У каждого человека есть тот или иной характер, более или менее разнообразные способности, каждый носит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого человека, даже самого примитивного, есть свой внутренний мир, свои потребности, личностные ценности, которые сообщают смысл всему, с чем человек сталкивается, формируя отношения к ним и смысловые структуры. Характер, способности и роли служат наилучшей адаптации, приспособлению человека к конкретным окружающим условиям и обстоятельствам. Внутренний мир, смысловая сфера личности связывает ее с реальностью мира как целого и регулирует ее жизнедеятельность согласно системе отношений личности с миром. Но в эту схему не укладываются проявления самодетерминации личности, когда личность осуществляет не только внешнюю или внутреннюю регуляцию, сколько напротив, преодоление любых регуляций на основе осознанного выбора. В личности есть что-то такое, что позволяет ей не только управлять своим характером, способностями, но и своими побуждениями и смыслами, произвольно менять значимость и побудительную силу различных альтернатив выбора, причем это как раз дано не каждому.
Основная потребность человека, согласно гуманистической теории личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выражение самого себя. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления. Самоактуализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются в обществе. Между тем, человек является таким, каким он сделал себя сам, насколько он сам себя ощущает. Самоактуализация является атрибутом самого существования человека.
|
Следовательно, социальная система, исторические обстоятельства, природно-экологические условия, социальное окружение, и даже случай, обусловливают проявление активности человека. Однако человек может реализовать свою «самость», поскольку способен сознавать свою ценность, возвысится над обстоятельствами, иметь планы и цели деятельности, учитывать реальную ситуацию и отдельные последствия. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Эффективность самореализации будет зависеть не только от реальных внешних условий, но и от того, как человек понимает и оценивает их по отношению к себе. Это отношение, оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.
Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути дела определяют его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств, становятся основой способности к самореализации. Однако условием самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я" как бы уравновешены через адекватное понимания своего места в мире и использование адекватных социальных умений.
Я – это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Я – имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом интереса тех или иных психологических школ и направлений.
|
Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое. Я, переживание своего тела, переживание физических дефектов, осознание здоровья или болезни. Роль телесного Я можно проиллюстрировать открытым в начале нашего столетия эффектом компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов. Этот эффект проявляется в том, что люди в детстве страдавшие либо реальными физическими дефектами, либо телесными недостатками чисто психологического свойства (малый рост), прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием тех или иных черт характера, способностей и умений, и это не только им часто удается, но и нередко приводит к выдающемуся развитию тех или иных способностей.
Вторая грань Я – это социальное ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций, поскольку у каждого человека Я включает в себя определенные социально-ролевые компоненты. Человек определяет себя в терминах выполняемых им социальных функций и ролей. Это достаточно важная, хотя и не главная характеристику личности.
Третья грань Я – психологическое Я. Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой Я» Психологическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социально-ролевое Я тоже в него входят.
|
Четвертая грань Я. – это ощущение себя источником активности или наоборот, пассивным объектом воздействия, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Это Я, которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе, то Я, которое присутствует в формулах: «Мыслю – следовательно существую», «На том стою и не могу иначе». Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего, экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.
Наконец, пятая грань Я – это это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка -–общее положительное или отрицательное отношение к себе. Важной характеристикой самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.
Самоотношение является механизмом обратной связи, оно не является или, по крайней мере, не должно являться самоцелью или самоценностью. Но на деле может стать иначе. Главной целью для человека может стать сохранение положительной самооценки или избегание отрицательной любой ценой. В таком случае самооценка перестает отражать состояние реальных жизненных процессов, заслоняет от человека мир, а порой искажает его, если правдивая картина мира угрожает его самооценке. Активность человека в мире оказывается в этом случае лишь средством поддержания высокой самооценки. Но этот путь ведет в тупик. Высокая самооценка относится к таким вещам, которые могут быть доступны человеку лишь как побочный результат его активности, но ускользают от него, как только он пытается сделать их целью. В качестве примера, вслед за В. Франклом, можно назвать счастье и самоактуализацию.
В другой связи Франкл напоминал о том, что назначение бумеранга – не в том, чтобы возвращаться к бросившему его, а в том, чтобы поразить цель. Возвращается только тот бумеранг, который не попал в цель. Слишком большое внимание, уделяемое человеком своему Я – признак того, что он не достиг успеха в реализации своих жизненных целей. «Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен…» (Франкл В. Человек в поисках смысла).