Дисциплина: История мировой культуры
1.Характеристика восточных типов культуры 8 страниц. 1стр. – один тип культуры
2.Харктеристика западного типа культуры Нового времени. 5 стр. (государственно-политическая система, социальная стратификация, экономическая культура).
3. 50 ключевых понятий в письменной форме в расшифрованном виде. (Можно устно, дополнительно опрос в устной форме). Слова в вопросах.
4. Таблица персоналий по каждому типу культуры. Письменно в тетрадях (можно устно, дополнительно опрос в устной форме).
5. Подготовка в устной форме по вопросам к экзамену и тестам по учебникам:
6. Ответы на тесты представить в письменном виде (можно в устной форме, дополнительно опрос в устной форме).
7. Вопросы к экзамену в методических рекомендациях по ИМК.
Дисциплина: Социальная и культурная антропология
Задание:
1. Контрольная работа в письменном виде не менее 12 тетрадных листов или 12 страниц А4.
2. 50 ключевых понятий в письменной форме в расшифрованном виде. Слова в вопросах.
3. Таблица персоналий по каждому научному направлению. Письменно в тетрадях.
4. Подготовка в устной форме по вопросам к экзамену и тестам по учебникам:
5. Ответы на тесты представить в письменном виде.
Темы контрольных работ
1. Объект и предмет социокультурной антропологии.
2. Объект и предмет культурной антропологии
3. Школы и направления культурной антропологии
4. Школы и направления в социальной антропологии
5. Общие принципы и различия в социальной и культурной антропологии
6. Философская антропология, исследующая общее природы человека, соотношение его миром.
7. Социальная антропология, которая как наука.
8. Культурная антропология как наука
|
9. Теория эволюционизма. В Англии – Г. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрезер; в Германии – А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт; во Франции – Ш. Летурно; в США – Л. Г. Морган.
10. Э. Тейлор о «пережитках» первобытности в этнографии.
11. Социологический метод и социальные факты в теории Э. Дюркгейма.
12. Структурный подход в теории К. Леви-Строса и Ф-де-Соссюр.
13. А.Р. Рэдклиф-Браун о структурах и функциях первобытного общества.
14. Типология первобытной магии по Дж.. Фрэзеру и С.А. Токареву.
15. Гендер и этнография детства в творчестве М. Мид.
16. Дискурсивный анализ знания у М. Фуко.
17. Колониальные нации как воображаемые сообщества (по Б. Андерсону и Э. Геллнеру).
18. Античные и средневековые корни культурной антропологии. «Отец этнографии».
19. Концепция «культурных кругов» Л. Фробениуса.
20. Теория диффузионизма Ф. Гребнера.
21. Социологическая школа О. Конт
22. Историческая и «воображаемая» география.
23. Индуктивный и дедуктивный метод социальной антропологии
24. Теория двойственной истины
25. Социальная антропология: бритва Оккама
26. Социальная антропологии: троичность и симметричность человеческого мышления и симметрия природы
27. Принципы научной критики.
28. Компоративные методы исследования в социальной антропологии.
29. Эволюционизм в соц. антропологии
30. Диффузионизм в социальной антропологии.
31. структурализм и функционализм в соц. антропологии
32. Неоэволюционизм в социальной антропологии
33. Основы социоантропологических исследований
34. Структурализм в теории Б.К. Малиновского и А. Радклифф-Брауна
|
35. Первобытное мышление. Леви Брюль.
36. Физико-антропологические методы в социальной антропологии
37. Принцип фальсификации в теории К. Поппера
38. Принцип верификации Фитгенштейна
39. Этнопсихологическая школа. М. Лацарус и Х. Штейнталь
40. Методы социологических опросов и интервьюирования
ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНАМ
1. Культурная (социальная) антропология как наука и ее место среди других научных дисциплин.
2. Предмет, методы и основные понятия культурной (социальной) антропологии.
3. Эволюционистское направление в социальной антропологии.
4. Диффузионизм, его особенности и основоположники.
5. Социологическая школа в культурной (социальной) антропологии.
6. Функционализм и структурализм культурной (социальной) антропологии.
7. Американская школа психологической антропологии.
8. Направление культурного релятивизма и его значение в культурной (социальной) антропологии.
9. Новейшие концепции в культурной (социальной) антропологии.
10. Понятие «этнос», его структура и основные теории этноса.
11. Особенности научных подходов в исследовании этноса: компаративный анализ теорий.
12. Основные типы классификации этносов и их особенности.
13. Этногенез и его основные факторы.
14. Сущность этнической идентичности.
15. Факторы и основания этнической идентичности.
16. Структура психологии этноса.
17. Этническая культура: ее сущность и функции.
18. Природа этнических стереотипов и образов.
19. Этнический и национальный тип культуры: сопоставительный анализ черт.
20. Этническая картина мира.
21. Культурная традиция и этнос.
|
22. Функциональный внутриэтнический конфликт.
23. Способы спонтанного самоструктурирования этноса.
24. Понятие «этнические константы» и его роль в психологии этноса.
25. Основные формы межэтнических коммуникаций.
26. Теории этнокультурного взаимодействия.
27. Этнические процессы в современном мире (общая характеристика).
28. Природа и типология этнических конфликтов.
29. Формы и способы регулирования этнических конфликтов.
30. Этническое и национальное самосознание.
Тест
1. Интернациональное стилистическое направление в культуре, знаменующее исчерпанность эвристических возможностей и разрушение предыдущей культурной, в том числе познавательной, парадигмы, сложившееся на принципах модернизма, структурализма, авангарда. Его характеризует исключительное внимание к движению, неопределенности, переходности. Это направление:
• модернизм;
• символизм;
• диффузионизм;
• постмодерн;
• эволюционизм;
• структурализм.
2. Научно-познавательная парадигма – это:
• упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение общей цели;
• устойчивый набор оснований, принципов познания, изучаемых процессов и явлений, результирующих построений, выделяющих научный способ познания от всех остальных;
• освоение и использование индивидом адаптационно полезного опыта, которые нельзя объяснить ни процессами развития организма, ни сенсорной адаптацией.
3. Направление в социальной (культурной) антропологии, основывающееся на концепции эволюции. Исходным положением этого направления является убеждение, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах, способны послужить ключом к разгадке тайн их истории, - это:
• диффузионизм:
• постмодерн;
• эволюционизм;
• структурализм.
4. Направление в социальной (культурной) антропологии, искусствоведении, лингвистике, связанное с рассмотрением культуры в качестве структуры, - это:
• постмодернизм:
• модернизм;
• структурализм;
• эволюционизм;
• диффузионизм.
5. Кому из указанных мыслителей может принадлежать следующее высказывание: «Разум – очень неадекватный термин для всеохватывающего обозначения форм человеческой культурной жизни во всем ее богатстве и разнообразии. Но все эти формы суть символические формы. Вместо того чтобы определять человека как animal rationale, мы должны… определить его как animal symbolicum»:
• Э.Тайлору;
• К.Г.Юнгу;
• Э.Кассиреру;
• Ф.Боасу.
6. К представителям социологической школы в социальной (культурной) антропологии относятся:
• О.Конт;
• Э.Тайлор;
• Э.Дюркгейм;
• К.Леви-Стросс;
• З.Фрейд;
• Л.Леви-Брюль.
7. В постструктурализме беспорядочное возникновение множественности, движение, не имеющее превалирующего направления, распространяющееся без регулярности, дающей возможность предсказать следующее движение, - это:
• ризома;
• корневище;
• целостность;
• символ;
• страта.
8. К представителям культурно-исторической школы в социальной (культурной) антропологии относятся:
• О.Конт;
• Э.Тайлор;
• И.Тэн;
• Ф.Боас;
• А.Кребер;
• З.Фрейд.
9. Представление о множественности культурных порядков в обществе, не имеющих иерархической соподчиненности, рассматриваемых как равнозначные, - это:
• децентрирование;
• коммуникация;
• инкультурация;
• идентичность.
10. Материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие для обозначения другого предмета, свойства или отношения, а также для переработки и передачи информации, - это:
• значение;
• знак;
• символ.
11. Культурная единица, характеризующаяся общностью языка, нравов и обычаев, этноидентификации, - это:
• этнос;
• организация;
• система;
• страта.
12. Понятие, которое в статическом смысле означает внутреннюю расчлененность социальной системы, а в динамическом — процесс формирования в рамках системы новых структурных и функциональных единиц, - это:
• игра;
• инкультурация;
• культурная диффузия;
• социокультурная дифференциация.
13. Обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов (осуществляемый как вербальными, так и невербальными средствами), в ходе которого вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия, - это:
• вражда;
• кооперация;
• взаимодействие;
• коммуникация.
14. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям, – это:
• инкультурация;
• диффузия;
• аккультурация;
• диалог культур.
15. Активный способ взаимодействия человека с окружением, в ходе которого человек как приспосабливается к нему, так и приспосабливает его элементы к своим нуждам; в результате чего формируется жизненная среда, характеризующаяся относительно высокой степенью устойчивости и предсказуемости, - это:
• взаимодействие;
• контакт;
• коммуникация;
• адаптация.
16. Тип поведения, не столько удовлетворяющий интересы человека, сколько способствующий поддержанию целостности группы. Оно не приносит пользы своему обладателю и даже может быть ему во вред. Такое поведение называется:
• альтруистическим;
• адаптационным;
• агрессивным.
17. Состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование, обозначается с помощью термина:
• диффузия;
• инкультурация;
• аккультурация;
• взаимодействие;
• маргинальность.
18. Массовая культура – это вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей:
• рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;
• стандартизованных по форме и содержанию;
• предполагающих коммерческий успех;
• распространяемых средствами массовой информации;
• рассчитанных и доступных (в силу своей исключительности) в основном узкому кругу людей.
19. Стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций, с помощью которых упорядочиваются и регулируются социальные взаимодействия, - это:
• социокультурные нормы;
• ценностные ориентации личности;
• традиции
20. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся неизменными в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, - это:
• ритуал;
• символ;
• инновация;
• традиция.
21. Вероятность того, что приказание встретит повиновение у определенных групп людей (по М.Веберу); институциональное общественное отношение, выражающее подчинение одной социальной группы другой на основе их экономического, социального, политического, идеологического неравенства, - это:
• господство;
• иерархия;
• коммуникация;
• конформизм.
22. Освоение индивидом традиционных способов мышления и действий, характерных для культуры, приобретение навыков овладения своим телом и элементами непосредственной жизненной среды, продолжающееся на протяжении всей жизни человека, - это:
• инкультурация;
• диффузия;
• аккультурация;
• диалог культур.
23. Социальная роль – это:
• общественное положение индивида, определяемое двумя параметрами: местом в системах разделения труда и социальной стратификации;
• +совокупность функций, которые предписано выполнять индивиду, занимающему определенное место в социальной группе или организации;
• освоение и использование индивидом адаптационно полезного опыта, которые нельзя объяснить ни процессами развития организма, ни сенсорной адаптацией;
• упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение общей цели.
24. Сложный процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе, - это:
• аккультурация;
• социализация;
• коммуникация;
• инкультурация.
25. Единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность, - это:
• коммуникация;
• господство;
• солидарность;
• конформизм.
Основная литература
1. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Орлова Э.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2017.— 480 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/60027.— ЭБС «IPRbooks»
2. Добреньков В.И. Гуманистическая антропология Эриха Фромма [Электронный ресурс]: монография/ Добреньков В.И., Агапов П.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 204 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/36307.— ЭБС «IPRbooks» 3. Антипов Г.А. Социальная антропология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Антипов Г.А., Михайлов Д.А.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2010.— 156 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/45029.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература:
1. Мыськова Е.В, Мехедова Н.Л., Пименов В.В. Этнология: Учебник. М., 2006 (второе издание 2008 г.).
2. Нестерова О.А. История и теория мировой культуры: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. М., 2000.
3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.,2000.
4. Арутюнов С.А. Культурная антропология. М., 2004.
5. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1993.
6. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1984.
7. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
8. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 2002.
9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
10. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
11. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
12. Иванов Вяч. Вс. Культурная антропология и история культуры. М.,1989.
13. Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. М., 1994.
14. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.,1998.
15. Концепции зарубежной этнологии. Критические этюды. М., 1976.
16. Красная книга народов. М., 1992.
17. Культуральная антропология: Учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова, Н. Г. Скворцова. СПб., 1996.
18. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
19. Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. М., 2001.
20. Лурье С.В. Историческая этнология: Уч. пос. для вузов. М., 1997.
Дисциплина: История повседневности
Задание:
1. Контрольная работа в письменном виде не менее 12 тетрадных листов или 12 страниц А4. Описать повседневный быт по любому классическому художественному произведению из русской литературы. (А.С.Пушкин, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой и т.д.).
2. 50 ключевых понятий в письменной форме в расшифрованном виде. Слова в вопросах.
3. Подготовка в устной форме по вопросам к зачету и тестам по учебникам:
5. Ответы на тесты представить в письменном виде.
Вопросы для подготовки к зачету
1. История культуры повседневности: цели и задачи курса. Межпредметные связи с другими дисциплинами.
2. Основные периоды развития культуры повседневности, проблемы и направления ее изучения.
3. Анализ понятий «повседневность», «быт», «культура повседневности», «обыденная культура».
4. Восточнославянская мифология и ее своеобразие, соотношение с культурой повседневности.
5. Поселения и жилища северной и южной Руси.
6. Культура повседневности княжеского двора в Киевской Руси.
7. Гендерные, возрастные и социальные особенности повседневной и праздничной одежды в Киевской Руси.
8. Семейно-брачные отношения и их преобразования под влиянием христианства.
9. Монголо-татарское иго как фактор трансформации древнерусской культуры повседневности.
10. Регламентация повседневной жизни и быта русских в «Домострое» священника Сильвестра.
11. Дворец московских царей и его устройство в XVI веке.
12. Повседневная монастырская жизнь в XVI веке.
13. Гигиена и культура здоровья россиян в XVI –XVII вв.
14. Влияние «смутного времени» на повседневную жизнь российского общества.
15. Изменение парадигмы в русской культуре повседневности Петровского времени.
16. Повседневная жизнь царского двора в петровскую эпоху.
17. Влияние реформ Петра I на русскую культуру повседневности (просвещение, здоровье, уровень жизни, нравы и обычаи народа).
18. Дворянский и крестьянский быт в XVII– XVIII вв.
19. Дворянская усадьба как социокультурный феномен второй половины XVIII века.
20. Европеизация городского быта в XVIII веке.
21. Культура повседневного питания россиян XVIII –XIX вв.
22. Благоустройство и особенности застройки городов в первой половине XIX века.
23. Городской и междугородний транспорт и связь в XIX веке.
24. Повседневная культура провинциальных городов в XIX веке.
25. Одежда дворян первой половины XIX века: особенности дамского туалета и мужского костюма.
26. Повседневная жизнь светского человека первой половины XIX века.
27.Быт и ментальность купцов, мещан, чиновников, священнослужителей.
28. Основные тенденции в культуре повседневности россиян во второй половине XIX– начале XX вв.
29. Демократизация костюма во второй половине XIX– начале XX вв.
30. Особенности культуры повседневности России в первой половине XX века.