Задание 3. Выпишите из текста эмоционально-оценочную лексику, определите её стилистическую роль.
Власти Республики Коми то ли намеренно, то ли по недомыслию могут промотать государственную собственность: в республиканском бюджете отсутствует расходная строка на выкуп дополнительных акций ОАО «Боксит Тимана». Компании, которой принадлежит крупнейшее в России Среднетиманское месторождение бокситов – около трети разведанных запасов бокситов в нашей стране. Это значит, что блокирующий пакет акций ценнейшего предприятия, принадлежавший до сих пор государству, будет попросту подарен заинтересованным лицам после зарегистрированной недавно дополнительной эмиссии акций предприятия.
Российское Правительство уже не раз заявляло о своей готовности прекратить разбазаривание государственного имущества, требуя навести порядок в сфере приватизации и управления государственными пакетами акций. Однако некоторые чиновники – и федеральные, и региональные – по-прежнему не могут привыкнуть к мысли, что времена «прихватизации» остались в прошлом.
Чиновники лоббируют невыгодное для государства распыление государственных пакетов, чреватое, как правило, утратой контроля над предприятиями. И далеко не всегда очевидно невыгодные сделки бывают предотвращены.
Задание 4. Найдите в тексте синтаксические особенности, присущие публицистическому стилю (восклицательные предложения, риторические вопросы, обращения, номинативные предложения, повторы, синтаксический параллелизм, инверсия, введение в авторский текст цитат и др.).
Алые паруса ждут попутного ветра.
Знаменитой повести Александра Грина – 80 лет
Как-то в Старом Крыму, проходя мимо маленького домика, встретилась я глазами с женщиной на его пороге. Поразил и запомнился навсегда цвет этих глаз – ясно-голубой, как крымское небо. То была жена Александра Грина, которой он посвятил свои «Алые паруса». А неподалеку, у его могильной плиты, могучее дерево пламенело от алых треугольников, оставленных многочисленными паломниками.
Давно это было. Нет уже Нины Николаевны, и вряд ли сохранилась та, стихийно возникшая традиция приносить Грину свои маленькие алые паруса. Алые паруса выцветают на ветру забвенья, перейдя в названия многочисленных и не очень свежих кафе, увядают под усмешками круглых реалистов; в наше-то жестокое время – и верить в романтические сказки?
Сказки? Ну, посмотрим.
У неведомого моря, в придуманной Грином деревушке Каперна, населённой людьми с такими же диковинными именами, живём... мы. Ну не все мы, конечно. Но разве незнакома вам «работа, как драка», с тем, чтобы только выжить? А песни? А эти нравы, чувства?
Какие же это сказки – это самая настоящая быль.
И там-то, в Каперне, выросла девушка с именем, «как свист стрелы или шум морской раковины», – Ассоль. И сумела «стать спиной» ко всей этой грубой жизни.
А может быть, вы живёте не в бедной Каперне, а в огромном доме-замке, «мрачном внутри и величественном снаружи», где родился Грэй. Теперь ведь их много на нашей земле. Там живут «надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому можно говорить «мы». Это сказано Грином о родителях Грэя, но разве мы с вами не встречаем этих «надменных» и сегодня?
И в этом замке, далёком от всякого моря, вырос юноша, «совершенно не склонный продолжать линию фамильного начертания», и ушёл в море.
Может быть, в этом есть сказочность – как из грязи и бедности могла вырасти чистая душа Ассоль, а из изнеженности роскоши – мужественное благородство «дьявольского капитана» Грэя? Но разве мы не знаем, что людей формируют не только обстоятельства, но и сопротивление им? <...>
Наконец, Ассоль и Грэй встречаются. Волшебный случай? Да, случай. Он мог и остаться просто случаем, как это часто с нами бывает. Но Грин заставляет Грэя идти в деревню и подробно расспрашивать об Ассоль. Сквозь насмешки никогда её не понимавших он узнаёт о девушке главную правду. Умение Ассоль терпеливо ждать исполнения мечты – когда-то пристанет обязательно к берегу корабль под алыми парусами и унесёт её за морской горизонт. <...>
Какое сплетение необыкновенного и самого обычного, чудесного и реального, какие твёрдые, прочные мосты выстраиваются к небывалому! А Грина так часто ругали за отрыв от жизни, от современности... «Разве "Алые паруса" не современная вещь?» – негодовал он в ответ. Современно ведь не только то, что отражает время, но и то, чего этому времени не хватает. Но вот поднимет ли попутный ветер сегодня Алые паруса? Ну, посмотрим.
Завидую тем, кто будет держать эту книгу впервые.
Задание 5. Определите, какими языковыми средствами достигается непринуждённость речи в статье В. Пескова из рубрики «Окно в природу».
Олонецкие гуси
Начнём издалека – с Урала. Там, в Башкирии, уже сотни лет с началом зимы по деревням шествует замечательный «Праздник гусиного пера». Связан он с тем, что гусей в Башкирии держат едва ли не в каждом дворе.
Гусь – птица видная, разумная, несуетливая, исполненная достоинства. Всюду она любима. Каждый с детства помнит пруд, речку, луг с белыми пятнами гусиных стай и «строевые» цепочки гусей, идущих вечером к дому. Многие из деревенских людей помнят и детские игры с хоровым причитанием: «Гуси, гуси!..» – «Га-га-га!» – «Есть хотите?» – «Да, да, да!..»
Я был приглашён однажды на этот замечательный праздник в село Бурангулово. Вот запись тех дней. «Все, что я увидел на улицах, напоминало картины Кустодиева: снег, смех, пестрота красок, лошади, люди, самовары возле ворот, столы с печеньем-вареньем, пляски, музыка, ребятишки на деревьях и на заборах. Всё неподдельно, естественно, полнокровно. Костюмы не только что сшитые, а видавшие не одно торжество, музыка не из репродуктора, а рожденная гармониками, медным гонгом, бубнами, тростниковыми дудочками кураями, мандолиной. Мелькают в пляске цветные платки, звенят монисты, мальчишки, завладев лошадьми, носятся в нарядных санях по деревне. И гогочут во дворах гуси.
А потом в домах зажигались праздничные огни и начинались застолья. Меня с дарёным на празднике гусем в корзине привели в большой недавно срубленный дом. Светло, тепло, весело! Стол уставлен разными деревенскими яствами, все названия которых я не запомнил. В середине стола на блюде лежал огромный, с шапку, беляш, а на тарелке рядом – беляши маленькие, тут же печенье, варенье, блины, халва, башкирский мёд, ягоды, масло с вишнями, масло с брусникой, пел на столе самовар, но центром всего был гусь.
На празднике я не увидел ни одного пьяного, и сейчас на столе в пиалы наливали лишь чай и айран. От этого песни за столом были стройными, шутки лишь в меру солёными. Всем было радостно, хорошо от прожитого дня, от тепла в доме, от улыбок его хозяев. Говорили обо всём, в том числе о международном положении, но больше всего о гусях.
Допоздна светились окна в домах Бурангулова. Слышалась из домов музыка, смех молодого народа. Праздник, понемногу стихая, продолжался под светом звезд. Над ночной деревней висел синий морозный дымок, и пока мы, разговаривая о том о сём, прошли с приятелем по заснеженным улицам, в крайнем дворе ход времени заливисто громко обозначил петух...»
Задание 6. Прочитайте заголовки газетных статей. Охарактеризуйте их структурно-синтаксические, лексические и стилистические особенности. Какие из заголовков являются, на ваш взгляд, удачными и какие – неудачными? Ответ аргументируйте.
(1) Высокий штиль (О разногласиях между странами «большой восьмёрки»).
(2) Окно в Европу (О безвизовом въезде граждан России в страны ЕС).
(3) Гонка за лидером (Ведущие социологические агентства России опубликовали рейтинги российских политических партий).
(4) Армия, которая не стреляет (В Швейцарии призыв – это праздник, а война – игра).
(5) Бери шинель рублями (Решение Министерства обороны о выплате долгов военнослужащим за неполученную форму одежды).
(6) Шаг к прощению (Госдума приняла постановление об амнистии в Чечне).
(7) Есть ли у вас сердце? (Главный кардиохирург страны утверждает, что злые люди болеют чаще).
(9) Имидж – ничто? Имидж – всё! (В России создана академия имиджелогии).
(10) Звёзды защитили животных (Артисты провели благотворительный концерт; деньги от проведения акции пойдут в приюты для бездомных животных).