Конспект урока по обществознанию «Лидер и его качества»
Цель: Дать определение понятию лидер, объяснить, какие качества необходимы лидеру
Задачи:
Обучающие:
- Приобретение ребятами новых знаний в области теории лидерства;
- Формирование мотивации детей к проявлению лидерских качеств;
- Способствовать освоению ребятами новой социальной роли в обществе;
- Определение на примерах роли лидера в истории России и в жизни нашей школы.
Развивающие:
- Создание условий для развития качеств лидера;
- Развитие творческих способностей, познавательных умений и приёмов самостоятельной и групповой работы;
- Развитие навыков по поиску информации, ее обработке, сравнению, описанию и анализу;
Воспитательные:
- Привитие навыков коммуникации;
- Формирование положительного отношения к социально – значимым и общечеловеческим ценностям.
План урока:
1.Лидер
2. Качества лидера
3. Знакомство с историческим и современным лидером
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом в форме беседы
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал для выполнения творческих заданий, сборные таблицы для работы на доске
Ход урока:
Эпиграфы:
Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы» Н.С.Лесков
Лидер – это не тот, кто ведет за собой, а тот за кем идут» Джон Максвелл
Вступительное слово учителя.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили о выдающихся личностях? Чем они отличаются от других людей?
Возможные ответы учащихся: эти люди что-то изобрели, были первооткрывателями, учеными, были руководителями и военачальниками.
Учитель: Итак, мы выяснили, что выдающиеся личности оставили свой след в истории. Сегодня мы поговорим еще об одном понятии, характерном для личности.
— Как часто мы слышим слова: первый учитель, первый космонавт, первый футболист, первый солист и т.д. Этот список можно продолжать бесконечно, всегда кто-то будет первым. Задумайтесь, всегда ли слово «первый» обозначает порядковый номер? Как вы думаете, первым быть трудно? И почему? (ответы учащихся)
Учитель: А теперь скажите, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Примерные ответы учащихся: первый – значит, лучший, лидирующий.
Возможно о лидерстве мы сегодня и будем говорить).
Основная часть
Учитель: Правильно, сегодня мы будем рассуждать о лидере.
— А какова будет цель нашего урока? Что мы должны узнать сегодня о лидере? Примерные ответы учащихся: какой лидер, какими качествами обладает, кто может стать лидером.
Учитель: Прочитайте эпиграф. Николай Семенович Лесков — Чтобы настроить людей на общие цели, расставить все по своим местам и помочь поверить в свои силы, лидер должен обладать какими-то определенными качествами. Итак, запишите в тетради тему урока «Лидер и его качества» (слайд 1)
— Назовите имена людей, которых вы считаете первыми, т.е. лидерами (ответы: известные полководцы, ученые, артисты, деятели литературы и искусства) Так кто же такой лидер? Какого человека можно назвать лидером? (Работа с учебником, стр.67.Термин, лидер)
Запишите определение в тетради (слайд 2) – человек, обладающий наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способный вести за собой других людей. Но лидеры не могут обладать одинаковыми качествами. Для политических лидеров они одни, для руководителей организации – другие, для капитана футбольной команды еще какие-то другие качества.
На доске формулировка:
«Лидерами не рождаются – лидерами становятся»
Учитель: Как вы думаете, что это значит? (ответы учащихся: лидером можно стать в силу своих каких-то качеств)
— А физические качества могут влиять на лидерство? (рост, фигура, внешний вид, голос, взгляд…) НО…Наполеон – небольшой рост, Ф. Рузвельт – прикован был к инвалидной коляске, при этом 4 раза избирался на пост президента.
Задание 1.
Учитель: на доске перед вами прикреплены названия разных качеств характера. Подумайте, какими можно наделить лидера и прикрепите эти названия на доску. (Качества лидера распечатаны на отдельных листах)
Целеустремленность | Энергия | Характер | Дисциплинированность | |||||
Умение общаться | Качества лидера | Внимательность | ||||||
Сила воли | Находчивость | |||||||
Ответственность | Трудолюбие | Ум | Собранность | |||||
Учитель: А сейчас поработайте с учебником на стр.66 англ.писатель Паркинсон назвал еще 6 элементов лидерства; назовите их и что они означают. (работа с учебником), прикрепить на доску понятия: воображение, знание, талант, решимость, жесткость, притяжение
— И это далеко не все качества, которыми можно охарактеризовать лидера.
Показ презентации (слады с 3 по 22) Приложение 1
Задание 2.
Работа с учебником.
Учитель: откройте в учебнике стр. 71. Практикум №4. (осанка, взгляд, призыв вперед, решимость налицо).
Задание 3.
Учитель: А сейчас вы поработаете в группах. Задание: объяснить значение афоризмов, которые вы себе вытяните. На подготовку минута. А другие группы могут дополнять.
Афоризмы:
· Инновация отличает лидера от догоняющего (Стив Джобс)
· Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем (Конфуций)
· Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими
(Публий Корнелий Сципион)
· Хотите подчинить себе других – начинайте с себя (Вовенарг)
· Два главных качества лидера: во-первых, он куда-то идет; во-вторых, он способен убедить других идти за ним (Эндрю Маккензи)
· Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном (Наполеон Бонапарт)
Ответы учащихся
Задание 4.
Учитель: А хотите узнать прямо сейчас, есть ли у вас задатки лидера? А сейчас вы будете выполнять тест, по которому сразу же сможете определить.