Тема 1. Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях




Учебно-методическое пособие

 

Сост. доцент кафедры психологи, к.п.н. Ковалёва А.В.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

I. Предназначение курса.

Специальный курс " Психология переговорного процесса в экстремальных условиях " предназначен для руководителей, практических психологов и лиц, в чьи функциональные обязанности входит работа с людьми в экстремальных условиях. Он подготовлен на основе накопленного опыта преподавания данной дисциплины на курсах подготовки психологов в Академии управления МВД России и в значительной степени переработан с учетом современных данных психологической науки об особенностях поведения и деятельности людей при работе в экстремальных условиях. При разработке спецкурса автор опирался на результаты многолетних исследований, проводившихся при его непосредственном участии в "горячих точках" и на материалы отечественного и зарубежного опыта. Кроме того, в учебном курсе систематизированы практические материалы и результаты работы психологических служб силовых ведомств в экстремальных условиях.

II. Методические указания по изучению курса.

Курс " Психология переговорного процесса в экстремальных условиях " целесообразно изучать в той последовательности, в которой он составлен в связи с тем, что:

  • - последовательность изложения материала сопряжена с особенностями и принципами подготовки, сопровождения, восстановления и реабилитации персонала, привлеченного к профессиональной деятельности в экстремальных условиях;
  • - вводимые термины и изложенный материал предшествующих лекций в определенной степени предопределяют представление последующей информации.

При изучении курса лекций следует учитывать, что представленный в нем материал не является исчерпывающим. В курс вошли темы: "Современные научные данные о поведении и деятельности специалистов, находящихся в экстремальных условиях", "Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных ситуациях", "Опасность и риск; неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство", "Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния и их особенности. Приемы регуляции благоприятных психических состояний", "Направления, формы и методы предварительной профессионально-психологической подготовки специалистов для работы в экстремальных условиях", "Обеспечение личной безопасности специалиста при работе в экстремальных условиях", "Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях", "Психологическая адаптация и дезадаптация специалистов в экстремальных условиях", "Психологические особенности ведения переговоров с террористами, удерживающими заложников. Помощь участникам переговорного процесса и заложникам", "Диагностика посттравматических стрессовых нарушений и психологическая реабилитация сотрудников после работы в экстремальных условиях".

Представленные материалы являются типовыми и могут быть переработаны с учетом специфики подготовки персонала к конкретной деятельности или конкретной профессии для работы в экстремальных условиях.

Основными методами изучения курса являются аудиторные занятия -лекции, семинары и практические занятия, а также самостоятельная работа по изучению рекомендованной литературы.

В лекциях раскрываются основные теоретические положения курса, освещаются наиболее сложные вопросы, рассматриваются основополагающие положения. Поскольку одной из главных задач преподавания дисциплины является связь теории с практикой, в лекциях разъясняются проблемы психологической подготовки, адаптации, сопровождения и реабилитации сотрудников в экстремальных условиях, основные методы и формы психологической работы.

В ходе семинарских занятий закрепляются и проверяются знания по соответствующим темам. На практических занятиях приобретаются навыки работы с конкретными методиками и техническими средствами.

III. Программа курса.

Спецкурс имеет следующие цели:

  • - овладение сотрудниками комплексом дополнительных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления мероприятий психологического обеспечения деятельности специалистов в экстремальных условиях;
  • - повышение уровня профессиональной психологической компетентности специалистов, их психологической подготовленности к работе в экстремальных ситуациях.

Задачи курса:

  1. Сформировать у специалистов научные представления о закономерностях психической деятельности людей, проявляющихся в экстремальных условиях.
  2. Дать характеристику комплекса стрессогенных и психотравмирующих факторов, воздействующих на персонал при работе в экстремальных условиях.
  3. Сформировать у сотрудников необходимые психодиагностические и психокоррекционные профессиональные навыки и умения, необходимые при работе в экстремальных условиях.
  4. Сформировать навыки психической саморегуляции, оказания психологической само- и взаимопомощи при работе в экстремальных условиях.
  5. Ознакомить сотрудников с общими принципами, целями, задачами и организацией психологического обеспечения при чрезвычайных обстоятельствах, с основными направлениями работы специалистов на этапах подготовки, сопровождения и реадаптации сотрудников после выполнения задач в экстремальных условиях.
  6. Выработать у сотрудников готовность к практическому использованию данных учебного курса в процессе психологического обеспечения работы со специалистами, привлекаемыми для решения задач в экстремальных условиях.

Спецкурс рассчитан на 40 академических часов. Из них - 20 часов лекции и 20 часов семинарских и практических занятий. По завершении курса проводится индивидуальное собеседование и принимается зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы Наименование тем Лекции Семинары Практические занятия Всего часов
I. Современные научные данные о поведении и деятельности сотрудников, находящихся в экстремальных условиях     -  
II. Личность и экстремальные условия: проблемы повышения психологической готовности сотрудников к действиям в экстремальных условиях. Отбор и предварительная профессионально-психологическая подготовка 1. Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях   -    
  2. Опасность и риск. Неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство     -  
  3. Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния; их особенности. Приемы регуляции благоприятных психических состояний     -  
  4. Направления, формы и методы предварительной профессионально-психологической подготовки сотрудников для работы в экстремальных условиях   -    
  5. Обеспечение личной безопасности сотрудников при работе в экстремальных условиях   -    
III. Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях. Непосредственная профессионально-психологическая подготовка и адаптация сотрудников. Психологическое обеспечение переговорной деятельности 1. Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях   -    
  2. Психологическая адаптация и дезадаптация сотрудников в экстремальных условиях     -  
  3. Психологические особенности ведения переговоров с террористами, удерживающими заложников. Помощь участникам переговорного процесса и заложникам   -    
IV. Психологические проблемы реадаптации сотрудников после работы в экстремальных условиях Диагностика посттравматических стрессовых нарушений и психологическая реабилитация сотрудников после работы в экстремальных условиях     -  
Итого        

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Современные научные данные о поведении и деятельности сотрудников, находящихся в экстремальных условиях

Подходы к определению специального курса "Деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях". О понятии экстремальности в психологии. Соотношение понятий: чрезвычайная ситуация, чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайные происшествия, экстремальные ситуации. Характерные особенности чрезвычайных обстоятельств. Характеристика психогенных факторов, воздействующих на личность и группу в экстремальных условиях. Возможные изменения состояний личности в результате воздействия психогенных факторов. Проблема психической нормы и аномалии в контексте современных представлений о посттравматическом стрессе. Зарубежные исследования в области психологии катастроф, стихийных бедствий и боевых действий. Критерии разделения людей в соответствии с психологическими последствиями воздействия на человека чрезвычайных обстоятельств и их характеристика. Классификация состояний нервно-эмоционального напряжения.

Экстремальная психология как сфера деятельности психолога. Психологическое обеспечение работы персонала в экстремальных условиях. Цели, задачи и направления психологического обеспечения. Критерии психологической готовности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что изучает курс "Деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях"?
  2. Понятие экстремальных ситуаций, чрезвычайного обстоятельства, чрезвычайного происшествия, чрезвычайной ситуации.
  3. Какие характерные особенности чрезвычайных обстоятельств оказывают сильное психологическое воздействие на персонал?
  4. Что называется психогенными факторами и каково их влияние на человека в экстремальных условиях?
  5. Что понимается под нормальным и аномальным поведением человека?
  6. К каким изменениям могут приводить воздействия психогенных факторов на человека?
  7. Классификация напряженных состояний.
  8. Каковы цели, задачи, направления, формы и способы психологического обеспечения персонала в экстремальных условиях; критерии психологической готовности?

Раздел II. Личность и экстремальные условия: проблемы повышения психологической готовности специалистов к действиям в экстремальных условиях.
Отбор и предварительная профессионально-психологическая подготовка

Тема 1. Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях

Этапы, критерии отбора. Требования профессии к человеку и человека к профессии. Важные качества специалиста. Влияние индивидуально-личностных особенностей на готовность сотрудника к деятельности в экстремальных условиях. Организация мероприятий психологического отбора кандидатов в Центрах психологической диагностики. Выделение успешных и неуспешных специалистов. Структура заключения по результатам комплексного обследования кандидатов. Анализ особенностей конфигурации профиля СМИЛ (ММПЛ), указывающих на возможность психической дезадаптации в экстремальных условиях (по Ф.Б. Березину). Прогностические неблагоприятные варианты выполнения цветового теста М. Люшера. Проведение собеседования психологом. Отнесение обследуемых к так называемой "группе риска". Психологический профиль личности успешных (в экстремальных условиях) сотрудников как возможный критерий прогноза адаптивности. Использование дополнительных методик: КАД (на основе личностного опросника Р. Кеттела). Психологический паспорт специалиста, направляемого в зону ЧС.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова задача психологического отбора?
  2. Какие существуют этапы профессионального отбора?
  3. Что такое важные психологические качества?
  4. Какие основные важные качества можно выделить при отборе персонала к действиям в экстремальных условиях?
  5. Отличие успешных специалистов от неуспешных.
  6. Какие основные и дополнительные диагностические методики используются при отборе персонала к действиям в экстремальных условиях?
  7. Что входит в структуру психологических заключений по итогам обследования кандидата при отборе к профессиональной деятельности в экстремальных условиях?
  8. Что содержит психологический паспорт?

Тема 2. Опасность и риск.
Неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство

Психологическая характеристика и определение опасности и риска. Виды опасности и типы риска. Два типа ситуаций риска и два фактора, влияющие на принятие решения о рискованном поведении. Реакция человека на опасность. Понятие состояний. Адаптивные функции страха в экстремальных условиях. Тревога, страх как психологический барьер эффективной деятельности. Определения ажитации, ступора, сумеречного состояния, паники. Условия проявления паники. Пути преодоления страха.

Понятие "предстартовой лихорадки", "выгорания"; виды и характеристики психотравмирующих воздействий. Состояния посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и различных видов ПТСР. Определение стресса и дистресса. Понятие критического инцидента. Формы критического инцидента. Профилактика ПТСР.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое опасность и риск? Какие формы опасности и типы риска вы знаете?
  2. Что такое тревога и страх?
  3. Какие формы тревожности вы знаете?
  4. Каковы причины страха и его проявления?
  5. Каковы возможные последствия работы персонала в экстремальных условиях?
  6. Что такое ПТСР и критический инцидент? Какие существуют разновидности ПТСР?

Тема 3. Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния и особенности этих состояний.
Приемы регуляции благоприятных психических состояний

Стресс как благоприятное для работы в экстремальных ситуациях психическое состояние. Проблема отличия благоприятных состояний от неблагоприятных. Восприятие ситуации как нормальной, параэкстремальной, экстремальной и гиперэкстремальной и одноименные психические напряжения. Степень самоконтроля. Качество психофизиологических изменений. Состояния "предстартового" эмоционального возбуждения и его индивидуальные особенности, эмоционального разрешения, "боевой готовности", различных степеней "включенности" в ситуацию: полной,

повышенной "включенности", причастности к ситуации, "отстраненности" от ситуации и их характеристики.

Формирование состояний повышенной и полной "включенности" в ситуацию посредством приемов: релаксации, связного и активизирующего дыхания, экстравертированного и интровертированного внимания; а также посредством профессионального восприятия; психологической саморегуляции, нацеленной на успешность действий в опасной ситуации.

Понятие и особенность трансрегуляционной психотехники. Отличие трансрегуляционной психотехники от методов психологической саморегуляции. Практикум психологической трансрегуляции.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем особенность благоприятных психических состояний для работы в экстремальных условиях и какие благоприятные психические состояния Вы знаете?
  2. Расскажите о состояниях полной, повышенной "включенности" работника в экстремальную ситуацию, причастности и "отстраненности" от ситуации.
  3. Перечислите перечень и раскройте содержание приемов регуляции благоприятных психических состояний персонала для работы в экстремальных условиях.
  4. Дайте определение трансрегуляционной психотехники.
  5. Чем отличаются методы психологической саморегуляции от трансрегуляции?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: