Запись в тетради для алгоритмов




Урок 54. 10кл.РЯ.03.04.20г.

Тема: Слова категории состояния

Цели урока:

1)Повторить основные сведения по теме «Слова категории состояния»;активизировать деятельность учащихся по осмыслению трудностей языкового анализа.

Задачи урока:

Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного

Научить выделять в тексте слова категории состояния и охарактеризовывать их;

Обсудить признаки категории состояния;

Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.

Воспитывать бережное отношение учащихся к языку

Тип урока: повторительно-обобщающий

 

Оборудование: сравнительная таблица, раздаточный материал, учебник (Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Учебник для 10 классов. ЕМЦ общеобразоват. Шк.- Алматы: Мектеп, 2014), тетрадь для алгоритмов

 

Ход урока:

Орг. Момент: Приветствие. Запись темы урока.- Какова цель нашего урока

 

Целеполагание: Ученики сами определяют цели урока.

Актуализация знаний:

-Какие слова можно отнести к словам категории состояния?

-Что обозначают слова категории состояния?

- По каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи?

- Какие значения они имеют?

Анализ предложений (в тетради)

1. Как грустно мне твое явление, весна, весна!

2. И грустно в воду смотрится луна.

3. Мне грустно, потому что весело тебе

Заполнение сравнительной таблицы. (ответы вставляют в «кармашки»)

-Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)

-Рассмотрим первое предложение.

  • В первом предложении «грустно» является какой частью речи? (кратким прилагательным), от чего задаем вопрос? (относится к существительному), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос явление каково?) Каким членом предложения является? Предложении является сказуемым); изменяется по…(дни каковы? грустны она какова? грустна)
  • Во втором – наречие, так обозначает признак действия: смотрится как? грустно, В предложении является обстоятельством.
  • В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное и наречие. Оно неизменяемо. Это совершенно особая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются безличными (материал 8 класса)
  • Заполнение таблицы. (3 ученика)
Вопросы Краткое Прилагательное Наречие Слово категории состояния
Слово, к которому относится Существительное Глагол Не зависит от других слов
Вопрос. Каков? какова? каковы? Как? где? как? каково?
Что обозначает? Признак Предмета Признак действия, признак другого признака Состояние природы, человека, оценку действия
Синтаксическая роль Сказуемое Обстоятельство Сказуемое в предложении без подлежащего
Морфологические признаки род, число, падеж Не изменяется Не изменяется

 

-Что обозначает эта часть речи?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос. Рассмотрим следующие предложения:

Комментированное письмо

Было жарко, душно, сыро. (Доказывают, что это СКС по таблице). - Обозначает состояние окружающей среды

Голова его закружилась, с ним сделалось дурно. – Физическое состояние живого существа

Княжна будет очень рада, потому что ей скучно. – Душевное, эмоционально- психологическое состояние

Пора добраться до картечи. Всего пересказать мне недосуг. – Возможность или невозможность, необходимость действия.

Грех тебе так горько упрекать отца родного. – Отрицательная или положительная оценка действия или состояния

Запись в тетради для алгоритмов

 

Слова категории состояния Значение СКС
Состояние окружающей среды
Физическое состояние живого существа
Душевное, эмоционально- психологическое состояние
Возможность или невозможность, необходимость действия.
Отрицательная или положительная оценка действия или состояния

 

 

Практическая работа. Научить систематизировать полученные знания.

 

1. Спишите. Определите значения СКС.

 

В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне нетрудно.

Слово учителя:

- В силу своей семантики слова категории состояния используются в поэтической речи для выражения душевного состояния лирического героя. Особенно активны в этом плане слова, обозначающие эмоциональное состояние лирического героя, психологические переживания, состояние природы:

 

Работа с текстом

 

В небесах торжестве(?)о и чудно!

Спит земля в сиянь(?) голубом …

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего, жалею ли о чем?

 

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого н(?)чуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыт(?)ся и заснуть! (М. Лермонтов)

 

  • 1. Прочитайте. Что вы знаете об авторе?
  • 2. Определите тему и основную мысль текста.
  • 3. Озаглавьте текст.
  • 4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
  • 5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
  • 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: