Урок 47
Тема: Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Вода.Качество воды
Тема учебного занятия: Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Вода.Качество воды
Цель урока:
1. Сформировать у учащихся представление о химических средствах гигиены и косметики, о бытовой химии, её химическом составе, применении в быту.
2. Продолжить формирование умений составлять формулы сложных эфиров, применяемых в качестве отдушек гигиенических и косметических средств, составлять химические реакции получения мыла, изучить качественный состав стиральных порошков.
Задачи урока:
1. Повторить основные понятия «сложные эфиры», «реакция этерификации», «жиры и их получение», «мыла и их получение».
2. Закрепить понятия «карбоновые кислоты», «высшие карбоновые кислоты», «спирты», «сложные эфиры», «мыла», «жиры», «гидролиз жиров», «этерификация», «номенклатура кислородсодержащих органических соединений», «стиральные порошки».
Методы урока: 1. Постановка проблемы
2. Лекция с элементами беседы
3. Лабораторная работа
Содержание нового материала: параграф 21, учебник О.С.Габриелян 10 класс
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний:
1. Что называется спиртами? Что называется карбоновыми кислотами?
2. Какие свойства этих веществ вы можете назвать?
3. Дайте определение реакции этерификации. Какие вещества вы знаете, вступающие в реакцию этерификации?
4. Что называют маслами и жирами? Чем они отличаются друг от друга?
5. Что такое мыла и как их получают?
3. Новая тема.
Объявление темы урока «Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства».
Рассказ учителя: «Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства».
|
1.
1. История появления косметических средств. Лаки, кремы, дезодоранты
2. Химический состав средств гигиены, мыла и косметики. Уксусная кислота. Учитель повторяет с учащимися химическую формулу уксусной кислоты. Где применяется уксусная кислота? Ученики записывают применение в тетрадь.
3. Получение сложного эфира. Учитель повторяет и закрепляет на доске ещё раз реакцию получения сложных эфиров. Вопрос классу: «Как называется реакция получения сложных эфиров?», «Какие вещества вступают в реакцию этерификации?». Ученик на доске пишет реакцию между уксусной кислотой и изобутиловым спиртом, ученики записывают эту реакцию в тетрадь.
4. Получение сложных эфиров в лаборатории. Учитель рассказывает о лабораторном опыте получения сложных эфиров.
5. Сложные эфиры в природе. Применение сложных эфиров. Применение сложных эфиров в косметологии и парфюмерии
6. Духи. Изготовление духов в лаборатории. Учитель информирует учащихся о способе получения духов в лаборатории, описывая, проведенный эксперимент с детьми во внеурочное время.
7. Жиры и мыла. Учитель повторяет химический состав жиров и масел. Учащиеся должны вспомнить и дать определения «Высшим карбоновым кислотам», также повторить названия высших жирных кислот. Учитель задает вопрос: «Какие вещества необходимы для получения жиров и масел?» Учитель вызывает к доске ученика с заданием написать формулу жира по выбору. Ученики записывают в тетрадь.
8. Мыла. Учитель повторяет состав мыла и реакцию получения мыла (Гидролиз жиров). Учащиеся записывают в тетрадь реакцию получения мыла, используя уже имеющуюся формулу на доске. Учитель вызывает к доске ученика и он пишет реакцию гидролиза, а вместе с ним работает класс.
|
9. Синтетические моющие средства – стиральный порошок. Беседа учителя: «Какие стиральные порошки ребята знают,назвать их?» Вопрос учителя: «Почему мыло не всегда мылится в воде, а порошки всегда»? Ответить на вопрос мы сможем с помощью лабораторного опыта, который сейчас проведем.
4. Лабораторный опыт «Обнаружение сульфат, карбонат и фосфат ионов в стиральном порошке». Учитель дает задание учащимся провести качественные реакции на обнаружение сульфат, карбонат и фосфат ионов с помощью выданных реактивов. Учащиеся делают вывод о составе порошков, наличие в них сульфат, карбонат и фосфат ионов, что делает их пригодными для стирки в любой воде, хоть в морской, хоть в пресной с разной степенью жесткости.
5. Закрепление. Обобщающая беседа учителя с учащимися о применении химии в повседневной жизни. Значение химических средств гигиены и косметики, бытовой химии для человека.
6. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Прогнозируемый результат:
1. Закрепление основных понятий по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники».
2. Понимание значимости химии в повседневной жизни человека.
Домашнее задание:
Научиться записывать химические формулы карбоновых кислот, высших карбоновых кислот, спиртов, сложных эфиров, мыл, жиров, уравнений гидролиза жиров, этерификации.
Определять качественный состав стиральных порошков, обеспечивающий им способность стирать в любой воде.