ОГЛАВЛЕНИЕ
Психологические «заповеди» будущего педагога...................................... 3
Введение. Состояние здоровья детей и готовность педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности ……………………………………… 4
Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫСПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики........................................................................... 7
1.2. Основные направления (разделы) специальной психологии....11
1.3. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии......................................................... 13
1.4. Факторы психического развития человека.................................15
1.5. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)......................29
1.6. Общие закономерности отклоняющегося развития..................37
Приложение к разделу I.....................................................................44
Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ПО ТИПУ РЕТАРДАЦИИ
Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка..................................49
11.1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей.........49
11.1.2. Исторический экскурс..................................................................50
11.1.3. Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.........52
II. 1.4. Особенности развития познавательной сферы..........................58
11.1.5. Особенности развития личностности и эмоционально-волевой сферы..............................................................................77
II. 1.6. Особенности деятельности........................................................... 82
Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)...................................................90
11.2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.....................................90
11.2.2. Исторический экскурс..................................................................91
11.2.3. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу...........................................93
11.2.4. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР... 101
11.2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.............................................................................119
11.2.6. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии................................ 129
11.2.7. Вопросы психологической диагностики и коррекции при дизонтогениях по типу ретардации и дисфункции созревания.................................................................................. 135
Приложение к разделу И...................................................................... 144
Раздел III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА
Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология).... 151
111.1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии .......................................... 151
111.1.2. Исторический экскурс................................................................. 152
111.1.3. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей .......... 152
111.1.4. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха................................................................. 157
111.1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ........................................................................................... 176
111.1.6. Особенности деятельности......................................................... 179
111.1.7. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей............................. 183
Глава 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)... 187
111.2.1. Предмет и задачи тифлопсихологии........................................ 187
111.2.2. Исторический экскурс.............................................................. 188
111.2.3. Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей................................. 189
111.2.4. Особенности развития познавательной сферы........................ 191
111.2.5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы........ 211
111.2.6. Особенности деятельности........................................................ 216
111.2.7. Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции и коррекция этих нарушений................221
Глава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология).....227
111.3.1. Предмет и задачи логопсихологии............................................227
111.3.2. Исторический экскурс................................................................ 228
111.3.3. Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений..................................................................... 229
111.3.4. Особенности развития познавательной сферы........................235
111.3.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы...........................................................................................254
111.3.6. Особенности деятельности......................................................... 257
111.3.7. Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых нарушениях речи у детей............................................................ 259
Глава 4. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата................................................. 267
111.4.1. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата................................267
111.4.2. Исторический экскурс................................................................ 268
111.4.3. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе. Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича..............................................269
111.4.4. Особенности развития познавательной сферы........................286
111.4.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы...........................................................................................302
111.4.6. Особенности деятельности......................................................... 314
111.4.7. Психологическая диагностика детей при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и коррекция этих нарушений........................................................................... 318
Раздел IV. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ АСИНХРОНИЯХ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫИ ПОВЕДЕНИЯ
Глава 1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма.... 335
IV.!.1. Предмет и задачи психологии детей с РДА.............................335
IV. 1.2. Исторический экскурс................................................................337
IV. 1.3. Причины и механизмы возникновения РДА.
Психологическая сущность РДА. Классификация состояний
по степени тяжести.................................................................... 338
IV.!.4. Особенности развития познавательной сферы........................345
IV.!.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ....................................................................................... 349
IV. 1.6. Особенности деятельности......................................................... 351
IV. 1.7. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.......................................................................... 353
Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности .... 359
1У.2.1. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личности........................................................................ 359
1У.2.2. Исторический экскурс................................................................361
1У.2.3. Причины дисгармонического развития.Типология патологических характеров......................................................... 362
ТУ.2А. Диагностика и коррекция дисгармонического развития......... 369
Приложение к разделу IV...................................................................... 372