Наиболее эффективным в большой аудитории является комплексное, гармоничное использование техник убеждения, внушения, подражания и заражения.




Речевой имидж современного человека (образ успешного оратора)

1. Что такое риторика?

2. Виды ораторского искусства и виды речей?

3. Что такое речевая (коммуникативная) ситуация?

4. Качества оратора.

5. Возможные средства управления аудиторией.

6. Как преодолеть психологический барьер?

7. Советы выступающим.

Умение говорить (что и как) влияет на формирование имиджа современного человека, его восприятие людьми. Речь – это неотъемлемый компонент личности человека, ибо суть человека проявляется в его речи. Ответ на эти вопросы воздействия речи говорящего дает риторика (от греч. techne rhetorike – искусство красноречия) – теория ораторского искусства, это особая технология произнесения речей: 1) нахождение материала для выступления (тема, о чем?), 2) расположение материала (его логичность и последовательность), 3) как? – отбор языковых средств различных функциональных стилей, в зависимости от речевой (коммуникативной) ситуации, 4) произношение. Учет речевой (коммуникативной) ситуации, которая включает такие аспекты как:

Коммуниканты: Кто (говорящий, оратор)? С кем? – учет «языкового паспорта» адресата речи, конкретной аудитории (пол, возраст, статус, образование, национальность (менталитет), религия, степень заинтересованности в теме общения и др.).

О чем? (Тема речи).

Где? Когда? (время и место, степень публичности речи).

ЗАЧЕМ? (цель общения). Главная цель – реализация авторского замысла, адекватное восприятие информации и основной мысли говорящего слушателями, их убеждение.

М.М. Сперанский в своей книге «Правила высшего красноречия» писал: «...обучаться красноречию не можно, — это природный дар, но есть определенные приемы, с помощью которых можно развить искусство говорить, – этим приемам обучает риторика» (с. 81–83). Много внимания уделено в этой работе способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели.

В речи используются различные жанры и виды ораторского искусства:

· социально-политическое красноречие – политическая, митинговая, агитационная речь;

· академическое – лекция, доклад или сообщение на научной конференции, семинаре.

· социально-бытовое – ритуально-этические речи: поздравительная, юбилейная, застольная (тост), надгробное слово (см. далее Практ. занятие 4 «Речевой этикет»).

С точки зрения целевой установки можно выделить такие виды речей: информационные, убеждающие, декларативные, разъясняющие, развлекающие, побуждающие и т.д.

Такое стилевое разнообразие дает оратору широкие возможности для выражения своих мыслей. Но при этом необходимо отделять разговорную речь от речи малограмотной и вульгарной.

Важно уметь выступать перед любой аудиторией. Сегодня имеется потребность не столько в информационной речи, сколько в убеждающей речи. Люди хотят видеть человека, который имеет собственную позицию, убеждения, который может убеждать, спорить.

Когда приходится выступать перед большой аудиторией, то необходимо обладать такими качествами оратора, как:

· гибкость ума; волевые качества – самообладание, настойчивость, решительность;

· эмоциональные – устойчивостью, импульсивностью, жизнерадостностью;

· коммуникативные – обаяние, доброжелательность, общительность, естественность, обаяние, скромность, такт;

· деловые – организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность.

Важнейшей предпосылкой успеха взаимодействия с аудиторией является. Исследованиями возможностей памяти было доказано, что аудитория запоминает 10% информации, если используется чисто информационный материал, 50% – с использованием наглядных средств, 70% – если имеет место вовлечение в процесс аудитории и 83% – при объединении участия слушателей и визуальных материалов. Наглядные средства передают идеи быстрее, чем устное слово; они пробуждают и удерживают интерес и внимание аудитории; они способствуют более доступному изложению сложного материала.

Другим важным моментом успешного взаимодействия с аудиторией является уверенность в себе, естественность. Необходимо научиться преодолевать страх, волнение перед публичными выступлениями: сухость во рту, слабость в коленях, потерю памяти, холодный пот, напряжение мышц.

Наиболее эффективным в большой аудитории является комплексное, гармоничное использование техник убеждения, внушения, подражания и заражения.

Знание социально-психологических особенностей аудитории позволяет выбрать наиболее эффективные методы и средства общения, техники передачи информации и убеждающего воздействия. Но не менее важным условием является способность человека воспринимать и декодировать посланное ему сообщение, т.е. распознавать и интерпретировать его смысл [45, с. 145J. Эта способность определяется компетентностью и эрудицией, жизненным опытом, общей культурой, ценностными ориентациями.

Каковы же возможные средства управления аудиторией (ораторские техники)?

1. Эффект визуального восприятия образа оратора ( поза, одежда, мимика, тембр голоса, жестикуляция, манеры поведения). От первоначального впечатления зависит дальнейшее взаимодействие, восприятие информации.

2. Эффект первых фраз, установление контакта с аудиторией с учетом ее образовательного уровня, ожидания, интересов. Контакт эмоциональный (симпатия или антипатия), содержательный (интересный факт, новая информация), эстетический (красивый голос, изящество речи и манеры поведения).

3. Эффект паузы как средства привлечения внимания, возможности поразмыслить и «переварить» услышанное. Начальная пауза имеет большое психологическое значение для взаимной пристройки, установления зрительного контакта.

4. Эффект аргументациилогика изложения материала, т.е. структурная организация речи. Аргументы подавать следует не разрозненно, а системно, группами.

5. Насыщенность рассужденийчередование подачи материала от максимальной концентрации внимания слушателей к передышке, т.к. важно уметь не только привлечь внимание аудитории, но и удержать его в процессе всего выступления.

6. Сжатость информации, принцип ее достаточности.

7. Эффект интонации. Психологи выделяют более 20 интонаций, выражающих разные чувства: радость, грусть, удивление, сомнение, страх и др. Если интонация не соответствует содержанию речи, то в результате слушатели не усваивают до 30% информации.

8. Юмор как одно из эффективных средств установления контакта и снятия напряжения. Например, в лекции – это риторический прием эмоционального расслабления и переключения умственной деятельности, для восприятия материала, его лучшего запоминания.

9. Короткие истории – отдельный эпизод, вставленный в речь, например: «Чтобы проиллюстрировать мою мысль, я хочу рассказать об одном случае, произошедшем...», рассказ о событии не должен превышать пяти минут.

10. Техника речи. Слабая ораторская техника (монотонность, тривиальность, однообразие) ослабит эффект выступления.

Как, несмотря на расхождение точек зрения, достичь желаемой цели? Необходимо начинать не с того, что разъединяет, а с того, что сближает, шаг за шагом воздействуя на собеседников. При возникновении антипатии к выступающему даже близкая, сходная точка зрения чаще всего воспринимается отрицательно.

Прежде всего необходимо преодолеть психологический барьер. Это достигается двумя способами: 1) найти точки соприкосновения в системе нравственных ценностей, использовать шутку, юмор; 2) учет демографических характеристик аудитории и эмоционального склада личности, особенно если в аудитории преобладают женщины, молодежь, пенсионеры.

Дадим несколько советов выступающим. 1. Настройтесь на аудиторию.

2. Сначала выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории.

3. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя убежденность в своих словах.

4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.

5. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории.

7. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае монотонно.

8. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

9. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.

10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос.

11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему.

12. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите на главную тему выступления.

13. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.

14. Не вступайте во время выступления в дискуссии. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы.

15. Именно в критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно, делая акцент на каждом слове.

16. Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание.

Конечно, для этого нужна целенаправленная тренировка, если, конечно, вы хотите стать настоящим оратором. Важно также помнить об обратной связи, с помощью которой мы определяем, какое впечатление производит на собеседников наша речь, наш внешний вид.

Каждый человек, заинтересованный во взаимопонимании и взаимодействии с другими людьми, стремится найти лучший способ выражения своих мыслей, лучший способ установления контакта, используя как вербальные, так и невербальные средства общения.

Типичные черты, наделяющие человека обаянием, – эрудиция, профессионализм; остроумие, развитое чувство юмора; культура речи; способность к психологическому заражению; умение вести полемику; психологическая защищенность; неординарная личность.

Дополнительная литература: 1. Комарова Л. В. Технологии делового общения в управленческой деятельности. 2-е изд. М., 2009. 2. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М., 2007. 3. Пиз А. Язык телодвижений. М., 2006.

4. Шепелъ В.М. Секреты личного обаяния. М., 1994.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: