Психосоциальная теория развития Э.Эриксона
We continue to study different theories of the mind. And today we talk about the famous theory of life cycle worked out by Erik Erikson.
Erik Erikson was born in 1902 in Germany. He trained as a psychoanalyst in Europe. In 1933 he emigrated to the United states and worked at the Psychological Center in Massachusetts and conducted research at Harvard.
In 1950 he published his book “Childhood and Society” where he presented his psychosocial theory of development. This theory presents crucial steps in the person’s relation with the social world.
Теория Эриксона построена на взаимодействии биологического и социального в человеке.
Эриксон многое признавал верным в учении Фрейда. Как и Фрейд, он считал, что детство является важнейшим периодом развития человека. Однако он признавал важность и других периодов.
Эриксон предложил теорию развития человека, которая описывала весь жизненный цикл – от рождения до умирания. В основе её лежит заимствованная из эмбриологии концепция эпигенеза. Эта концепция утверждает, что развитие происходит в виде последовательных, чётко определённых стадий. Для успешного перехода на следующую стадию необходимо, чтобы предыдущаа была преодолена (пройдена) успешно.
Стадии жизненного цикла.
Эриксон описал восемь стадий жизненного цикла. Каждая из них включает в себя определённый внутренний кризис.
Кризис – это своеобразная поворотная точка. Это период, когда личность находится в состоянии повышенной уязвимости.
В идеале кризис успешно преодолевается. В этом случае личность становится сильнее и способна перейти на следующую стадию развития.
Стадии развития по Эриксону нечётко фиксированы во времени.
Стадия 1. Раннее младенчество.
Базальное доверие – базальное недоверие к миру (примерно до года).
Это кризис, с которым человек встречается в младенческом возрасте.
|
Базовое доверие является первым психологическим компонентом здоровой личности. Оно включает доверие к себе самому и к миру.
Доверие – это ожидание личности, что её необходимая потребность будет удовлетворена.
Этот период совпадает с оральной стадией развития по Фрейду. На этой стадии рот является наиболее чувствительным участком тела.
Первичной потребностью младенца является поглощение пищи (сосание). Референтным окружением на этой стадии является мать. «Правильная» мать удовлетворяет эту потребность. Кроме того, родители развивают ощущения ребёнка – зрение, вкус, обоняние, осязание, слух, удовлетворяют другие его потребности.
Это является основой для формирования у ребёнка базового доверия к миру, ощущения, что его потребности будут удовлетворены. Развивается любовь, доверие к родителям и общение с ними.
Если же мать невнимательна к потребностям младенца, у него развивается чувство недоверия, он не надеется на удовлетворение своих потребностей. В последующем у человека сохраняется недоверие к людям и миру в целом.
Согласно Эриксону, первое социальное достижение ребёнка – его способность без тревоги и гнева переживать отсутствие матери в поле зрения.
Стадия 2. Позднее младенчество.
Автономия или чувство стыда и сомнения (1-3 года).
Автономия означает, что ребёнок ощущает свою способность справляться со своими желаниями и импульсами.
На этой стадии дети вырабатывают чувство своей отдельности от окружающих.
Наиболее часто в этом возрасте они используют слова «Я», «ты», «мне», «моё». Они учатся выбирать между «удержать» и «отдать».
|
Этот период совпадает с анальной стадией развития по Фрейду.
В это время дети учатся контролировать мочеиспускание и дефекацию – терпеть и делать это, когда можно. Оба варианта поведения одобряются матерью.
Дети также учатся самостоятельно ходить, есть, учатся говорить.
Референтное окружение – родители.
Если родители одобряют поведение детей, но без гиперпротекции, дети получают чувство уверенности в себе, чувство, что они могут контролировать себя. Похвала родителей в случае, когда ребёнок смог себя контролировать, развивает у детей чувство гордости. Развивается уверенность в себе и самостоятельность.
Если же родители излишне контролируют ребёнка или он теряет самоконтроль, это может привести к развитию чувства сомнения в своих силах или стыда. Стыд означает, что кто-то из внешнего мира смотрит на тебя с осуждением. В последующем может развиваться желание скрыть недостатки речи, ходьбы и т.д.
Стадия 3. Раннее детство.
Инициативность против чувства вины (3-5 лет).
Эта стадия соотносится с фаллической стадией по Фрейду (стадия Эдипова комплекса). Референтным окружением остаётся семья.
В течение этого периода у ребёнка появляется интерес к половым органам и отличиям между полами. Это может проявляться в разглядывании и ощупывании себя и других детей.
Если родители не обращают преувеличенного внимания на подобные вещи, сексуальное любопытство понемногу угасает и появляется вновь в подростковом возрасте.
Если родители уделяют этому вопросу слишком много внимания, ребёнок может вырасти сексуально «забитым».
|
К концу этой стадии дети формируют ролевое поведение, соответствующее их полу и гендерную идентичность.
К концу третьего года жизни дети способны самостоятельно инициировать как физическую, так и интеллектуальную деятельность.
Инициатива зависит от того, сколько физической свободы предоставлено ребёнку и насколько удовлетворяется его интеллектуальное любопытство. Дети наблюдают и пытаются имитировать образцы социального поведения.
Наиболее важным видом активности в этом возрасте является игра. Играя с другими детьми, ребёнок учится взаимодействовать с другими и переходит от игры бок о бок (без взаимодействия) к совместной игре. Таким образом его социальный мир не ограничивается больше только пространством семьи, формируются первые дружеские привязанности.
К концу этой стадии формируется совесть – как моральное ощущение правильного и неправильного.
Если кризис инициативности разрешается успешно – развивается чувство ответственности, послушность и самодисциплина. Дети любознательны, подражают взрослым, включаются в поло-ролевое поведение.
Аномальное развитие на этой стадии приводит к формированию пассивности в общении, появлению инфантильной зависти к другим детям, отсутствию поло-ролевого поведения.