы занятости населения бесплатную информацию о состоянии рынка труда;
ü обжаловать решения, действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд в порядке, установленном законодательством.
Наниматели обязаны[5, ст.21]:
ü содействовать проведению государственной политики в области обеспечения занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
ü своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством;
ü не менее чем за два месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников. Критерии массового высвобождения работников определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
ü принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в соответствии со статьей 11 настоящего Закона;
ü принимать на работу выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в соответствии с договорами (заявками) на обучение, заключенными между указанными учреждениями образования и нанимателями;
ü создавать рабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в статье 11 настоящего Закона. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами;
ü создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;
ü письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);
ü предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;
ü осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения ими трудовых обязанностей;
ü перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.
При приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в пятидневный срок возвращает в орган по труду, занятости и социальной защите направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
Не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.
Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с указанными органами.
ЗАДАЧА
Приведите примеры следующих нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения: декрета Президента Республики Беларусь; закона Республики Беларусь; постановления Правительства, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Какие из приведенных нормативных правовых актов являются законодательными актами и каково соотношение между ними по юридической силе?
РЕШЕНИЕ
Можно выделить следующие нормативно правовые акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения:Декрет Президента Республики Беларусь о дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины [4],Закон Республики Беларусь о занятости населения Республики Беларусь [5], постановление Совета Министров Республики Беларусь об утверждении Положения о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ [3], постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусьо сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда [8], Пленума Верховного Суда Республики Беларусь о некоторых вопросах применения судами законодательства о труде [6].
Согласно Закону о нормативных правовых актах Республики Беларусьзаконодательными актами являются законы Республики Беларусь и декреты Президента Республики Беларусь[7, ст.1].Законы, декреты имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, азаконы, декреты, указы, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь[7, ст.10].
Общество с ограниченной
ответственностью «Пламя»
(ООО «Пламя»)
ПРИКАЗ
16.04.2012 № 43-к
г.Минск
О приеме на работу
Перепечко А.Н.
ПРИНЯТЬ:
ПЕРЕПЕЧКО Андрея Николаевича на работу с 16.04.2012 на должность юрисконсульта I категории в отдел правовой работы с заключением трудового договора на неопределенный срок с трехмесячным предварительным испытанием с окладом 2 000 000 руб. согласно штатному расписанию.
Основание:1. Заявление Перепечко А.Н. от 16.04.2012.
2. Трудовой договор от 16.04.2012 № 18/2012.
Директор общества Подпись И.И.Иванов
Начальник отдела труда Подпись А.А.Антонова
и заработной платы
Начальник отдела кадров Подпись В.В.Добрушкина
С приказом ознакомлен Подпись А.Н.Перепечко
16.04.2012