Рассмотрим каждую лексическую ошибку подробнее




Эмоционально окрашенная и экспрессивная лексика

Большинство слов в языке не выражает оценки называемых предметов и явлений (улица, дом, река, гора; спать, дышать, идти, твердый, холодный; впереди, направо и т. д.). Нейтральным, словам противостоят слова эмоционально или экспрессивно окрашенные. Они выражают определенное оценоч­ное значение.

Эмоционально окрашенные слова обычно имеют в своем составе различные уменьшительно-ласкательные или увеличительно-уничижительные суффиксы (головаголовка, головушка, головочка, головенка, головища и т. д.).

Экспрессивно окрашенные слова очень выразительны и принад-1 лежат главным образом к разговорному стилю речи. Например,' кляуза, проныра, языкастый, прошмыгнуть.

Синонимы

Синонимы — это близкие или тождественные по значе­нию слова, по-разному называющие одно и то же понятие. Напри­мер; катастрофа, крушение, крах; крутой, отвесный, обрывистый; уничтожить, ликвидировать, искоренить, упразднить.

Несколько слов-синонимов образуют синонимический ряд. Члены синонимического ряда имеют общую смысловую основу. На­пример, синонимический ряд распоряжениеприказаниеповеле­ниедирективапредписание имеет общее значение «указание о выполнении чего-либо». Обычно это общее значение выражается основным словом синонимического ряда — его доминантой. (Доминантой приведенного выше синонимического ряда является слово приказание). Другие члены синонимического ряда кроме об­щего для всех значения выражают дополнительные лексико-стили-стические оттенки: собственно лексические (катастрофакрах), градационные (большойогромныйгромадный), оттенки эмо-ционально-экспрессивной окрашенности (убегатьудиратьуле­петывать) и т. д.

Антонимы

Антонимы — это слова, выражающие противоположные зна­чения (доброзло, правдаложь, умныйглупый, высокийнизкий, поднимать —- опускать, смеятьсяплакать).

Слова-антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть качественную или количественную проти­воположность. Антонимы широко распространены в произведениях устного народного творчества, особенно в пословицах и поговорках. (Старый друг лучше новых двух. Родная сторонамать, чужая сторонамачеха и т. д.).

Омонимы

Омонимами называются слова, имеющие одинаковое звуча­ние, но разные значения. Например: ключ — «родник», ключ — «приспособление для открывания и закрывания замка»; мир — «вселенная», мир — «отсутствие войны».

Существуют следующие разновидности омонимов: 1) лекси­ческие омонимы (коса — «орудие для срезания травы», коса— «заплетенные волосы»); 2) омоформы — одинаково звучащие формы разных слов или одного и того же слова (мой от мыть и мой — местоимение; лечу от лечить и лечу от лететь; три от тере и три — числительное); 3) омофоны — слова с одинаковым зву­чанием, но различным написанием (развиватьразвевать, лесалиса, род —рот); 4) омографы — слова, отличающиеся друг от друга местом ударения (мукамука, кружки — кружки, ужеуже).

 

Лексическая норма- у потребление слов в соответствии с их лексическим значением, определение возможной сочетаемости слов с другими словами)

Говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.

Речь – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Рассмотрим каждую лексическую ошибку подробнее

  1. . Неправильный выбор слова, связанный с незнанием его лексического значения

Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.

Он упал ничком…(навзничь – вверх лицом)

Здание поражает своими причудливыми габаритами.

(габариты – это размеры, причудливой м.б. только форма)

  1. Ошибки в употреблении многозначных слов, заключающаяся в использовании полисемичных слов в таком контексте, который не допускает двусмысленности:

Ребенок требует ухода матери.

Все ошибки в программе вовремя просмотрели. Все ошибки вовремя заметили.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: