Учебно-методическое пособие
Сост. доцент кафедры психологи, к.п.н. Ковалёва А.В.
ВВЕДЕНИЕ
I. Предназначение курса.
Специальный курс " Психология переговорного процесса в экстремальных условиях " предназначен для руководителей, практических психологов и лиц, в чьи функциональные обязанности входит работа с людьми в экстремальных условиях. Он подготовлен на основе накопленного опыта преподавания данной дисциплины на курсах подготовки психологов в Академии управления МВД России и в значительной степени переработан с учетом современных данных психологической науки об особенностях поведения и деятельности людей при работе в экстремальных условиях. При разработке спецкурса автор опирался на результаты многолетних исследований, проводившихся при его непосредственном участии в "горячих точках" и на материалы отечественного и зарубежного опыта. Кроме того, в учебном курсе систематизированы практические материалы и результаты работы психологических служб силовых ведомств в экстремальных условиях.
II. Методические указания по изучению курса.
Курс " Психология переговорного процесса в экстремальных условиях " целесообразно изучать в той последовательности, в которой он составлен в связи с тем, что:
- - последовательность изложения материала сопряжена с особенностями и принципами подготовки, сопровождения, восстановления и реабилитации персонала, привлеченного к профессиональной деятельности в экстремальных условиях;
- - вводимые термины и изложенный материал предшествующих лекций в определенной степени предопределяют представление последующей информации.
При изучении курса лекций следует учитывать, что представленный в нем материал не является исчерпывающим. В курс вошли темы: "Современные научные данные о поведении и деятельности специалистов, находящихся в экстремальных условиях", "Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных ситуациях", "Опасность и риск; неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство", "Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния и их особенности. Приемы регуляции благоприятных психических состояний", "Направления, формы и методы предварительной профессионально-психологической подготовки специалистов для работы в экстремальных условиях", "Обеспечение личной безопасности специалиста при работе в экстремальных условиях", "Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях", "Психологическая адаптация и дезадаптация специалистов в экстремальных условиях", "Психологические особенности ведения переговоров с террористами, удерживающими заложников. Помощь участникам переговорного процесса и заложникам", "Диагностика посттравматических стрессовых нарушений и психологическая реабилитация сотрудников после работы в экстремальных условиях".
|
Представленные материалы являются типовыми и могут быть переработаны с учетом специфики подготовки персонала к конкретной деятельности или конкретной профессии для работы в экстремальных условиях.
|
Основными методами изучения курса являются аудиторные занятия -лекции, семинары и практические занятия, а также самостоятельная работа по изучению рекомендованной литературы.
В лекциях раскрываются основные теоретические положения курса, освещаются наиболее сложные вопросы, рассматриваются основополагающие положения. Поскольку одной из главных задач преподавания дисциплины является связь теории с практикой, в лекциях разъясняются проблемы психологической подготовки, адаптации, сопровождения и реабилитации сотрудников в экстремальных условиях, основные методы и формы психологической работы.
В ходе семинарских занятий закрепляются и проверяются знания по соответствующим темам. На практических занятиях приобретаются навыки работы с конкретными методиками и техническими средствами.
III. Программа курса.
Спецкурс имеет следующие цели:
- - овладение сотрудниками комплексом дополнительных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления мероприятий психологического обеспечения деятельности специалистов в экстремальных условиях;
- - повышение уровня профессиональной психологической компетентности специалистов, их психологической подготовленности к работе в экстремальных ситуациях.
Задачи курса:
- Сформировать у специалистов научные представления о закономерностях психической деятельности людей, проявляющихся в экстремальных условиях.
- Дать характеристику комплекса стрессогенных и психотравмирующих факторов, воздействующих на персонал при работе в экстремальных условиях.
- Сформировать у сотрудников необходимые психодиагностические и психокоррекционные профессиональные навыки и умения, необходимые при работе в экстремальных условиях.
- Сформировать навыки психической саморегуляции, оказания психологической само- и взаимопомощи при работе в экстремальных условиях.
- Ознакомить сотрудников с общими принципами, целями, задачами и организацией психологического обеспечения при чрезвычайных обстоятельствах, с основными направлениями работы специалистов на этапах подготовки, сопровождения и реадаптации сотрудников после выполнения задач в экстремальных условиях.
- Выработать у сотрудников готовность к практическому использованию данных учебного курса в процессе психологического обеспечения работы со специалистами, привлекаемыми для решения задач в экстремальных условиях.
Спецкурс рассчитан на 40 академических часов. Из них - 20 часов лекции и 20 часов семинарских и практических занятий. По завершении курса проводится индивидуальное собеседование и принимается зачет.
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы | Наименование тем | Лекции | Семинары | Практические занятия | Всего часов |
I. | Современные научные данные о поведении и деятельности сотрудников, находящихся в экстремальных условиях | - | |||
II. Личность и экстремальные условия: проблемы повышения психологической готовности сотрудников к действиям в экстремальных условиях. Отбор и предварительная профессионально-психологическая подготовка | 1. Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях | - | |||
2. Опасность и риск. Неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство | - | ||||
3. Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния; их особенности. Приемы регуляции благоприятных психических состояний | - | ||||
4. Направления, формы и методы предварительной профессионально-психологической подготовки сотрудников для работы в экстремальных условиях | - | ||||
5. Обеспечение личной безопасности сотрудников при работе в экстремальных условиях | - | ||||
III. Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях. Непосредственная профессионально-психологическая подготовка и адаптация сотрудников. Психологическое обеспечение переговорной деятельности | 1. Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях | - | |||
2. Психологическая адаптация и дезадаптация сотрудников в экстремальных условиях | - | ||||
3. Психологические особенности ведения переговоров с террористами, удерживающими заложников. Помощь участникам переговорного процесса и заложникам | - | ||||
IV. Психологические проблемы реадаптации сотрудников после работы в экстремальных условиях | Диагностика посттравматических стрессовых нарушений и психологическая реабилитация сотрудников после работы в экстремальных условиях | - | |||
Итого |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Современные научные данные о поведении и деятельности сотрудников, находящихся в экстремальных условиях
Подходы к определению специального курса "Деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях". О понятии экстремальности в психологии. Соотношение понятий: чрезвычайная ситуация, чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайные происшествия, экстремальные ситуации. Характерные особенности чрезвычайных обстоятельств. Характеристика психогенных факторов, воздействующих на личность и группу в экстремальных условиях. Возможные изменения состояний личности в результате воздействия психогенных факторов. Проблема психической нормы и аномалии в контексте современных представлений о посттравматическом стрессе. Зарубежные исследования в области психологии катастроф, стихийных бедствий и боевых действий. Критерии разделения людей в соответствии с психологическими последствиями воздействия на человека чрезвычайных обстоятельств и их характеристика. Классификация состояний нервно-эмоционального напряжения.
Экстремальная психология как сфера деятельности психолога. Психологическое обеспечение работы персонала в экстремальных условиях. Цели, задачи и направления психологического обеспечения. Критерии психологической готовности.
Вопросы для самоконтроля:
- Что изучает курс "Деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях"?
- Понятие экстремальных ситуаций, чрезвычайного обстоятельства, чрезвычайного происшествия, чрезвычайной ситуации.
- Какие характерные особенности чрезвычайных обстоятельств оказывают сильное психологическое воздействие на персонал?
- Что называется психогенными факторами и каково их влияние на человека в экстремальных условиях?
- Что понимается под нормальным и аномальным поведением человека?
- К каким изменениям могут приводить воздействия психогенных факторов на человека?
- Классификация напряженных состояний.
- Каковы цели, задачи, направления, формы и способы психологического обеспечения персонала в экстремальных условиях; критерии психологической готовности?
Раздел II. Личность и экстремальные условия: проблемы повышения психологической готовности специалистов к действиям в экстремальных условиях.
Отбор и предварительная профессионально-психологическая подготовка
Тема 1. Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях
Этапы, критерии отбора. Требования профессии к человеку и человека к профессии. Важные качества специалиста. Влияние индивидуально-личностных особенностей на готовность сотрудника к деятельности в экстремальных условиях. Организация мероприятий психологического отбора кандидатов в Центрах психологической диагностики. Выделение успешных и неуспешных специалистов. Структура заключения по результатам комплексного обследования кандидатов. Анализ особенностей конфигурации профиля СМИЛ (ММПЛ), указывающих на возможность психической дезадаптации в экстремальных условиях (по Ф.Б. Березину). Прогностические неблагоприятные варианты выполнения цветового теста М. Люшера. Проведение собеседования психологом. Отнесение обследуемых к так называемой "группе риска". Психологический профиль личности успешных (в экстремальных условиях) сотрудников как возможный критерий прогноза адаптивности. Использование дополнительных методик: КАД (на основе личностного опросника Р. Кеттела). Психологический паспорт специалиста, направляемого в зону ЧС.
Вопросы для самоконтроля:
- Какова задача психологического отбора?
- Какие существуют этапы профессионального отбора?
- Что такое важные психологические качества?
- Какие основные важные качества можно выделить при отборе персонала к действиям в экстремальных условиях?
- Отличие успешных специалистов от неуспешных.
- Какие основные и дополнительные диагностические методики используются при отборе персонала к действиям в экстремальных условиях?
- Что входит в структуру психологических заключений по итогам обследования кандидата при отборе к профессиональной деятельности в экстремальных условиях?
- Что содержит психологический паспорт?
Тема 2. Опасность и риск.
Неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство
Психологическая характеристика и определение опасности и риска. Виды опасности и типы риска. Два типа ситуаций риска и два фактора, влияющие на принятие решения о рискованном поведении. Реакция человека на опасность. Понятие состояний. Адаптивные функции страха в экстремальных условиях. Тревога, страх как психологический барьер эффективной деятельности. Определения ажитации, ступора, сумеречного состояния, паники. Условия проявления паники. Пути преодоления страха.
Понятие "предстартовой лихорадки", "выгорания"; виды и характеристики психотравмирующих воздействий. Состояния посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и различных видов ПТСР. Определение стресса и дистресса. Понятие критического инцидента. Формы критического инцидента. Профилактика ПТСР.
Вопросы для самоконтроля:
- Что такое опасность и риск? Какие формы опасности и типы риска вы знаете?
- Что такое тревога и страх?
- Какие формы тревожности вы знаете?
- Каковы причины страха и его проявления?
- Каковы возможные последствия работы персонала в экстремальных условиях?
- Что такое ПТСР и критический инцидент? Какие существуют разновидности ПТСР?
Тема 3. Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния и особенности этих состояний.
Приемы регуляции благоприятных психических состояний
Стресс как благоприятное для работы в экстремальных ситуациях психическое состояние. Проблема отличия благоприятных состояний от неблагоприятных. Восприятие ситуации как нормальной, параэкстремальной, экстремальной и гиперэкстремальной и одноименные психические напряжения. Степень самоконтроля. Качество психофизиологических изменений. Состояния "предстартового" эмоционального возбуждения и его индивидуальные особенности, эмоционального разрешения, "боевой готовности", различных степеней "включенности" в ситуацию: полной,
повышенной "включенности", причастности к ситуации, "отстраненности" от ситуации и их характеристики.
Формирование состояний повышенной и полной "включенности" в ситуацию посредством приемов: релаксации, связного и активизирующего дыхания, экстравертированного и интровертированного внимания; а также посредством профессионального восприятия; психологической саморегуляции, нацеленной на успешность действий в опасной ситуации.
Понятие и особенность трансрегуляционной психотехники. Отличие трансрегуляционной психотехники от методов психологической саморегуляции. Практикум психологической трансрегуляции.
Вопросы для самоконтроля: