Структура познания по Петровскому АВ




Общая психология. Введение в психологию.

Предмет, задачи и методы психологии.

 

1. Предметы и задачи психологии

2. Связь психологии с другими науками и основные отрасли

3. Методы психологии

4. Понятие о психике и этапах ее становления

5. Структура психики

6. Сознание и бессознательное

7. Деятельность человека и ее общественно-исторические корни

 

У стихологии длинная предистория и короткая история. Длительное время психология развивалась в русле других наук о человеке. Как наука существует с конца 19 века.

Христиан Вольф (нем философ) - ввёл понятие «психология». Психология как наука о душе появилась и перестала существовать до появления научной психологии. В настоящее время психология - это наука о психике и психических явлениях.

 

1.

Предмет и задачи психологии:

1) Предмет психологии - психика и совокупность всех психических явлений. Психология является комплексной наукой, сочетающий гуманитарную, научную и технологическую составляющие («psyhe” - душа, «logos” - наука). Эта наука изучает объективные закономерности, проявления и механизмы функционирования психики. Речь идёт не только о психике конкретного индивида, но и о группе индивидов (пример: малые группы (учебные); большая группа (толпа на улице) и др).

Психология - наука об общих закономерностям развития и функционирования психики, индивидуально-типологических особенностях ее проявления и общих закономерностях взаимодействия человека со средой.

Этапы развития психологии

1. Психология как наука о душе - период античности. Характеризуется тем, что ученые, прежде всего в области философии, пытались исследовать душевный мир человека путём философствования, размышлений, обсуждений. Людей интересовал вопрос о том, что такое темперамент. Между первым и вторым этапом психология в состоянии угнетённом, не развивалась. Религиозное мировоззрение было признано единственно верным, научные исследования проводились не систематически и не могли быть опубликованы. Серьезное влияние приобретает арабская медицина (Авиценна).

2. Психология как наука о созании - новое время 17-18 вв. Новое время характеризуется развитием естевенных наук. Психология изучается философами путём интраспекции (метод самонаблюдения). Ученые отождествляли психику с сознанием. Основные представители: Рене Декарт (математик, философ, привнёс математическое мышление в науку), Спиноза (философ), Лейбниц (математик, философ), Локк и другие. Сознание - верхушка айсберга всей психики, но в то время считалось, что сознание и есть вся психика. Верили, что при изучении сознания в полной мере можно будет повлиять на человека.

3. Психология как наука о поведении - конец 19-начало 20 века. В конце 19 века рождается психология как самостоятельная научная дисциплина (1879, Лейпциг, Германия), открытие первой психологической лаборатории Вильгельмом Вундтом, Институт экспериментальной психологии. Он пытался исследовать сознание методом структурализма, деления сознание на неделимые части. Подобные лаборатории открываются в различных странах (Бехтерев, Казань), они проводят различные эксперименты.

Школы:

1) психоаналитическая (Зигмунд Фрейд, врач-психиатр, Австрийская школа), он считал, что бессознательное гораздо важнее чем сознание в психической деятельности человека, психология как наука о бессознательном;

2) биехевиоризм - наука о поведении, американская наука, основоположник - Уотсон, психология рекламы во многом построена на когнитивно-бихевиаристической школе. (Павлов (русский учёный) - физиолог, не является основоположником бихевиоризма, открыл условно-бузословный рефлекс.) В бихевиоризме формула стимул-реакция (S=>R).

3) Третья школа: когнитивная психология - стимул-x-реакция (S=>V=>R). Появляется в середине 20 века, предмет изучения - когниции (все, что есть в психике, кроме эмоций - это наши представления, прототипы, стереотипы и т д). Сейчас появилась когнитивно-поведенческая психология, которая учитывает все составляющие формулы.

4) Школа Гештальт-психологии (немецкая) - гештальты (нем) - это целостные структуры психики. Гештальтисты предлагали изучать целостные конфигурации, а не отдельные составляющие. Психика всегда стремится к хорошему гештальту, т е завершённому, целостному, легко прочитываемому. Недоделать хуже, чем сделать плохо.

5) Гуманистическая психология - появляется во 2й половине 20 века как реакция на Вторую Мировую войну. Предметом является целостная личность в ее самых лучших проявлениях, исследование человека как личности, котора стремится к самореализации, к проявлению своих лучших черт.

4. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики - современное время. Источник психики - нервная система, спинной мозг и головной мозг. Критерием научной психологии является эксперимент. Нет результата эксперимента - нет науки.

 

Два направления психологии:

1. Теоретическое (задача-теоретическое обоснование различных сфер объективного мира);

2. Практическое (задача-внедрение различных методов, закономерностей в реальную жизнь).

В отечественной психологии до революции психология работала в тесной коммуникации с разубежными исследователями, после революции ситуация меняется, появляются различные направления, которые были призваны увеличить производительность труда (психология труда, военная психология, психология коллективов, педагогическая психология), в основе советской психологии лежал марксизм. Многие из направлений были признаны ненаучными в рамках советской психологии (психогенетика).

 

Задачи психологии:

1. Изучение сущность психических явлений и их закономерностей

2. Управление и регулирование психических явлений

3. Использование полученных знаний в практике, в различных сферах общественной жизни

4. Определение направлений и особенностей работы психологической службы

5. Улучшение качества жизни людей

 

Методологические принципы:

• Признание детерминированности психических явлений (есть некоторые условия, которые влияют на психику: внутриутробное развитие влияет на психику младенца; если у моаденца сто психических сложности, то можно искать причину в его внутриутробном развитии)

• Генетический подход (существуют особенности психики, которые эволюционно переносятся из поколения в поколение; пример: когда ребёнок начинает калякать, в одной культуре он ведёт слева направо, в другой - справа налево; непроизвольный танец ребёнка)

• Взаимосвязь психики и деятельности (психика изменяется в ходе деятельности; возьмём двух детей с одним и тем же задатком - абсолютный глазомер, одного отдали в худ школу, второго отдали в биатлон, оба успешны в своей деятельности, психика будет различна; для того, чтобы изменить психическую деятельность, необходимы действия)

• Взаимосвязь биологических и социальных факторов (устойчивая биологическая характеристика - пол, нервная система, головной мозг, ВНС, задатки, темперамент - включает темп и устойчивость психических процессов, лабильность (теппинг-тест на темперамент); социальные факторы - характер, ценности, принципы, мировоззрение).

 

 

Связь психологии с другими науками:

1) Психология и философия =>общая психология

2) П и социология =>Социальная психология (занимается исследованиями в группах людей)

3) П и педагогика =>педагогическая психология (проблемы психического развития ребёнка, образования, усвоения информации в разном возрасте, воспитания и т д)

4) П и технические науки =>инженерная психология (

5) П и физиология =>психофизиология

6) П и медицина => медицинская психология (вопросы, связанные с взаимодействием между врачами\психологами и пациентами), клиническая психология (занимается проблемами психики людей с различными отклонениями, заболеваниями; психосоматика, патопсихология, нейропсихология)

 
 

 

 

Методы психологии

- это совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

1. Установление наличия у человека особенностей иди свойства поведения

2. Определение степени развитости свойства

3. Описание диагностируемых особенностей

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей и одного и того же человека на разных промежутках времени

 

Методология исследования (система принципов организации теоретической деятельности в рамках данной науки)

1. Метод (отдельное правление исследований)

• Эксперимент (лабораторный; естественные условия - полевой)

• Тест (тест-опросник, проективные тесты, бланковый, открытый)

• Наблюдение (включённое наблюдение, стороннее, интраспекция)

• Беседа (структурированное интервью;)

 

Методика - рентное воплощение метода как определённого способа взаимодействия субъекта и объекта исследования в виде конкретной процедуры.

 
 

Классификация методов:

1. По продолжительности

2. По цели исследования (замеры, исследования; воздействия)

3. По типу применяемых в тестовых методиках тестовых задач

4. По характеру обработки полученных данных

5. По адресату тестового материала

 

Разделы введения в общую психологию

1. Психика

2. Сознание

3. Деятельность

 

Понятие о психике

И этапах ее становления

Психика - это свойство живых высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность. (Найти дома критерии живого-неживого)

 

Функции психики:

• Отражений воздействий окружающего реального мира

• Регуляция человеком своего поведения и деятельности

• Осознание человеком своего места в окружающем мире

 

Характеристики психики человека:

1. Психика возникает на определённом этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности

2. Это отражение внешнего мира и самопознаваема

3. Общественно-исторически обусловлена

4. Развивается, в результате происходит переход количественных изменений в качественные

 

Есть формы реагирования на окружающую среду - раздражимость, реакция на биологически значимый раздражитель. Чувствительность - реакция на биологически не значимый раздражитель.

 

Теории возникновения психики:

1. Антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку.

2. Панпсихизм (Робине) - психика присуща всему миру, как живому, так и не живому.

3. Биопсихизм (Гоббс, Вундт)

4. Нейропсихизм (Дарвин, Спенсер)

5. Мозгопсихизм (Платонов)

 

Этапы развития психики в филогенезе: (онтогенез - это краткое повторение филогенеза) по Леонтьеву-Фабри

1. Стадия элементарной сенсорно чувствительности (только ощущения)

2. Стадия предметного восприятия (появляется единая картина мира на основе нескольких ощущений - ощущение+восприятие)

3. Стадия интеллекта (приматы; высоко организованные млекопитающие)

4. Развитие сознания человека (высшая ступень развития психики)

 

Структура психика

Психические процессы - форма существования психики, динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (познавательные: ощущения, восприятия, представления, внимание, память, мышление, речь, воображение; эмоциональные: эмоции, чувства; волевые).

Психические состояния - функционирование психики в текущий момент времени (счастье, апатия, депрессия, злость и др), переменчивые.

Психические свойства - устойчивые, постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности поведения и деятельности (темперамент, характер, способности и др).

Психическая деятельность человека функционирует одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях:

• Предсознательное

• Сознательное

• Бессознательное

 

Сознание - это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку, это общественно-исторический продукт развития психики, позволяющий не только отражать объективную реальность, но и видоизменять ее. Сознание возникает в ходе трудовой деятельности человека как вида. Существуют разные точки зрения на появление сознания, но в современном мире считается, что созанание появляется в тот момент, когда ребёнок может выделить себя из окружающего мира, определить своё «я». Далее появляется желание «видоизменять» мир.

 

Сознание меняетс в:

1) историческом направлении (в разных исторических этапах различное)

2) Онтогенетическом (сознание меняется с возрастом)

3) Гностическом (уровень сознания определяется количеством знаний и опыта у человека)

 

Инфомация - рецепт торта; приготовленный торт - знания. Количество должно переходить в качество (для трансформации сознания необходимо определенное количество знаний).

 

Функции сознания:

1. Отражательная

2. Рефлективная

3. Преобразующая

4. Креативная

5. Создание временн о й картины мира

6. Оценочная

То, что появляется в сознании - растёт.

 

Базовые эмоции:

1. Страх, радость, удивление (интерес), злость (ярость), отвращение.

Отрицательные эмоции помогают выжить, если все «хорошо», то организм воспринимает это как гомеостаз. Результат происходит на основе неудач.

 

Структура познания по Петровскому АВ

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление)

2. Самосознание человека, способность к самопознанию

3. Способность целеполагания через мотивы и волевые решения

4. Чувства и эмоции

 

Предсознание - явления психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознанны в любой момент времени.

Если предсознательное - это то, на что направлено наше внимание, то бессознательное - то, что не может быть осознанно человеком, то существует в психике.

 

Бессознательное:

• Это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдаёт себе отчета;

• Это те качества, интересы, потребности и т д, которые человек у себя не осознаёт, но которые ему присущи и проявляются в разных реакциях, действиях, психических явлений.

Свойства:

1. Действенность - оно оказывает влияние на наши действия и состояния

2. С трудом переходит в сознание (защитные механизмы: вытеснение и сопротивление)

3. По Фрейду, бессознательное - это переживания, подавляемые сознанием.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: