Группа 7-19(парикмахеры 1курс)




Урок 47

Тема: Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Вода.Качество воды

Тема учебного занятия: Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Вода.Качество воды

 

Цель урока:

1. Сформировать у учащихся представление о химических средствах гигиены и косметики, о бытовой химии, её химическом составе, применении в быту.

2. Продолжить формирование умений составлять формулы сложных эфиров, применяемых в качестве отдушек гигиенических и косметических средств, составлять химические реакции получения мыла, изучить качественный состав стиральных порошков.

Задачи урока:

1. Повторить основные понятия «сложные эфиры», «реакция этерификации», «жиры и их получение», «мыла и их получение».

2. Закрепить понятия «карбоновые кислоты», «высшие карбоновые кислоты», «спирты», «сложные эфиры», «мыла», «жиры», «гидролиз жиров», «этерификация», «номенклатура кислородсодержащих органических соединений», «стиральные порошки».

Методы урока: 1. Постановка проблемы

2. Лекция с элементами беседы

3. Лабораторная работа

Содержание нового материала: параграф 21, учебник О.С.Габриелян 10 класс

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний:

1. Что называется спиртами? Что называется карбоновыми кислотами?

2. Какие свойства этих веществ вы можете назвать?

3. Дайте определение реакции этерификации. Какие вещества вы знаете, вступающие в реакцию этерификации?

4. Что называют маслами и жирами? Чем они отличаются друг от друга?

5. Что такое мыла и как их получают?

3. Новая тема.

Объявление темы урока «Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства».

Рассказ учителя: «Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства».

1.

1. История появления косметических средств. Лаки, кремы, дезодоранты

2. Химический состав средств гигиены, мыла и косметики. Уксусная кислота. Учитель повторяет с учащимися химическую формулу уксусной кислоты. Где применяется уксусная кислота? Ученики записывают применение в тетрадь.

3. Получение сложного эфира. Учитель повторяет и закрепляет на доске ещё раз реакцию получения сложных эфиров. Вопрос классу: «Как называется реакция получения сложных эфиров?», «Какие вещества вступают в реакцию этерификации?». Ученик на доске пишет реакцию между уксусной кислотой и изобутиловым спиртом, ученики записывают эту реакцию в тетрадь.

4. Получение сложных эфиров в лаборатории. Учитель рассказывает о лабораторном опыте получения сложных эфиров.

5. Сложные эфиры в природе. Применение сложных эфиров. Применение сложных эфиров в косметологии и парфюмерии

6. Духи. Изготовление духов в лаборатории. Учитель информирует учащихся о способе получения духов в лаборатории, описывая, проведенный эксперимент с детьми во внеурочное время.

7. Жиры и мыла. Учитель повторяет химический состав жиров и масел. Учащиеся должны вспомнить и дать определения «Высшим карбоновым кислотам», также повторить названия высших жирных кислот. Учитель задает вопрос: «Какие вещества необходимы для получения жиров и масел?» Учитель вызывает к доске ученика с заданием написать формулу жира по выбору. Ученики записывают в тетрадь.

8. Мыла. Учитель повторяет состав мыла и реакцию получения мыла (Гидролиз жиров). Учащиеся записывают в тетрадь реакцию получения мыла, используя уже имеющуюся формулу на доске. Учитель вызывает к доске ученика и он пишет реакцию гидролиза, а вместе с ним работает класс.

9. Синтетические моющие средства – стиральный порошок. Беседа учителя: «Какие стиральные порошки ребята знают,назвать их?» Вопрос учителя: «Почему мыло не всегда мылится в воде, а порошки всегда»? Ответить на вопрос мы сможем с помощью лабораторного опыта, который сейчас проведем.

4. Лабораторный опыт «Обнаружение сульфат, карбонат и фосфат ионов в стиральном порошке». Учитель дает задание учащимся провести качественные реакции на обнаружение сульфат, карбонат и фосфат ионов с помощью выданных реактивов. Учащиеся делают вывод о составе порошков, наличие в них сульфат, карбонат и фосфат ионов, что делает их пригодными для стирки в любой воде, хоть в морской, хоть в пресной с разной степенью жесткости.

5. Закрепление. Обобщающая беседа учителя с учащимися о применении химии в повседневной жизни. Значение химических средств гигиены и косметики, бытовой химии для человека.

 

6. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

 

Прогнозируемый результат:

1. Закрепление основных понятий по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники».

2. Понимание значимости химии в повседневной жизни человека.

 

 

Домашнее задание:

 

Научиться записывать химические формулы карбоновых кислот, высших карбоновых кислот, спиртов, сложных эфиров, мыл, жиров, уравнений гидролиза жиров, этерификации.

Определять качественный состав стиральных порошков, обеспечивающий им способность стирать в любой воде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: