Теоретический материал для углубленного изучения
«Серебряный век» в русской поэзии тесным образом связан с европейскими культурными трендами на рубеже веков. Модернизм, вобравший в себя новые течения, стал доминировать на всём культурном пространстве. В русской литературе этот период ознаменовался ярчайшим творческим взрывом, определившим весь ход последующего литературного процесса в стране.
Сложная ситуация наблюдалась в литературе. Дописывали страницы своих книг А.П. Чехов (1860-1904) и Л.Н. Толстой (1828-1910). Им на смену пришли молодые литераторы и те, кто начинал свою творческую деятельность в 80-е годы: В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.В. Вересаев, Н.Г. Гарин-Михайловский. В литературе наметилось как минимум три направления: литература критического реализма, пролетарская литература и литература модернизма.
Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.
Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.
|
Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.
На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис ".
Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы.
Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, (манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).
Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:
|
Представители литературных направлений
· Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
o Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
o Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
· Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
· Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
· Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
· Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
· Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
· Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
В конце девятнадцатого — начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии. Философ Николай Бердяев называл это время русским культурным ренессансом. По словам бердяевского современника Сергея Маковского, именно Бердяеву принадлежит и другое, более известное определение этого периода — «Серебряный век». По другим данным, словосочетание «Серебряный век» было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом.
Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и других классиков. Наследуя традиции, поэты новой волны вырабатывали поэтический язык, актуальный для своего времени. Многочисленные художественные течения, творческие школы, новаторские концепции подарили миру плеяду звёзд. Бальмонт, Блок, Гумилёв, Ахматова, Маяковский, Мандельштам, Северянин и многие другие – их имена известны всему миру. Александр Блок пишет о своём времени: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?».
|
Искусство начала XX века претендует не только на открытие новых форм, но и на формирование нового мировоззрения. Главными направлениями, оказавшими влияние на всю литературу XX века, становятся символизм, футуризм и акмеизм.
Символизм как литературное течение зарождается во Франции в 80-х гг. XIX века. Основой художественного метода становится чувственность. Символисты воспроизводят действительность как поток ощущений. Поэзия приобретает характер импровизации, фиксирует «чистые впечатления», избегает обобщений и ищет нечто индивидуальное, единственное в своём роде.
В Россию символизм приходит в 90-х годах XIX века. Русскими символистами первой волны становятся Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Дмитрий Мережковский и ряд других.
Отечественные писатели, в отличие от французов, стремятся преодолеть пессимизм и пассивную покорность судьбе. Они провозглашают лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием. Материальный мир в их поэтике рисуется как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее.
Символисты избегают логического раскрытия темы, они стремятся показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.
Эта лирика драматична и нередко приобретает эпические черты, раскрывая строй «общезначимых» символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Главное место в поэзии отводится звучанию слова, а не его значению. Вот как звукопись филигранно воплощается у Константина Бальмонта:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный челн.
В начале XX века символизм выступает как первое крупное модернистское направление в России. С его зарождением и связывают начало Серебряного века русской литературы. Под его влияние попадают почти все новые поэтические школы.
Другое модернистское течение, акмеизм, появляется в русской поэзии как противопоставление крайнему символизму. Слово «akme», в переводе с греческого, означает высшую степень, расцвет и зрелость.
Если для символистов главным является звучание слова, образность мысли, то акмеисты большое значение придают форме и предметности. Они осознанно отказываются от художественной образности, выступая за реалистичный взгляд в поэзии.
Основоположники акмеизма – Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. В 1912 году вместе с Осипом Мандельштамом, Владимиром Нарбутом, Анной Ахматовой, Михаилом Зенкевичем и некоторыми другими поэтами они объединяются в кружок «Цех поэтов».
Акмеисты называют своё творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они возвращают литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе, без критики или попытки объяснить их тайный смысл. Анна Ахматова, «Песня последней встречи»:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
…
Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.
В отличие от символизма и футуризма, акмеизм – это сугубо русское течение. Как литературное направление оно просуществовало недолго – около двух лет, но стало абсолютно знаковым явлением в отечественной поэзии. Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Анна Ахматова стали величайшими поэтами в мировой культуре.
Пожалуй, самыми радикальными модернистскими реформаторами выступают футуристы. Литературное течение приходит в Россию из Италии. Футуристы достаточно категорично определяют границы между настоящим и будущим, и ставят перед собой цель разрушить старую художественную традицию и сформировать новую эстетику.
Перенимая опыт символистов, футуристы ставят человека в центр мира, при этом они отказываются от недосказанности, образности и мистицизма. Они первыми в отечественной культуре провозглашают «искусство для масс».
Первый футуристический сборник «Садок Судей» выходит в 1910 году. Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Велимир Хлебников и Василий Каменский. Авторы «расшифровывали» заглавие так: поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Книгу печатают на оборотной стороне обоев. По воспоминаниям Каменского, она «с оглушительным грохотом разорвалась… на мирной дряхлой улице литературы».
Футуристы экспериментируют и с формой, и с содержанием поэзии. Они подвергают деформации грамматику языка. Особо активно революционными преобразованиями в области русского языка занимается Велимир Хлебников.
Вечер. Тени.
Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе - бег оленя
В каждом взоре - лет копья.
И когда на закате кипела вселенская ярь,
Из лавчонки вылетел мальчонка,
Провожаемый возгласом:"Жарь!"
И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева.
Если слов для поэтического языка не хватает, поэт придумывает новые:
Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие березы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Среди разных футуристических направлений как наиболее крупное можно выделить кубофутуристов (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк) и эгофутуристов во главе с Игорем Северяниным.
Кубофутуристы выступают на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». А эгофутуристы обогащают словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.
Таким образом, все виды искусств этого времени пересекаются в едином порыве поиска нового смысла слова и формы художественного воплощения.
Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). И почти всегда в связи с этим поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили.