Урок 54. 10кл.РЯ.03.04.20г.
Тема: Слова категории состояния
Цели урока:
1)Повторить основные сведения по теме «Слова категории состояния»;активизировать деятельность учащихся по осмыслению трудностей языкового анализа.
Задачи урока:
Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного
Научить выделять в тексте слова категории состояния и охарактеризовывать их;
Обсудить признаки категории состояния;
Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.
Воспитывать бережное отношение учащихся к языку
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: сравнительная таблица, раздаточный материал, учебник (Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Учебник для 10 классов. ЕМЦ общеобразоват. Шк.- Алматы: Мектеп, 2014), тетрадь для алгоритмов
Ход урока:
Орг. Момент: Приветствие. Запись темы урока.- Какова цель нашего урока
Целеполагание: Ученики сами определяют цели урока.
Актуализация знаний:
-Какие слова можно отнести к словам категории состояния?
-Что обозначают слова категории состояния?
- По каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи?
- Какие значения они имеют?
Анализ предложений (в тетради)
1. Как грустно мне твое явление, весна, весна!
2. И грустно в воду смотрится луна.
3. Мне грустно, потому что весело тебе
Заполнение сравнительной таблицы. (ответы вставляют в «кармашки»)
-Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)
-Рассмотрим первое предложение.
- В первом предложении «грустно» является какой частью речи? (кратким прилагательным), от чего задаем вопрос? (относится к существительному), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос явление каково?) Каким членом предложения является? (в Предложении является сказуемым); изменяется по…(дни каковы? грустны она какова? грустна)
- Во втором – наречие, так обозначает признак действия: смотрится как? грустно, В предложении является обстоятельством.
- В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное и наречие. Оно неизменяемо. Это совершенно особая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются безличными (материал 8 класса)
- Заполнение таблицы. (3 ученика)
Вопросы | Краткое Прилагательное | Наречие | Слово категории состояния |
Слово, к которому относится | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
Вопрос. | Каков? какова? каковы? | Как? где? | как? каково? |
Что обозначает? | Признак Предмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Синтаксическая роль | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего |
Морфологические признаки | род, число, падеж | Не изменяется | Не изменяется |
|
-Что обозначает эта часть речи?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос. Рассмотрим следующие предложения:
Комментированное письмо
Было жарко, душно, сыро. (Доказывают, что это СКС по таблице). - Обозначает состояние окружающей среды
Голова его закружилась, с ним сделалось дурно. – Физическое состояние живого существа
Княжна будет очень рада, потому что ей скучно. – Душевное, эмоционально- психологическое состояние
|
Пора добраться до картечи. Всего пересказать мне недосуг. – Возможность или невозможность, необходимость действия.
Грех тебе так горько упрекать отца родного. – Отрицательная или положительная оценка действия или состояния
Запись в тетради для алгоритмов
Слова категории состояния | Значение СКС |
Состояние окружающей среды | |
Физическое состояние живого существа | |
Душевное, эмоционально- психологическое состояние | |
Возможность или невозможность, необходимость действия. | |
Отрицательная или положительная оценка действия или состояния |
Практическая работа. Научить систематизировать полученные знания.
1. Спишите. Определите значения СКС.
В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. Досадно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне нетрудно.
Слово учителя:
- В силу своей семантики слова категории состояния используются в поэтической речи для выражения душевного состояния лирического героя. Особенно активны в этом плане слова, обозначающие эмоциональное состояние лирического героя, психологические переживания, состояние природы:
Работа с текстом
В небесах торжестве(?)о и чудно!
Спит земля в сиянь(?) голубом …
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего, жалею ли о чем?
|
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого н(?)чуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыт(?)ся и заснуть! (М. Лермонтов)
- 1. Прочитайте. Что вы знаете об авторе?
- 2. Определите тему и основную мысль текста.
- 3. Озаглавьте текст.
- 4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
- 5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
- 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.