1. «Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении» (Конфуций)
2. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит)
3. «Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное» (Платон).
4. «Разумный человек гонится за тем, что избавляет его от страданий, а не за тем, что приятно» (Аристотель).
5. «Законы изданы ради мудрых - не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла» (Эпикур)
6. «Интересуйся не количеством, а качеством твоих почитателей: не нравиться дурным - для человека похвально» (Л.А. Сенека)
Контрольные вопросы
1. Каковы главные идеи Упанишад?
2. Каковы четыре «благородные истины» буддизма?
3. Каковы главные положения учения Конфуция о человеке?
4. Каковы основные положения конфуцианской этики?
5. Каковы представления Конфуция об обществе?
6. Что такое дао и дэ в учении Лао-цзы?
7. Каков социальный идеал даосов?*
8. В чем заключаются основные различия между философскими учениями Древней Индии и Древнего Китая? Можно ли назвать их в полной мере философскими?*
9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные этапы развития древнегреческой философии.
10. Как философы – досократики решали проблему первоначала?
11. Чем объясняется стихийный материализм первых античных философов?
12. Как совместить мысль Гераклита о том, что всё есть одно, с его утверждением, что всё течёт, что в одну реку нельзя войти дважды?
13. Что означает утверждение Парменида о тождестве мысли и бытия?
14. Какой смысл имеет утверждение: «есть только бытие, а небытия нет»?
15. Какие важнейшие философские категории были введены в науку элеатами?
16. Какие геометрические и физические характеристики имеют атомы Демокрита?
17. Как обосновывается необходимость атомов и пустоты Демокритом?
18. Каковы типы движения атомов? Что служит причиной их движения?
19. Какова роль софистов в истории греческой культуры?
20. Как понимать положение Протагора: «Человек есть мера всех вещей»?
21. В чём заключается, согласно Сократу, смысл философии и миссия философа?*
22. Какой смысл вкладывал Сократ в утверждения: «знаю, что ничего не знаю», и «Познай самого себя»?*
23. В чем заключалась диалектика Сократа?
24. Как понимает Платон существо философии и миссию философа?*
25. В чём суть теории идей Платона?
26. Каков этический идеал Платона?*
27. Как представляет себе Платон «идеальное государство»? По какому принципу он распределяет его граждан по сословиям?
28. Как связаны между собой у Платона политическая теория, этика и психология?*
29. Сравните подходы к объяснению процесса познания, изложенные в учениях Платона и Аристотеля.*
30. Почему учение Платона о государстве называют первой коммунистической утопией?
31. Что такое философия с точки зрения Аристотеля и каков её предмет?
32. Каковы основные понятия онтологии Аристотеля?
33. Чем отличаются бытие в возможности и бытие в действительности?*
34. Что такое «энтелехия»?*
35. Каким образом Аристотель приходит к идее «чистой формы» («формы форм»), «чистой действительности» и «перводвигателя»*?
36. Какие виды движений рассматривает Аристотель?*
37. Почему Аристотель считает движение переходом от возможности к действительности?
38. Как Аристотель определяет добродетель?*
39. Каковы особенности учения Аристотеля об обществе и государстве? Что означают его слова: «человек есть животное политическое»?
40. Какова, по Аристотелю, типология государственных устройств и какие типы этих устройств относятся к хорошим, а какие - к плохим?* Какое политическое устройство Аристотель считает наилучшим?*
41. Как Аристотель относится к рабству?*
42. В чём своеобразие эпохи эллинизма и как оно отразилось на эллинистической философии?
43. Какое отношение физика Эпикура имеет к оправданию человеческой свободы?*
44. Что такое эпикурейский гедонизм в этике? Почему Эпикур считал удовольствие высшим благом и в то же время считал, что нельзя жить с удовольствием не будучи добродетельным?
45. Как, согласно Эпикуру, можно преодолеть страх перед смертью и страх перед богами? Что означает призыв Эпикура: «Проживи незаметно»?*
46. Когда и кем была основана школа стоиков?
47. Почему стоики считали единственным благом добродетель? Какой смысл имеет их утверждение, что только мудрец счастлив и только мудрец свободен?*
48. Что представляет собой скептицизм школы Пиррона? Что такое «скепсис» по Пиррону и каковы его задачи?
49. Что такое неоплатонизм, где он возник и из каких источников?
50. Какое место в учении Плотина занимает «природа» и «материя»?
51. Что такое эманация и как она происходит, согласно Плотину?*