ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Особенности эмоционально-волевой сферы. Дети с нарушениями речи в большинстве случаев реагируют на неуспех иначе, чем это наблюдается у детей с нормой речевого развития. После удачно выполненного задания часть детей с речевыми нарушениями переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно интерпретировать как проявление защитной реакции, т.е. данные дети стремятся поддержать успех даже на заниженном уровне.
Низкий уровень притязаний в большей степени проявляется у детей 1 класса, у детей 2 класса встречается реже, а среди третьеклассников таких явлений практически не наблюдается. То есть можно говорить о том, что у учащихся школ для детей с нарушениями речи с возрастом формируется реалистический уровень притязаний. Особенности эмоционально-личностных качеств младших школьников (1-2 классы) с общим недоразвитием речи (ОНР) исследовали Л.М. Шипицына и Л.С. Волкова с применением методики «Цветовых выборов» М. Люшера. Ими было выявлено, что многие дети с ОНР более пассивны, сензетивны, зависимы от окружающих, склонны к спонтанному поведению, в отличие от детей с нормой речевого развития. У второклассников с ОНР, как и у детей с нормальной речью, выявлено явное доминирование эксцентричности (проявление живого интереса к окружающему как источнику получения помощи и информации). А у первоклассников с ОНР и с нормой развития (40%) обнаруживается свойство концентричности, т.е. сосредоточенности на собственных проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости. Авторы предполагают, что более высокий процент проявления свойств концентричности у учащихся первых классов по сравнению с второклассниками связан с их еще недостаточной адаптацией к условиям обучения в школе.
|
Ученики первых классов речевых школ имеют более низкую работоспособность, которая у половины детей положительно коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и доминированием отрицательных эмоций. На втором году обучения в специальной школе у детей повышается работоспособность, преобладает оптимальный уровень эмоционального реагирования, снижается склонность к стрессовым состояниям. Положительная динамика эмоционального состояния детей с речевой патологией связана с адаптацией к школьному режиму, нормализацией взаимоотношений со сверстниками, а также с развитием способности к саморегуляции, которая формируется при правильно организованной коррекционно-педагогической работе.
Исследование эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи также проводила И.Ю. Кондратенко. Ею изучались: особенности паралингвистических средств общения (мимика детей, особенности системы лексических значений, отражающих эмоциональные состояния и оценки детей). Выявлено, что для детей с ОНР характерно дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях (данное положение было подтверждено специальным психологическим исследованием). Им особенно трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления. При исследовании выразительности речи было показано, что 53% детей с ОНР не смогли адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания. Они не могли идентифицировать по фотографиям, предметным картинкам и пиктограммам эмоциональные состояния (гнев, страх, удивление), смешивали их. Максимальная успешность достигнута ими в определении эмоциональных состояний радости и грусти. Частота употребления и разнообразия эмоциональной лексики в устной речи детей с ОНР в два раза ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Из этого следует, что для обучения дошкольников с ОНР необходимо разработать комплекс специальных методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной лексики. Что в дальнейшем повысит степень осознания своих эмоциональных состояний, уровень овладения выразительной связной речью и речевой коммуникацией.
|
Ряд исследований показали, что у детей с экспрессивной алалией часто наблюдаются патологические черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость. Такие дети иногда могут пользоваться речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Свойственная им повышенная самокритичность детерминирует чувство беспомощности, отчаяния, что может в последиствии стать причиной депрессивных состояний.
Дети с моторной алалией характеризуются недостаточностью мотивационной и эмоционально-волевой сферы, сниженной наблюдательностью, психофизической расторможенностью или заторможенностью.
Выделяются три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту: безразличное, умеренно-сдержанное, безнадежно-отчаянное и три варианта волевых усилий в борьбе с ним: их отсутствие, наличие, перерастание их в навязчивые действия и состояния.
|
В.И. Селиверстов (1989) выделил три степени фиксированности детей на речевом дефекте: 1. Нулевая степень. Дети не испытывают ущемления от осознания неполноценности своей речи или совсем не замечают ее недостатков. Они коммуникативны, легко вступают в контакт с другими людьми. У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости.
2. Умеренная степень. Дети в связи с дефектом испытывают неприятные переживания, скрывают его, стараясь компенсировать речевое общение с помощью уловок. При этом осознание своего недостатка не переходит в постоянное, тягостное чувство собственной неполноценности.
3. Выраженная степень. Дети постоянно фиксированы на своем речевом дефекте, глубоко переживают его, всю свою деятельность ставят в зависимость от своих речевых неудач. Для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, самоуничижение, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.
Диагностику эмоционально-волевой сферы можно проводить с помощью методики «Рисунок человека», опросник «Признаки психического напряжения у детей», методики исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеева, Детского апперцептивного теста (CAT), Цветового теста отношений (ЦТО), методики «Эмоциональные лица», методики «Вежливость», «Методики рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга.
Список используемой литературы:
1. Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. – 2003. —№2. – С.62 – 70
2. Калягин В.А. Становление логопсихологии / В.А. Калягин // Практическая психология и логопедия. – № 4 (21). – 2006. – С. 5–7.
3. Лауткина С.В. Логопсихология: учебно-методическое пособие / С.В. Лауткина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
4. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. – № 6. – с. 15 – 19.
5. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. Наук / Е.Г. Федосеева. – М., 1995. – 24с.
6. Фотпекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психики развития у младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук / Т.А. Фотпекова. – М., 1993. – 23с.