Тема: Формы общественной организации производства
Концентрация – процесс укрупнения производства, представляет собой сосредоточение производства на крупных предприятиях.
При этом предусматривается решение следующих проблем:
· укрупнение предприятий;
· сосредоточение производства на отдельном предприятии при его специализации;
· ликвидация неопределенной рассредоточенности конструктивно и технологически однородной продукции;
· освобождение предприятий от непрофильной продукции;
· развитие специализированных предприятий по централизованному изготовлению продукции;
· установление выгодных кооперированных связей.
При рыночных отношениях обязательными условиями концентрации материального производства должны быть:
· экономическая эффективность, которая может быть достигнута крупным предприятием за счет рационального использования мощностей, сырья, капитала и других факторов производства;
· наличие перспективного и стабильного сбыта продукции, платежеспособности потребительского рынка.
Различают три вида концентрации:
- концентрация специализированного производства;
- концентрация комбинированного производства;
- увеличение размеров универсальных предприятий.
Примером концентрации специализированного производства может служить завод специализированного инструмента и технологической оснастки (СИ и ТО) Минского тракторного завода.
При едином экономическом пространстве оправданным было наращивание мощностей (концентрация комбинированного производства) на Минском камвольном комбинате. Предприятие удовлетворяло потребность в тканях (плательные и костюмные группы) всех швейных предприятий Союза.
|
Одно из крупнейших предприятий Республики – Минский автомобильный завод – с падением спроса на большегрузные автомобили освоил выпуск автобусов, малотоннажных грузовиков, троллейбусов. Ему присущи черты концентрации универсального предприятия.
В каждой отрасли и под отрасли народно-хозяйственного комплекса концентрация производства зависит от конструктивно-технологических особенностей продукции.
Концентрацию в бытовом обслуживании можно внедрить только в тех случаях, когда производственный процесс не требует присутствие заказчика, и общение с ним предприятие осуществляет через приемные пункты (напр., завод «Рембыттехника», механическая прачечная, мебельное предприятие).
Швейное ателье желательно приблизить к заказчику и размещать их в удобном месте для заказчика. Следует учесть то, что чем крупнее предприятие, тем больше радиус обслуживания. Следовательно, происходит удаление от заказчика.
Оптимальный размер концентрации – выполнение договорных обязательств с минимальными затратами.
Комбинирование производства представляет собой соединение в одном предприятии разнородных производств, находящихся в технико-экономической и технологической зависимости. Продукты одного производства должны здесь служить сырьем, полуфабрикатами или вспомогательными материалами для других производств.
Эффективность комбинирования достигается за счет:
· непрерывности производства (исключаются транспортные расходы);
· комплексности использования сырья (из 15 компонентов руды, к примеру, извлекают 14);
|
· лучшего использования живого труда (сокращаются непроизводительные расходы за счет рациональности инфраструктуры производства);
· повышения, в конечном счете, конкурентоспособности посредством уменьшения трудоемкости.
Следовательно, с развитием рыночной экономики концентрация и комбинирование производства могут получать широкое развитие в случае экономической эффективности.
Наиболее распространено комбинирование в текстильной промышленности, где объединяются прядильное, ткацкое, отделочное производства (напр., ОАО «Камволь»). В бытовом обслуживании примеров комбинирования нет.
Комбинат бытового обслуживания (КБО) не является примером комбинирования, т.к. разнородные производства не связаны между собой производственным процессом.
Специализация – это выпуск предприятием однородной продукции или выполнение однородных работ. Специализация повышает производительность труда и качество продукции. Она имеет три формы:
- Предметная (наиболее распространена) – это специализация по производству готового продукта (инструментальный или автомобильный завод, в швейной под отрасли - пошив брюк, меховых изделий, головных уборов).
- Подетальная (поузловая) – производство частей готового продукта, т. е. сосредоточение на выпуске деталей, агрегатов, заготовок, полуфабрикатов (подшипниковый завод, «Белшина», в швейной под отрасли - изготовление полуфабрикатов, плечевых накладок).
- Технологическая – выполнение части производственного процесса (литейный завод, прядильная или отделочная фабрика, ремонтные заводы; в швейной под отрасли - раскройный, пошивочный цеха, бригада по подготовке к примерке, бригада по дошиву после примерки, бригада по отделке).
|
Переход к рыночной экономике заставил коллективы предприятий пересмотреть политику в области специализации и перейти на диверсификацию производства. Это выразилось в широком наборе номенклатуры продукции, часто не отвечающем признакам однородности и профильности.
Кооперирование – прямые производственные связи между предприятиями, совместно выпускающими продукцию, по взаимопоставкам материалов, полуфабрикатов, деталей, узлов машин и т.п., но сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность.
При кооперировании предприятия – поставщик организует свой производственный процесс так, чтобы полностью удовлетворять требования предприятия – заказчика.
Различают виды кооперирования:
· по отраслевому признаку делится:
а) на внутриотраслевое
б) на межотраслевое
· по территориальному признаку:
а) внутрирайонное
б) межрайонное.
В швейной под отрасли службы быта широкое распространение получило внутриотраслевое кооперирование. Кооперативные связи предприятий всегда оформляются договором, в котором указывается перечень поставляемых заказов и сроки их выполнения.
Формы кооперирования аналогичны формам специализации.
Экономическая эффективность специализации (и кооперирования) проявляется:
- в снижении себестоимости за счёт повышения производительности труда;
- в уменьшении условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.
На основе специализации и кооперирования производства возникают более устойчивые связи с поставщиками и потребителями, улучшается и упрощается материально-техническое обеспечение и сбыт.