Тема 6. Современная философия Запада




6.1. Иррационализм – философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, (Ф. Шеллинг, Э. фон Гартман, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Данное направление не только признает реальность бессознательного (в отличие, например, от постпозитивизма, аналитической философии, экзистенциализма, диалектического материализма), но и наделяет его самостоятельным, не зависящим от человека существованием (в отличие от психоанализа З. Фрейда, рассматривающего бессознательное как сферу психики, то есть внутреннего мира животного и человека). Так, Ф. Шеллинг считал природу «дремлющим духом», а сознание – духом бодрствующим; А. Шопенгауэр сутью всего сущего полагал бессознательную мировую «волю к жизни», которая объективируется в виде природы и человека.

Направления иррационализма: волюнтаризм; экзистенциализм; прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс)

6.1.1. Волюнтаризм - Артур Шопенгауэр - позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две ипостаси – волю и представление, принадлежит

Фридрих Ницше - философ, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку

Данную идею он отразил в работе «Так говорил Заратустра» (1883–1885).

6.1.2. Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Камю) – концепция, с позиций которой человек лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личное бытие.

Экзистенциализм отрицает общественно-историческую природу личности

Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для экзистенциализма, согласно которому человек не может быть сведен к какой-либо «сущности» (биологической, социальной или духовной). Экзистенциализм, как и персонализм, разграничивает и противопоставляет понятия индивидуальности как части природного и социального целого и личности как неповторимого духовного самоопределения. «Существование предшествует сущности»: человек в результате своего жизненного выбора сам определяет себя как личность. Стать личностью, субъектом – значит обрести свою свободу; отказаться от своей свободы – значит отказаться от себя как личности и стать «как все», объектом, то есть частью общества. Подобным противопоставлением личности и общества экзистенциализм существенно отличается от немецкого классического идеализма и марксизма.

А. Камю важнейшей сущностной характеристикой бытия считает абсурд.

По выражению М. Хайдеггера, язык – дом бытия. Он является домом (вместилищем) духа и человеческой экзистенции, а философия языка есть выявление изначальных смыслов, содержащихся в языке.

6.1.3. Фрейдизм, неофрейдизм. Э. Фромм - один из наиболее известных представителей неофрейдизма

6.1.6. Постмодернизм (после модерна, после эпохи современности, под которой подразумевается эпоха культа разума). Высказывается недоверие разуму, считается, что он ведет к тоталитаризму. В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра ».Симулякр (фр. simulacres, от simulation – симуляция) – термин философии постмодернизма для обозначения внепонятийного средства фиксации переживаемого состояния. Генетически восходит к термину «симулакрум», обозначавшему у Платона «копию копии». Постмодернизм радикализирует интерпретацию термина и обозначает им «копию, оригинал которой никогда не существовал».

Жиль Делез – французский философ-постмодернист, обосновал собственное понимание философской критики как антидиалектики и одновременно как «плюралистической интерпретации». Этимология слова «постмодернизм2 разъясняет не столько хронологическое следование некой культурной эпохи за другой эпохой, сколько факт произрастания из модернизма иных взглядов на культуру. Для теоретиков постмодернизма характерно утверждение о смерти философии, господстве политики во всех областях жизни, о необходимости создания нового типа человека и т.д. Во всем этом многообразии отмечается также стремление к иронии, к смешению стилей, желание освободиться от любых форм проявления власти в жизни и творчестве.

6.1.7. Персонализм – религиозно-идеалистическое течение, отстаивающее духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ в.

6.2. Феноменология – понятие «интенциональность» является характерным

Э. Гуссерль – основоположник феноменологии

6.3. Герменевтика - философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания. Первоначально под герменевтикой понималось искусство и террария истолкования текстов. В настоящее время – одно из основных направлений современной философии, основы которого заложены Х-Г. Гадамером.

Х.-Г. Гадамер – автор произведения «Истина и метод ».

Представителем герменевтической традиции в философии является В. Дильтей

герменевтика утверждает «Весь мир есть текст ».

Неореализм – представитель Б. Рассел

6.3. В философии ХХ века идею конца истории развивает американский философ Ф. Фукуяма

Конец истории – понятие, применяющееся в философии для обозначения социальной трансформации, в ходе которой происходит отказ от ряда доминировавших в данном обществе принципов. В ХХ веке идея конца истории использовалась для пересмотра перспектив, открывающихся перед развитыми индустриальными обществами. Сторонники такого подхода отмечают изменение роли и места западной цивилизации в современном мире. Дискуссия о конце истории в этом аспекте активизировалась после выхода в свет сначала статьи (1989), а затем и книги (1992) американского политолога Ф. Фукуямы, озаглавленных «Конец истории».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: