Научно-технический прогресс, являясь средством решения многих социальных и экономических проблем, в то же время имеет и отрицательные последствия, связанные с нарушением экологического равновесия, со стихийными бедствиями, вызывающими аварии, взрывы, пожары, приводящие к большим человеческим жертвам и материальному ущербу.
В результате стихийных бедствий на Земле ежегодно погибает в среднем 50-60 тысяч человек, а в отдельные годы это число увеличивается в несколько раз за счет особо крупных катастроф.
Быстрыми темпами растет число людей, погибающих в результате аварий, вызванных техногенными причинами. Так ежегодно в мире в автокатастрофах гибнет более 300 тысяч человек. Из них в России - более 30 тысяч человек. Более тяжелыми являются последствия радиационного, химического, токсичного воздействия на человека. Только от пестицидов в России ежегодно погибает около 14 тысяч человек.
Вследствие социальных конфликтов и катастроф (войны, революции, терроризм) растет число погибших и раненых.
Все перечисленные негативные факторы носят характер экстремальности и вызывают у людей не только физические травмы, повреждения, но и психогенные реакции.
Экстремальная психология изучает реакцию людей, их состояние и психические изменения в результате воздействия опасных для жизни и здоровья ситуаций, связанных с действием сильных и чрезмерных стрессфакторов. Именно опасность для жизни и здоровья придает ситуациям статус экстремальности.
Экстремальную ситуацию надо отличать от обычной ситуации с элементами напряженности (например, перегрузки на работе, дефицит времени, недостаток информации, повышенная ответственность и т.д.) и от сложной ситуации (например, межличностные конфликты; наводнение и землетрясение не разрушительного характера и т.д.).
|
Следует отличать понятия: "экстремальные ситуации", "чрезвычайные условия", "чрезвычайные обстоятельства", "чрезвычайные происшествия" и "экстремальные условия".
Под экстремальными ситуациями понимают ситуации, которым присущ комплекс психогенных факторов, имеющих значительную
выраженность и силу (землетрясение, наводнение, пожары, сель, аварии и др.). Эти ситуации называют особыми, психологически трудными, опасными, напряженными или критическими. Они предъявляют предельно высокие требования к психологической устойчивости специалистов. Экстремальные ситуации носят более или менее кратковременный характер действия.
Также эти ситуации всегда характеризуются сильными психологическими, а часто и психотравмирующими воздействиями событий, происшествий или обстоятельств на людей, но не все психотравмирующие события обязательно связаны с экстремальными ситуациями. Так гибель под колесами автомобиля животного может быть психотравмирующим событием для одного человека и незначительным эпизодом для другого. Но само событие не является экстремальной ситуацией для окружающих.
Под чрезвычайными обстоятельствами понимаются особые обстоятельства, вызываемые явлениями и факторами природного, техногенного или социального характера, которые резко нарушают нормальную жизнь населения, общественную безопасность и порядок в регионе или нескольких регионах. Они предполагают качественное изменение объективных условий деятельности органов государственной власти, сопровождаются труднопредсказуемыми тяжкими последствиями, являющимися по своему характеру общественным бедствием; существенно изменяют степень общественной опасности преступности, заметно осложняют на территории всю административную деятельность.
|
К природным факторам относят стихийные силы (землетрясения, наводнения, засухи, смерчи, сели, обвалы, оползни и т.д.); явления биологического характера: массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии) и иные природные явления.
Технические факторы - нарушение и несоблюдение технологий на взрыво- или пожароопасных предприятиях, вредных в экологическом плане производствах; аварии, крушения, катастрофы.
Социальные факторы - связаны с поведением людей (общественно опасные действия, нарушения общественного порядка, терроризм, локальные и глобальные войны, конфликты, захват заложников, побег из мест лишения свободы).
Характерные особенности чрезвычайных обстоятельств, оказывающих психологическое воздействие на персонал, работающий в экстремальных условиях:
- - опасность для здоровья и жизни жителей района, своих коллег, а также для своей жизни в чрезвычайных обстоятельствах;
- - общая дезорганизация жизни в регионе, городе; необычное поведение граждан (паника, толпы, беженцы, истерия и агрессивность);
- - резкая активизация криминального элемента (мародерство, кражи, грабежи, разбои, бандитизм);
- - окружающая разруха, жертвы, страдания, горе людей, нужды и лишения, опасения потерпевших;
- - лишения, связанные с ухудшением условий жизни и деятельности (питание, сон, личная гигиена, досуг и др.).
Особенности восприятия чрезвычайных обстоятельств специалистами и проявление личностных качеств:
|
- - значимость происходящих событий, понимание личной причастности к ним и к достижению успеха в решении стоящих задач;
- - энергичность, решительность, быстрота требующихся действий;
- - новизна и трудность решения стоящих перед персоналом задач;
- - понимание повышенной необходимости действовать совместно, согласованно со своими коллегами и товарищами, не подводить друг друга, оказывать взаимную поддержку и выручку;
- - повышенная ответственность за ошибки в решениях, которые могут повлечь человеческие жертвы, привести к травмам, ранениям;
- - оценка деятельности руководителя.
По масштабам чрезвычайные обстоятельства бывают локальные, региональные и глобальные.
Чрезвычайные ситуации - представляют собой нарушения нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или на определенной территории (акватория - локальный характер).
Под экстремальными условиями понимаются чрезвычайные обстоятельства, кризисные ситуации социально-политического характера, чрезвычайные ситуации техногенного, экологического и природного характера, чрезвычайные происшествия криминального характера.
Чрезвычайные происшествия криминального характера - реальная угроза жизни, здоровью, чести и достоинству людей, любым формам собственности; требующие проведения специальных мероприятий.
Совокупность факторов, влияющих на психофизиологическое состояние человека и его поведение в экстремальных условиях названы психогенными факторами.
Они различаются:
1. По времени действия:
- - психогенные факторы с кратковременным действием: от нескольких часов до нескольких суток (захват заложников, пожары, задымления, наводнения, террористические акты);
- - психогенные факторы длительного действия: от нескольких месяцев до нескольких лет (служба или работа в условиях боевых действий, в местах лишения свободы, на объектах повышенной опасности).
2. По характеру воздействия на органы чувств:
- - визуально-психического ряда (смерть близких, сослуживцев, контакт с ранеными, искалеченными, паникерами; разрушения зданий, техники, сооружений, ландшафта; пожары, взрывы, камнепады с жертвами; вид трупов, крови и др.);
- - слухового ряда (гул, рев, грохот, стрельба, взрыв);
- - осязательно-обонятельного ряда (вибрация, удары, воздушные волны, сотрясения, запахи газа и трупов, холод, жара, электрический ток и др.).
Влияние психогенных факторов на человека в экстремальных условиях проявляется:
- - объективно - в виде нормального или аномального поведения;
- - субъективно - в виде состояний различной степени нервно-психического напряжения в экстремальной ситуации.
Что подразумевают под нормой поведения!
Норма поведения зависит от критериев, которые приняты у представителей данной социокультуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра возможно будет казаться нормальным. То, что нам иногда представляется неприличным, часто считается нормой в жизни других народов. Поэтому следует выделять критерии, которыми пользуются окружающие при оценке поведения человека и критерии, которыми пользуется сам конкретный человек.
Как правило, чем реже встречается та или другая форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Так статистика свидетельствует, что 2-3% людей от большинства, которые по общим оценкам ведут себя нормально, оказываются людьми "слишком" или не достаточно общительными, беспокойными, организованными и т.д. Однако, прежде всего, конечно "ненормальным" считают человека, вышедшего из всех нормальных рамок поведения, т.е. поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей, а часто, и самого этого человека. Причем поведение тем "ненормальнее", чем больше опасности или неудобств оно будет доставлять окружающим или самому человеку (суициды, употребление наркотиков, посттравматические стрессовые расстройства и т.д.). К этой категории, кроме патологических расстройств психики, которых мы касаться не будем, следует отнести и состояния "предстартовой лихорадки", "выгорания"; посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) и др.
Некоторые зарубежные исследователи (М. Бурнер) считают, что человек, подвергаемый отрицательным психическим, химическим, физическим воздействиям, очень редко имеет возможность избежать или бороться с ними, и зачастую у людей возникают моменты, характерные для
реактивного психоза. Эта реакция на стресс выходит за рамки обычной реакции организма и представляет собой психическое заболевание.
М. Рейсер полагает, что неправильная адаптивная реакция на стресс способствует появлению различных болезней, включая душевные расстройства, болезни почек, сердечно-сосудистой системы, ревматизм, аллергию, и т.д. Однако автор делает заключение, что важна не природа психогенных факторов, а восприятие человеком события и его эмоциональная реакция на это событие.
По данным А.И. Воробьева при воздействии отравляющих веществ (зорин, заман) на человека поведенческо-психологические симптомы, а также некоторые психические расстройства у пострадавших удерживались в течение 1,5-2 месяцев после отравления, что превышало период восстановления биологических показателей до нормы. Среди наиболее выраженных медико-психологических симптомов отмечались: депрессия, эмоциональная неустойчивость, антисоциальные мысли и действия; беспокойство, безотчетный страх. У 20% военнослужащих, участвующих в учениях, выявились психические расстройства, включая тревожные состояния и панику. Большинство из них прекратили выполнение поставленной им задачи.
Специфика психогенных факторов, связанных с радиационным поражением, отличается от химического, биологического или иного ощутимого вида поражения. В этом случае у человека формируется психологическое состояние, которое называется "комплекс жертвы" - последствие облучения и пассивного ожидания социальной помощи. При отсутствии или недостаточной помощи происходит разочарование. У некоторых возникает состояние психической сенсибилизации (повышенной чувствительности к любому новому стрессовому воздействию, ассоциирующемуся с пережитым стрессом). Сенсибилизация характеризуется снижением адаптивных возможностей, длительной социально-психологической напряженностью, увеличением невротических форм стрессовых расстройств и избеганием защитных форм поведения. Кроме психологических последствий часто наблюдаются патологические психиатрические последствия в результате развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Так патологические психические расстройства среди инвалидов-ликвидаторов Чернобыльской АЭС составляют более 15%; а у 30% - невротические расстройства психической дезадаптации.
После землетрясения в Армении были обнаружены следующие реакции:
- - аффективно-шоковые с резким двигательным возбуждением (гиперактивность, дезорганизованность; ступор в форме обездвижимости, оцепенение);
- - астенический синдром (раздражительность, вялость, желание полежать, отдохнуть, расстройство сна, потеря аппетита, обморочные состояния).
М.М. Решетников по результатам Уфимской железнодорожной катастрофы с большими человеческими жертвами выявил следующие наиболее характерные расстройства у участников и свидетелей аварии: страх и ужас - 98%, растерянность - 62%, слабость - 20%, у 54% наблюдались соматические и вегетативные проявления стресса.
30% из прибывших местных специалистов не смогли оказать помощь пострадавшим в силу психических расстройств.
В.А. Форем, анализируя аварию самолета, рухнувшего на супермаркет, где находилось около 50 тысяч человек, через 6 месяцев обнаружил у 50% участников этого события ПТСР, через 9 месяцев - у 71%, а через 12 месяцев - у 43%.
Он также установил, что подразделение, которое систематически тушит пожары с погибшими и ранеными, в течение 3-5 лет теряет до 20% личного состава из-за увольнений по состоянию здоровья.
Английский ученый Т. Персон выявил, что психогенные факторы поражают 87% всех работников аварийного обслуживания, впоследствии страдающих долговременной эмоциональной травмой, которая сказывается на их пригодности к работе. Иногда психическая травма возникает после применения оружия, как чувство вины или раздражения. Часто ПТСР проявляется как замешательство, ослабление мышления, эмоциональная травма, ухудшение работоспособности, депрессия и даже самоубийство.
Для того, чтобы свести к минимуму воздействия психогенных факторов Т. Персон предлагает:
- Принять к сведению, что психогенные факторы существуют и оказывают воздействие.
- Уяснить сущности психогенных факторов и последствия их воздействия, а также необходимость обращения за помощью к психологу или психиатру.
- Обучить руководителей всех рангов распознавать симптомы проявления воздействия психогенных факторов на человека и уметь помочь пострадавшему в этой ситуации.
- Организовать обязательную (приказную) форму отправления работников, имеющих ПТСР, к психологу или психиатру.
Следует учитывать, что даже самые эффективные приемы и экипировка не помогут тому, кто психологически не готов к работе в экстремальной ситуации.
Люди реагируют на экстремальные ситуации по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей и степени подготовленности.
Среди реакций можно выделить три уровня: мотивационный (отношение к ситуации), уровень психодинамических и нейродинамических свойств личности и уровень психофизиологических состояний (вегетативные сдвиги).
Людей, в зависимости от разнообразия их реагирования на психогенные факторы, можно разделить на следующие категории:
1. Компенсированные личности, которые не нуждаются в восстановлении или нуждаются в легкой дружеской или семейной психологической поддержке. Они легко адаптируются к нормальным условиям.
2. Личности с декомпенсацией легкой степени, которые нуждаются как в дружеской психологической поддержке близких и окружения, так и в профессиональном вмешательстве психолога и психотерапевта. У них нарушено психофизическое равновесие в физической, мыслительной или эмоциональной сферах, что влияет на их взаимоотношения с людьми. У них чрезмерная эмоциональная возбудимость, конфликтность или другая внутренняя дисгармония. Адаптация нарушена, но при воздействии специалиста восстанавливается без осложнений.
3. Личности с декомпенсацией средней степени. Они нуждаются во всех видах помощи, в том числе и в фармакологической (медикаментозной) коррекции состояния. У них психофизическое равновесие нарушено более заметно и грубо, имеются явные психические нарушения: постоянное чувство страха, тревоги; агрессивность; в нейтральных случаях - неадекватная реакция. Часто эти симптомы наблюдаются у раненых, контуженных или травмированных людей.
4. Личности с декомпенсацией тяжелой степени. Выражена дезадаптация, требующая длительного лечения и восстановления. Их можно разделить на лиц с:
- - выраженными нарушениями психического состояния, нуждающимися во вмешательстве психиатра;
- - тяжелыми физическими травмами (ранения; травмы, связанные с потерей функций отдельных органов и развитием в связи с этим комплекса неполноценности; депрессии, суицидальные мысли и др.);
- - психосоматическими нарушениями, связанными с получением травм, нуждающиеся в помощи как психиатра, так и других специалистов (хирурга, невропатолога, косметолога и др.).
У четвертой категории лиц нарушена адаптация, и они нуждаются в длительном восстановлении. У них часто проявляется агрессивность и озлобленность, ведущая к разрушительным воздействиям и печальным последствиям.
Воздействие психогенных факторов может приводить к следующим изменениям личности:
- К формированию позитивных адаптивных изменений, укреплению характера.
- К формированию негативных дезадаптивных, патологических изменений личности.
- К усилению специфических предоминантных стадий развития ЭГО.
- К развитию ПТСР без изменений личности.
- К развитию ПТСР в сочетании с патологическими изменениями личности.
Постстрессовые изменения могут включать весь диапазон уровней - от акцентуаций до патохарактерологических изменений в развитии личности. Такие изменения могут возникать непосредственно после события или в результате следующего за ним хронического ПТСР: невротического развития личности, постреактивного развития.
Влияние психогенных факторов в чрезвычайных обстоятельствах на персонал не одинаково. На одних - тех, кто обладает хорошей профессионально-психологической подготовленностью - они оказывают положительное влияние, вызывая следующие качества:
- - обострение чувства долга, ответственности и решимости;
- - укрепление желания безусловно и качественно решать стоящие задачи;
- - мобилизация, проявление всех сил и возможностей в ходе решения задач;
- - возникновение боевого возбуждения, повышенной энергичности и активности, большой настойчивости и упорства в достижении целей;
- - повышение бдительности, внимательности, наблюдательности, быстроты и четкости мысли;
- - собранность и постоянная готовность к любым неожиданностям, к быстрым реакциям на изменения обстановки и возникающей опасности;
- - повышение четкости действий, меткости стрельбы, успешности в решении задач и др.
Положительные морально-психологические изменения имеют не только индивидуальный, но и групповой характер. Так, в группах, отрядах, подразделениях, частях, имеющих хорошую профессионально-психологическую подготовленность, наблюдаются: укрепление социально-психологического климата, здоровое общественное мнение и оптимистическое боевое настроение, подчинение взаимоотношений деловым интересам, резкое увеличение числа хорошо согласованных действий;
проявления дружбы, товарищества, взаимной поддержки; безболезненное подчинение поведения здоровым боевым и служебным традициям и т.д.
В группах, отрядах, частях, подготовленных в профессионально-психологическом отношении слабо, чрезвычайные обстоятельства и их особенности оказывают отрицательное влияние на людей. Это является причиной увеличения числа проявлений:
- - беспокойства, растерянности, нерешительности, замедленности реакций;
- - боязни неудачи, страха перед ответственностью;
- - ухудшения собранности, наблюдательности, оценок обстановки, появления провалов памяти и иллюзий восприятия;
- - снижения активности, настойчивости, упрямства, находчивости и изобретательности в достижении цели; повышения склонности к поиску оправданий;
- - увеличения слабости, усталости, бессилия, неумения мобилизоваться;
- - нервно-эмоционального перенапряжения;
- - повышенного обострения чувства самосохранения;
- - снижения меткости стрельбы и качества выполнения отработанных до автоматизма профессиональных действий в обычных условиях; появления грубых ошибок, промахов, просчетов;
- - роста раздражительности, несдержанности, неумения владеть собой;
- - появления фактов трусости, обмана, отказа от выполнения рискованных поручений и т.д.
Характер, частота и выраженность отрицательных проявлений во многом зависят от силы (интенсивности) испытываемого нервно-эмоционального напряжения и подготовленности к его преодолению.
Т.А. Немчин приводит три степени нервно-эмоционального напряжения, характерные для людей в обычных, напряженных и экстремальных условиях деятельности.
Первая степень напряжения может быть названа напряжением лишь условно, так как, в сущности, при этом признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что большинство людей не склонны считать свое состояние нервно-психическим напряжением. По сути, это состояние покоя, своеобразной "невключенности" субъекта в деятельность для достижения цели. При таком положении отсутствуют не только мотивы для достижения цели, но и мотивы к деятельности.
Самыми общими характеристиками второй степени нервно-психического напряжения выступают мобилизация психической
деятельности, повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъема морально-психических, душевных и физических сил. Если при этом и наблюдаются отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем, то они как бы маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели.
Таким образом, вторая степень нервно-психического напряжения является умеренно выраженным напряжением. При умеренно выраженном нервно-психическом напряжении не только отчетливо проявляются мотивация к достижению цели, стремление к энергичным действиям, но и испытывается удовлетворение от самой деятельности. В данном случае имеет место благоприятное сочетание или полное слияние мотива деятельности и мотива цели. У персонала при этом напряжении не возникает противоречия между отношением к желаемой цели и отношением к нередко нелегкому труду на пути к достижению цели, и поэтому эффективность и продуктивность деятельности оказываются высокими.
При рассмотрении структурно-функциональных особенностей чрезмерно выраженного нервно-психического напряжения, или напряжения третьей степени обращает на себя внимание то, что для него типичны дезорганизация психической деятельности, существенные отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках, серьезные отклонения в ряде энергетических показателей и ярко выраженное чувство общего физического и психического дискомфорта. Несмотря на то, что субъективные ощущения при этой степени напряжения весьма полиморфны и принимают характер жалоб, на первый план все же выступают жалобы на нарушение деятельности соматических органов.
Психические нарушения, также имеющие место, остаются как бы на втором плане, маскируются соматическими жалобами. Наиболее частыми жалобами при этом являются жалобы на нарушения работы сердечнососудистой системы, органов дыхания и выделительной системы, и лишь затем идут жалобы на нарушения в психомоторике и на снижение способностей к продуктивной умственной деятельности. Чувство физического дискомфорта у испытуемых, переживающих напряжение третьей степени, сопровождается отрицательным эмоциональным фоном, падением настроения, ощущениями тревоги, беспокойства; острым ожиданием неудачи, провала и другими неприятными последствиями сложившейся экстремальной ситуации.
Можно утверждать, что экстремальность, степень психологической трудности деятельности в чрезвычайных обстоятельствах - объективно-субъективный, индивидуализированный показатель. Конечно,
предпосылки его имеются в особенностях обстоятельств. Но в человеческой жизни существует универсальный психологический закон: внешние причины всегда действуют через внутренние условия. Иначе говоря, внешние воздействия "пропускаются через человека", а индивидуализированный результат зависит от того, что именно человек из себя представляет, каковы его психофизиологические данные и подготовленность. Поэтому одни и те же чрезвычайные обстоятельства для некоторых людей непереносимы (гиперэкстремальны), для других - предельно трудны (экстремальны), для третьих - трудны, но вполне преодолимы (параэкстремальны, т.е. околоэкстремальны), для четвертых - почти нормальны, привычны, увлекательны.
Таким образом, для того, чтобы психогенные факторы приводили к позитивным адаптационным изменениям, требуется проведение с персоналом комплекса специальных мер по психологическому обеспечению деятельности в экстремальных условиях и, в частности, профессионально-психологической подготовки.
Психологическое обеспечение деятельности персонала в экстремальных условиях осуществляется специально отобранной командой психологов, прошедшей подготовку и направленной в места с экстремальными условиями деятельности.
Целью психологического обеспечения являются обеспечение успешного выполнения профессиональных задач, личной безопасности, а также сохранение здоровья как состояния физического, психологического и социального благополучия.
Основные задачи этих команд:
- Обеспечение оптимального уровня психологического состояния работников и социально-психологического климата коллективов в экстремальных условиях работы.
- Совершенствование психологического обеспечения деятельности работников и коллективов.
- Повышение эффективности деятельности работников в экстремальных условиях.
- Предотвращение психологических отклонений и дезадаптации.
- Подготовка рекомендаций по своевременной эвакуации работников, восстановление психических состояний которых в экстремальных условиях не представляется возможным.
Основные направления деятельности по психологическому обеспечению:
- Обучение и инструктаж работников.
- Выявление негативных факторов, влияющих на психологическое состояние, служебную готовность работников и коллективов.
- Осуществление контроля за психологическим состоянием личного состава, выявление показаний психокоррекционной работы.
- Проведение мероприятий психологической коррекции, направленных на снятие острых проявлений психологического стресса, нормализацию сна, восстановление работоспособности.
- Оказание содействия руководству групп в работе с персоналом, а именно:
- - улучшение условий жизни и работы персонала;
- - предупреждение межличностных конфликтов, нормализация психологического климата в коллективах;
- - применение мер поощрения и взыскания с учетом психологических особенностей и состояний работников;
- - временное освобождение от исполнения обязанностей по психическим и психосоматическим причинам, проведение краткосрочных восстановительных мероприятий в связи с расстройством морально-психологического состояния и работоспособности;
- - откомандирование, эвакуация работников для оказания квалифицированной и специальной медицинской помощи в стационаре.
Основные формы и способы психологической работы:
- - психодиагностика (наблюдение, беседа, тестирование);
- - анкетирование;
- - индивидуальная консультация;
- - различные виды психотерапии;
- - обучение методам саморегуляции.
Критерии психологической готовности к действиям в экстремальных условиях определяются следующими результатами:
- - активностью участия в теоретических, практических занятиях по служебной, боевой, физической, профессионально-психологической подготовке, в деловых играх, в решении теоретических задач, тактических учениях;
- - четким выполнением задач по боевой и физической готовности к действиям в экстремальных условиях;
- - знанием сути профессиональных задач и быстрым их выполнением;
- - словесной оценкой своих субъективных физических ощущений, психического и морального состояния (ощущение страха, тревоги, бессонницы, беспокойства, суетливости, подавленности, подъема, легкости, уверенности в успехе дела, негативного или позитивного отношения к приказам, распоряжениям, поставленным задачам);
- - образным представлением ожидаемой опасности и других, связанных с экстремальными условиями трудностей;
- - словесным умением соизмерять ожидаемую при чрезвычайных ситуациях психическую и физическую напряженность со своими физическими и психическими характеристиками (выбор задачи по своим возможностям).
Раздел II. Личность и экстремальные условия: проблемы повышения психологической готовности сотрудников к действиям в экстремальных условиях.
Отбор и предварительная профессионально-психологическая подготовка