Почему возник вопрос о железных дорогах?




Материалы урока

Составленние таблицы. (Совместная работа)

Россия и Европа в середине XIX века
Критерий ЕВРОПА РОССИЯ
Главная сила экономика Промышленность Индустриализация-процесс развития промышленности Сельское хозяйство  
Общество классовая структура сословная структура (классы только появляются)
Крепостное право Отсутствует Сохраняется
Места проживания Город –урбанизация процесс роста городов и числа жителей Сельская местность
Промышленный переворот Завершается -Новые формы производства фабрики и заводы -Новые технологии это применение труда машин   Только начинается

 

Промышленный переворот в России. Особенности П.П. в России

-Сохранение феодальных пережитков –Гораздо позже чем в Европе -

-Начался в легкой, пищевой промышленности -Закупки машин и механизмов в Европе

 

Развитие сельского хозяйства в России

+ -
Проникновение товарно – денежных отношений в сельское хозяйство сохранение к.п. и феодальных пережитков (общины, оброков, барщины и т.д.)
Использование удобрений. Натуральный характер крестьянских хозяйств
Применение сельхоз.машин Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах.
Наёмные работники в деревне. усиление эксплуатации крестьян. Рост барщины и оброка
Специализация районов с/х производства малоземелие крестьянских хозяйств
Социальное расслоение крестьян, появление «капиталистых» крестьян.

 

Предпосылки отмены крепостного права стр 114г

-критика общественного мнения (Радищев, Погодин, Кавелин, Герцен)

-невыгодность труда крепостных/упадок дворянских хозяйств

-отмена крепостного труда в Прибалтике, законы предыдущих императоров

-работы и проекты секретных комитетов Александра I, Николая I

Но проблема! Большая часть дворян против отмены К.П.

 

 

Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

На станции Любани Путешественник замечает крестьянина. «Я посмотрел на часы. Первого 40 минут. Сегодня праздник. Крестьянин пашет великим тщанием (старанием-устаревшее слово) Нива, конечно, не господская.

-Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенье не спускаешь (не отдыхаешь), да еще в самый жар?

- В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…

Так ли ты работаешь на господина своего? Нет, барин, грешно было бы так же работать….Да хотя растянись (умри)на барской работе, то спасибо не скажут.

Разговор сего земледельца возбудил во мне множество мыслей…

 

Промышленное развитие России в цифрах

Здание: проанализируйте фрагмент первого и второго документов и ответьте на вопрос “Как с годами изменяется число фабрик и численность фабрично-заводских рабочих”, сделайте соответствующий вывод..

Годы Число всех фабрик Рабочих
    95 202
    169 530
    210 567
    272 490
    455 827
    517 679
  14. 367 Более 800 000

(Семенов А. В. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности с половины 17 столетия по 1858 год. – Спб, Ч. 3).

 

Рост численности фабрично-заводских рабочих

Годы Вольнонаемных Посессионных
в тыс. в % в тыс. в %
  17,8 39,2 21,9 48,1
  33,8 41,1 33,5 41,0
  45,6 47,9 30,2 31,7
  95,4 55,2 29,7 17,2
  114,5 54,4 29,4 14,0
  493,7 87,3 11,9 2,1

(Очерки экономической истории России первой половины 19 века. Сб. статей / Под. ред. М. К. Рожковой. М., 1959 г)

Почему возник вопрос о железных дорогах?

Не случайно управляющий Санкт-Петербургской конторой Павел Данилович Данилов так живо заинтересовался затеей Черепановых. Иные времена наступили на белом свете! В минувшем XVIII веке Россия по выплавке чугуна занимала первое место в мире. Но сейчас, в 19 столетии, произошли огромные изменения. Англия значительно опередила нашу страну. Меркла слава знаменитого демидовского железа с клеймом “Старый соболь”. Что же случилось за эти годы? Урал ведь не оскудел рудами, леса для пожога угля – необозримый океан, и не перевелись на далеком Каменном Поясе золотые руки, умеющие плавить чугун!.. А между тем техническая отсталость и каторжные условия крепостного труда губительно отразились на развитии уральской промышленности. Кроме того, первобытные топкие грунтовые дороги стали большой помехой в торговле. Из-за дороговизны и медленности перевозок на все хозяйственные предметы неимоверно выросли цены. На Урале пуд железа стоил на заводе 89 копеек, а поставленный в Нижний Новгород на Макарьевскую ярмарку, продавался по рублю две копейки …Вот почему на западе нашего государства крестьянские савраски редко подковывались: не под силу было обедневшему русскому мужику приобрести дорогостоившую подкову. Колеса у телег не обтягивались железными шинами, оси ставились деревянные. Еще разительнее росли цены на хлеб. В Саратове рожь стоила около рубля, а в Прибалтике цена ее поднималась выше четырех рублей.

Доставка продуктов баржами по водному пути тоже не обеспечивала потребности страны. Перевозки товаров в столицу по Волге тянулись две навигации. Обычно караваны барок отстаивались в Рыбинске или Твери, а весной следовали дальше. Купцам это было невыгодно: ждущий полгода новой навигации груз лежал мертвым капиталом.

… В газетах и журналах запестрели статьи о паровых перевозках. Противниками железных дорог выступали министры, помещики и даже главноуправляющий путями сообщения Толь. Он заявлял, что “в России быстрая и срочная доставка по большей части не нужна”.

Многое из того, что происходило, демидовский управитель Данилов не понимал. Но одно ему было ясно: постройка железных дорог потребует огромного количества железа. А где его брать, как не на Урале? На то и существуют демидовские заводы, чтобы поставлять железо! Поэтому Данилов так охотно одобрил планы Черепановых.

Федоров Е. Черепановы // Федоров Е. Избранное.

Л., 1958. Т. 1.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: