ЧАСТЬ 1
КРЕСТ: ЕГО СЛОВА Последние слова, последние поступки |
«Личное дерево, - сказал я себе, - с особой миссией».
Я посмотрел вокруг. Территория была обсажена вязами, дубов не было. На самом
кладбище одни надгробные плиты и никаких деревьев, кроме одного. Личного дерева для особенного человека.
Около трех лет тому назад отец начал замечать постоянную слабость в мышцах. Вначале она появилась в руках. Затем он почувствовал её в икрах ног. Потом немного одрябли руки.
Он рассказал о своем состоянии моему шурину; тот врач. Шурин встревожился и послал его к специалисту. Проведя детальное обследование крови, мышечной и нервной системы, специалист поставил диагноз - прогрессирующий паралич. Ни причина заболевания, ни методы лечение неизвестны. С уверенностью можно сказать только о его жестокости и неотвратимости конца.
Я посмотрел на участок земли, которому суждено будет стать могилой отцу. Он всегда хотел, чтобы его похоронили под дубом, поэтому и купил его. «Специальный заказ из долины, - хвастался он. - Пришлось получать специальное разрешение от городского Совета, чтобы посадить его здесь». (В нашем степном пропыленном городке нефтяных промыслов, где все знают друг друга, получить такое разрешение было не трудно.)
|
У меня комок подкатил к горлу. Возможно, кто-то более слабый духом озлобится.
Кто-то, возможно, сдастся. Но не отец. Зная, что дни его сочтены, он начал приводить дела в порядок. Дерево было только одним из таких приготовлений, предпринятых им.
Он кое-что обновил в доме для мамы: поставил систему для поливки газонов и автоматического открывания гаражных дверей. Он переделал завещание. Заверил полисы по страховке и пенсии. Купил акции, чтобы его внуки смогли получить образование. Спланировал похороны и купил участок на кладбище для себя и мамы. Словами ободрения и письмами, полными любви, он подготовил детей. И самое
последнее: он купил это дерево. «Живой дуб» - произнесено с ударением на первом слове.
Последние дела. Последние часы. Последние слова.
Они отражают хорошо прожитую жизнь. Последние слова Мессии делают тоже. Тогда у края смерти Иисус тоже привел свои дела в порядок:
Молитва о прощении. Призыв быть милостивыми. Просьба любить друг друга.
Предупреждение о страдании. Исповедь человеколюбия.
Зов избавления от мук. Возглас избавления.
Случайные слова отчаявшегося мученика? Нет. Это - цель, начертанная Божественным Посланцем на холсте жертвенности.
Последние слова. Последние дела. Каждое - окно, через которое можно лучше увидеть крест. За каждым - сокровище обетований. «Так вот, у кого ты научился этому», - произнес я вслух, как будто разговаривал с отцом, и улыбнулся, подумав,
насколько легче умирать, как Иисус, если прожил жизнь, как Он.
Идут последние часы. Отец угасает. Он больше не может вставать с постели и остаток дней решил провести дома. Это не будет длиться долго. Мягкое пламя на свече его жизни слабеет и слабеет. Дыхание смерти вскоре задует этот трепещущий огонёк, и всё будет кончено. Он уходит с миром, и хотя тело его умирает, но живёт
|
дух.
В последний раз я взглянул на тоненький дубок и дотронулся до него, как будто он
слышал мои мысли. «Расти, - прошептал я, - Расти сильным, становись высоким. Ты само - ценное сокровище».
По дороге домой, проезжая мимо старых нефтяных промыслов, я продолжал
думать о том дереве. Хрупкое сейчас, спустя годы оно станет крепким. Тоненькое сейчас, но время придаст ему статность и мощь. Его последние годы будут самыми прекрасными. Так же, как у отца. Так же, как у Христа. «Намного легче умирать, как Иисус, если всю жизнь прожил, как Он».
«Расти, юное деревце, - мои глаза затуманились. - Расти сильным. Ты само - ценное
сокровище».
Отец не спал, когда я приехал домой. Склонившись над постелью, я сказал ему: «Я был у дерева, оно растет».
Он улыбнулся.
Слова, что ранят |
Горечь была в словах, произносимых тем утром в пятницу. Из толпы зевак: «Сойди со креста, если ты Сын Божий!».
Из группы церковных иерархов: «Других спасал, а Себя Самого не можешь спасти».
Из рядов воинов: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».
Горькие слова. Едкие от сарказма. Ненавидящие. Непочтительные. Неужели недостаточно, что распяли? Неужели недостаточно, что «и к злодеям причтён»? Или гвоздей было мало? Или терновый венец слишком нежен? Или телесное наказание слишком короткое?
|
Для кого-то, очевидно, так оно и было.
Пётр, обычно не склонный к многочисленным метафорам, говорит, что прохожие
«осыпали оскорблениями» распятого Христа (2). Они не просто говорили, выкрикивали или вопили. Они «обрушили» словесные камни на Него. Они нарочно старались причинить боль и нанести удары. «Мы избили твоё тело, а теперь сломим твой дух».
Итак, натянув луки фарисейства, пустили в Него жалящие стрелы, напоённые ядом.
Из всех сцен у креста, именно эта гневит меня более всего. Что же это за люди, издевающиеся над умирающим, спрашиваю я себя? Какими подлыми и извращёнными нужно быть, чтобы насмехаться над исхлёстанным кнутом Кто может быть настолько низким, чтобы сыпать соль презрения на открытые раны? Кто может глумиться над
человеком, посаженным на электрический стул? Кто может смеяться и тыкать пальцем в преступника с петлёй на шее?
Не кажется ли вам, что дьявол со своими демонами - причина такой мерзости?
И даже преступник со второго креста наносит удар: «Если Ты Христос? Спаси Себя и нас!»
В тот день слова, бросаемые как камни, имели цель ранить. Нет ничего более мучительного, чем слова, которыми намеренно хотят причинить боль. Вот почему Иаков называл язык огнём. Во всех отношениях его ожоги пагубны и гибельны.
Но я не открываю вам ничего нового. Не сомневаюсь, что и вы получили свою долю слов, что ранят. И вы чувствовали жало точно нацеленных насмешек. А, может
быть, всё ещё чувствуете его. Кто-то, любимый и уважаемый, швыряет вас на пол порочащими словами или неосторожной обмолвкой. И вот вы лежите, израненный и истекающий кровью. Возможно, те слова предназначались, чтобы причинить вам боль, а возможно и нет; но это не имеет значения. Рана глубока. Обида внутри. Разбитое сердце, раненая гордость, избитые до синяков чувства.
А, может быть, ваша рана стара? И хотя стрелы уже давно нет, её наконечник всё ещё там.... застрял и скрыт где-то под кожей. И неожиданно боль от старой раны остро вспыхивает, напоминая о жестокости слов, ещё не прощенных.
Если вы страдали или сейчас страдаете из-за чьих-то слов, я думаю, вы будете
рады узнать, что есть бальзам для этих мук.
Поразмышляйте над стихом 2:23 из 1Послания Петра:
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал
то Судии Праведному.
Вы поняли, что не делал Иисус? Он «не злословил взаимно». Он не ругался в ответ.
Он не говорил: «Что, боитесь сказать в лицо!», «Я покажу вам, дайте только воскреснуть!» Такие угрозы не слетали с губ Христа.
Вы поняли, что Иисус делал? Он «предавал то Судии Праведному». Или, проще сказать, Он оставил Богу судить. Он не требовал извинений. Не посылал людей, что бы нашли и привели обидчиков. Искать возмездие не было Его задачей. Поразительно, но
с точностью до наоборот Он говорил о защите: "Отче! Прости им, ибо не ведают они, что творят." (3)
Да, горечь была в словах, звучащих тем утром в пятницу. Слова-камни предназначались, чтобы убить. Мне не понять, как мог Иисус защищать своих бессердечных убийц, когда тело разламывалось от боли, когда глаза были залиты кровью, и легким не хватало воздуха, чтобы дышать. Никогда, никогда я не видел такой любви. Человек, даже заслуживший месть, не получал её от Иисуса. Он не мстил. Вместо этого умер за них. Кто бы мог свершить такое? Я не знаю. Но точно знаю одно: неожиданно мои раны становятся менее мучительными. А мое недовольство и тяжелые чувства неожиданно кажутся детскими. Иногда меня удивляет, неужели мы не видим, что любовь Христа к людям, от которых Он принял муки, так же велика, как и страдания, которые он вынес.
Поразительная милость.
Неусыпная месть |
Тридцать семь лет. Худой, почти хрупкий. Лысеет и носит очки. Любитель- электронщик. Законопослушен. Нет, не таков портрет неусыпного мстителя. Конечно, не такому человеку выступать в роли Робин Гуда или Одинокого Странника.
Но американскую публику это не беспокоило. Когда в нью-йоркском метро Бернард Хьюго Гоец набросился на четверых парней, принятых им за грабителей, то мгновенно стал героем. Популярные актрисы посылали ему телеграммы, полные любви и поцелуев. На улицах Нью-Йорка стали появляться футболки с портретом
«объездчика головорезов». В его честь рок-группа написала песню. Люди собирали и отдавали деньги, чтобы добиться его оправдания. Поток звонков затопил радиопрограммы. «Это им не сойдёт», - говорил один радиоведущий.
Нетрудно понять, почему.
Бернард Гоец стал осуществлённой американской мечтой. Он сделал, то чего хочет каждый городской житель. Он дал сдачи. Он «пинал ногами хулиганов». Он
«врезал по носу негодяю». Он «колошматил зло по голове». Скромный герой олицетворял гнев всей нации, даже всего мира: была жажда мщения.
Такой всплеск поддержки свидетельствует о многом. Люди злы. Люди свирепы. Существует клокочущий, но сдерживаемый до поры, до времени гнев, побуждающий обрушиться на человека, который твёрдо или со страхом говорит: «Я за это больше не
возьмусь», но кто потом выходит на улицы с пистолетом наготове в каждой руке.
Мы устали. Устали от засилья хулиганства, от того, что нас изводят и запугивают. Нам надоели насильники, наемные террористы и заказные убийства.
Мы злимся, но не знаем на кого. Боимся, но не знаем чего. Хотим дать сдачи, но не знаем, как. И вот, когда на сцену выходит современный укротитель бандитов, мы (ведь
он говорит за нас) аплодируем ему: «Хорошо сделано, Объездчик головорезов. Так держать!»
Неужели так? Действительно ли так надо поступать? Давайте хотя бы на минутку задумаемся о нашем гневе.
Гнев. Чувство особенное, даже более того, предсказуемое. Оно начинается с мелочи. С раздражения. С разочарования. С чего-нибудь незначительного, просто с досады. Кто-то занял ваше место на стоянке машин. Кто-то выскочил перед вашим носом на автостраду. Официантка медлит, а вы спешите. Подгорела еда. Капает вода. Кап, кап, кап, кап.
Итак, накапливайте безобидные на первый взгляд капли гнева, и вскоре получите
полное ведро ярости. Воплощённое мщение. Слепая горечь. Бесконтрольная ненависть. Мы никому не доверяем и оскаливаемся на любого, кто окажется рядом. Заряженные страхом, с натянутыми нервами, мы, подобно мистеру Гоецу, готовы в любую минуту взорваться, как пороховая бочка.
Можно ли сейчас так жить? Что хорошего когда-либо принесла ненависть? Какую надежду когда-либо родил гнев? Какие проблемы когда-либо были решены мщением?
Никто не может винить американскую публику за то, что она рукоплескала человеку, давшему сдачи. Но по мере того, как романтический ореол постепенно исчезает с таких поступков, реальность заставляет нас задавать вопросы. Что
хорошего сделано? Является ли это способом снижения роста преступности? Стали ли подземки навсегда безопаснее? Может быть, улицы теперь не напоены страхом? Нет. Гнев не справляется с этим. Гнев только питает примитивную жажду мести, той, которая в свою очередь дает пищу нашему гневу, распаляя его ещё сильнее. Вот какую картину мы имеем. Неусыпная месть - не выход.
Что же делать? Мы не можем отрицать, что гнев не существует. Как обуздать его? Лука находит хороший способ, стих 23:34. Здесь Иисус говорит о толпе, которая Его убила. «Отче! Прости им, ибо не ведают они, что творят».
Вы когда-нибудь интересовались, что удерживало Иисуса от мщения? Когда- нибудь задавались вопросом, как Он мог держать себя в руках. Ответ во второй части -
«ибо не ведают они, что творят». Вслушайтесь внимательно. Похоже, что Иисус считал эту жаждущую крови и алчущую Его смерти толпу не убийцами, а жертвами. Похоже, Он видел в их лицах не ненависть, а смятение. Похоже, что Он относился к ним не как к воинственной толпе, а как к овцам без пастыря, говоря:
«Они не ведают, что творят».
Если вдуматься, они, действительно, не ведали. Не имели ни малейшего понимания того, что делают. Боже мой, это была охваченная безумием толпа, взбешённая тем, что не в силах понять, и срывающая свой гнев.
По большей части мы тоже не знаем, что творим. Мы всё ещё, как не горько
признавать это, овцы без пастыря. Мы знаем только, что, придя из одной вечности, находимся пугающе близко к другой. Мы играем в пятнашки с туманными реальностями смерти и боли, и не можем ответить на вопросы о любви и страдании. Не можем отгадать тайну старения. Не знаем, как лечить тело и как ладить с друзьями. Не можем удержаться от войн
Павел обращался к человечеству, признаваясь: «Ибо не понимаю, что делаю»(4).
Да, я знаю, непонимание не оправдывает. Оно не оправдывает ни водителей машин, сбивших человека и скрывшихся, ни торговцев героином и детского порно. Оно не поможет объяснить, почему они совершают дурные поступки.
Мое мнение таково: необузданный гнев не сделает наш мир лучше, а вот полное сочувствия понимание сможет. Однажды, увидев мир и своё предназначение в нём, мы сможем помочь. Однажды, поняв себя, мы начнём действовать не из чувства гнева, а из сострадания и заботы. Мы будем смотреть на мир, не горько нахмурившись, а протянув руку помощи. Мы поймём, что свет снаружи, а многие люди спотыкаются в темноте. Поэтому мы зажжём свечи.
Как сказал Микеланджело: «Мы критикуем, творя». Вместо того, чтобы давать
сдачи, мы оказываем помощь. Идём в гетто. Учим в школах. Строим больницы и
опекаем сирот... мы прячем наши ружья.
«Они не ведают, что творят».
В нашем восприятии мира есть что-то, заставляющее нас желать спасти и даже умереть за него. Гнев? Никогда гнев не принёс никому ничего хорошего. Понимание?
Да. Результаты не бывают такими быстрыми, как пули «неусыпных мстителей», но они, несомненно, более созидательны.
История мошенника, которого распяли |
Единственное более странное, чем сама просьба, было то, что с ней согласились. Мошенник с приплюснутым носом просит Сына Божьего о вечной жизни. Достаточно просто попытаться представить эту сцену, чтобы произошло короткое замыкание в любом самом буйном воображении, не правда ли? Но пытаться представить, что просьба уважена, - это вообще что-то, оказавшееся по ту сторону реальности, ушедшее в область абсурда.
Однако, как бы нелепо это не выглядело, такое действительно произошло.
Заслуживший ад, попал в рай, а мы остались решать запутанную головоломку. Но ради всего святого скажите, чему же Иисус пытался научить нас? Что Он пытался доказать нам, прощая эту гору мышц, никогда, вероятно, не произносившей слов молитвы, а ещё менее заслужившей милость.
У меня есть предположение. Но чтобы объяснить его, я должен рассказать вам
историю, которой вы, возможно, не поверите.
Как-то в большом городе двое бродяг проникли в универсальный магазин. Успешно забравшись в него, они пробыли там ровно столько, чтобы осуществить свои намерения, а потом исчезнуть незамеченными.
Необычное в этой истории то, что сделали эти парни. Они ничего не взяли.
Абсолютно ничего. Товары не были украдены. Ни один предмет не был сдвинут с места. Но совершённое ими было насмешкой.
Вместо кражи, они изменили стоимость товаров. Сменили ярлыки с ценами. Ценность была подменена. Эти умные проказники сняли ценник с камеры стоимостью 395 долларов и прикрепили его к коробке с почтовой бумагой ценою в 5 долларов.
Они взяли ярлык в 5,95 долларов с книги в бумажном переплете и поместили его на подвесной мотор. Они поменяли все ценники в магазине.
Безумно? Ещё бы. Но более безумная часть истории произошла на следующее утро. Вы не поверите! Магазин открылся как обычно. Служащие принялись за работу. Посетители начали делать покупки. Магазин работал в обычном режиме четыре часа, прежде, чем кто-то заметил, что случилось.
Четыре часа! Некоторые люди совершили выгодные покупки. Других ободрали
как липку. В течение полных четырех часов никто не заметил, что все цены подменены.
Трудно поверить? И напрасно, ибо подобное происходит каждый день на наших глазах. Мы погружены в искаженную систему ценностей. Мы видим, как бесценное
разменивается на мелочи, мы - свидетели того, как самая вульгарная пачкотня продается за миллионы.
Примеры многочисленны и преследуют постоянно. Вот некоторые, что я насчитал за последнюю неделю.
Продавец, защищающий свою незаконную практику, говоря: «Давайте не будем путать бизнес с моралью».
Военные, продавшие за 6000 долларов совершенно секретную информацию (а также свою честь).
Член кабинета министров великой нации, пойманный на незаконных сделках с
полудрагоценными камнями. Его должность в кабинете? Министр юстиции.
Отец, признавшийся в убийстве своей 12-летней дочери. Причина, по которой он её убил? Она отказалась лечь с ним в постель.
Почему мы делаем, то что делаем? Почему, взяв чистые белую и черную краски, мы рисуем серой? Почему к нравственным ценностям относимся как к хламу, подчиняясь при этом бессмысленным стандартам? Почему заботимся о теле и поганим душу? Почему холим кожу и одновременно уродуем сердце?
Ценности смешались. Кто-то забрался в наш магазин и подменил все ценники.
Сенсации котируются высоко, а человеческая ценность имеет небывало низкую
стоимость.
Не нужно быть философом, чтобы постичь, в чём причина такого перекоса. Всё началось в тот момент, когда нас убедили, что человечество идёт в никуда. Что у человека нет судьбы. Что мы движемся по кругу. Что в этом нелепом существовании нет ни складу, ни ладу. Где-то мы подхватили идею о том, что неведомо как, мы
попадаем в капкан на маленькой кочке грязи, называемой Землей, у которой нет предназначения. Что Земля - просто вращающийся мавзолей, в бесполезной Вселенной. Что Мироздание случайно, а у человечества нет цели.
Слишком мрачно?
Продолжение ещё хуже. Если у человечества нет судьбы, тогда у него нет обязанности. Нет долга, нет ответственности. Если у человека нет судьбы, тогда у него нет генерального курса и цели. Если у человека нет судьбы, тогда кто должен сказать ему, что такое хорошо и что такое плохо? Кто должен сказать, что муж не может покинуть жену и семью? Кто должен запретить убивать дитя в утробе и объяснить, что скверного в сожительстве? Кто скажет, что нельзя идти к вершине по головам других? Системы ценностей противостоят друг другу. Нет абсолютных истин. Нет принципов. Нет морали. Нет правил поведения. Жизнь низводится до развлечений, покупок и острых ощущений. Конец - бедствие.
Экзистенциалист Жан-Поль Сартр пишет: «Экзистенциалистов крайне смущает утверждение, что Бога не существует, т.к. без него исчезает всякая возможность обрести ценности в понятном раю. Действительно, все позволено, если Бога не существует, т.е. человек вследствие этого одинок, потому что он не может найти ничего, на что можно положиться в себе самом и вне себя» (5)
Если у человека нет обязанностей или нет судьбы, следующим логическим шагом
является то, что он не является ценностью. Если у человека нет будущего, он немногого стоит. То есть он представляет собой ценность, но не более, чем дерево
или скала. Нет между ними разницы. Нет оправдания нашему пребыванию здесь, поэтому нет и смысла.
А результаты этого вы видели. Система скроена на скорую руку, и мы чувствуем свою ненужность и бесполезность. Мы теряем над собой контроль. Занимаемся
ерундой. Создаём ложные ценности. Мы говорим, что нас будут ценить, если мы хороши собой. Мы говорим, что нас будут ценить, если мы можем что-то дать. Мы говорим, что нас будут ценить, если мы сможем закинуть баскетбольный мяч с центра поля или перехватить его на лету. Нас будут ценить, если перед нашим именем стоит
«доктор», или в конце его «Доктор философии». Мы будем ценны, если имеем
зарплату с пятью нулями и водим иномарку.
Очень крутая система, неправда ли? Где она бросает отставших? Уродливых или необразованных? Какую надежду она предлагает нерожденному ребенку? Небольшую. Совсем небольшую. Мы становимся безымянными номерами в потерявшемся списке человечества.
А теперь поймите, пожалуйста, что эта система есть система человеческих ценностей. Не Бога. Его план намного ярче. Господь с сияющими глазами подходит к доске философа, стирает не имеющий конца и вечно повторяемый круг истории и вместо него проводит линию; линию, полную надежд, обещаний, блеска. Он оглядывается через плечо, чтобы посмотреть, следит ли за Ним класс, и рисует стрелу на конце.
В книге Бога человек стремится к чему-то. У человека поразительная судьба. Нас
подготавливают к тому, чтобы мы прошли вдоль церковного предела и стали избранниками Иисуса. Он будет жить в нашей душе. Мы разделим с Ним трон. Мы будем царствовать с Ним. Мы имеем значение. Мы ценны. И, более того, - наша
ценность возрастает. Наша ценность дана нам от рождения.
Понимаете, единственное желание Иисуса состояло в том, чтобы каждый понял следующее: человек что-то значит потому, что он человек. Вот откуда Его отношение к людям. Подумайте об этом.
Девушка согрешила, чего не следует делать, - и Он простил её. Отверженный прокажённый просит очищения, - и Он касается его. А случай со слепым, кто всем мешал, стоя у обочины, - Он чтит его. А старый болтун, занятый только тем, что жалел себя, сидя у края бассейна, - Он вылечил его.
И не забудьте классический пример ценности человека, описанный Лукой. Он
называется «История распятого мошенника».
Если кто-либо и когда-либо был так никчемен, так это он. Если когда-либо и какой- либо человек заслужил смертный приговор, то он заслужил его наверняка. Если когда- либо и кто-либо был в проигрыше, то он был первым из проигравших.
Может быть, поэтому Иисус выбрал его, чтобы показать нам, что Он думает о нас людях.
Может быть, этот преступник слышал, как проповедовал Мессия. Может быть, видел, как Иисус сострадает униженным обществом. Может быть, наблюдал, как на улицах Иисус делил хлеб с нищими, ворами-карманниками, грубиянами. А может быть, и нет. Может быть, единственное, что он знал о Мессии, - так то, что сейчас видел: избитый, исполосованный хлыстом, висящий на гвоздях проповедник. Его лицо багрово от крови, глубоки рванные раны, прерывисто дыхание. Тело вздёрнуто в воздух.
Но что-то говорило мошеннику, что он никогда не был в лучшем обществе. И
каким-то образом он понял, что если у него осталась только молитва, то он, наконец, встретил Того, кому должен молиться.
- Слушай, замолви за меня словечко там, в своём царстве.
- Считай, что сделано. (свободный перевод)
Какую выгоду Иисус должен был получить, обещая головорезу почётное место за праздничным столом? Наконец, что этот продувной мошенник мог вообще предложить Ему?
Я имею в виду, можно понять самаритянскую женщину. Она могла вернуться в город и рассказать другим свою историю. И Закхей, у него были деньги, мог их пожертвовать. Но тот парень? Что он даст? Ничего!
В том-то и дело. Вслушайтесь. Любовь Иисуса не зависит от того, что мы делаем для Него. Ничего подобного. В глазах Господа вы имеете ценность просто потому, что
вы есть. Вы некрасивы или поступаете плохо, но всё же вы ценны. Ваша ценность дана вам от рождения.
Вот и всё.
Подумайте об этом ещё минутку. Вы ценны просто потому, что вы существуете. Не из-за того, что вы делаете или что сделали, а просто потому, что вы есть. Помните
это. Помните об этом в следующий раз, когда вам придется болтаться в кильватере чьих-то амбиций. Помните об этом, когда какой-нибудь ловкач попытается повесить на ваше достоинство ярлык товара из отдела продажи по сниженным ценам. Если кто-то в следующий раз попытается выдать вас за дешёвку, просто вспомните, как Иисус почитает вас и улыбнитесь.
Я так и делаю. Я улыбаюсь потому, что знаю - не заслуживаю я любви, подобной этой. Никто из нас не заслуживает её. Когда вы постигаете это, то любой сделанный каждым из нас вклад покажется совершенным пустяком. Все мы - даже самые лучшие - в такой же степени заслуживаем жизнь в раю, как и тот плут. Ни кто из нас не имеет собственного кредита, все пользуются кредитом Иисуса.
Кроме того, меня заставляет улыбаться мысль, о том, что шагает по
вызолоченным улицам рая ухмыляющийся бывший мошенник, который знает о милости больше, чем тысячи теологов. Никто другой, кроме Иисуса, не помолился бы за него. В конечном счёте это всё, что он получил. И в конечном счёте это всё, что
требовалось.
Не удивительно, что Его называют Спасителем.
Любовь - это расставание |
В Евангелии много вызовов, влияющих на образ мыслей слушателей, но противящихся их человеческой природе и испытывающих их веру.
«Блаженнее давать, чем принимать» (6)
«Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою
ради Меня тот сбережёт её» (7)
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своём» (8) Но нет утверждения, более смущающего душу и даже пугающего её, чем у
Матфея в стихе 19:29.
«И всякий, кто оставит дома, или братьев, или мать, или жену, или детей, или
земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».
Я могу понять ту часть Писания, где говорится: «Оставь земли и поля свои». Но другая его часть заставляет меня съёживаться от страха. Оставить мать и отца, сказать ‘‘прощай’’ братьям и сёстрам, поцеловать на прощание сына и дочь! Не сложно провести аналогию между апостольством и бедностью или общественной
немилостью, но как оставить семью? Почему я должен желать покинуть тех, кого люблю? Неужели жертва должна быть настолько жертвенной?
«Жено! се, сын Твой».
Мария постарела. Волосы на висках седые. Морщинки вместо нежной кожи
юности. Руки в мозолях. Она подняла на ноги всех детей. А теперь смотрит - распинают её первенца. Видя его муки, что вспоминает мать, что всплывает в её воображении? Может быть, долгая поездка в Вифлием? Постель для малыша, приготовленная из сена для коровы. Бегство в Египет. Дом в Назарете. Паника в Иерусалиме: «Я думал, что он с тобой». Уроки плотницкого дела. Смех за обеденным столом.
А потом то утро, когда Иисус пришёл домой из мастерской рано; его глаза стали жёстче, а голос более решительным. Он услышал новость. «Иоанн проповедует в пустыне». Её сын снял плотницкий фартук, отряхнул руки от пыли и последним взглядом попрощался с матерью. Они оба знали, что ничего не будет так, как прежде. Тем последним взглядом они стали причастны к тайне настолько болезненной, что её нельзя было высказать вслух.
В тот день Мария познала, как от слов прощания приходит в сердце боль. С того
момента ей приходилось видеть сына из далека: с края толпы, снаружи переполненного людьми дома, с берега моря. Может быть, она даже была там, когда прозвучала эта загадочная перспектива: «Кто оставит... мать... ради имени Моего».
Мария была не единственной, кто был призван сказать «прощай» своим любимым во имя царствия небесного. Иосиф остался сиротой в Египте. Ионе было велено отплыть в Ниневию. Анна отправила своего первенца служить в храме. Даниил был послан из Иерусалима в Вавилон. Неемия ушёл из Суз в Иерусалим. Авраам отдал на заклание собственного сына. Павлу пришлось проститься со своими наследниками. Библия переплетена словами прощания, на её страницах оставлены слёзы расставания.
И в самом деле создаётся впечатление, что в словаре христианства прощай слишком часто употребляемое слово. Его хорошо знают миссионеры. Те, кто посылают их, тоже его знают. Его произносит врач, уезжающий в джунгли ради работы в госпитале. То же говорит переводчик Библии, живущий вдали от дома. Те, кто кормит голодающих, учит заблудших, те, кто помогает сирым. Все они знают слова прощания.
Аэропорт. Багаж. Объятия. Хвостовые огни. «Помаши бабуле». Слёзы. Конечные
станции автобусов. Корабельные доки. «До свидания, папа». Комок в горле. Билетные
стойки. Затуманенный слезами взор. «Пиши мне».
Вопрос: Что это за Бог, заставляющий людей так страдать? Что это за Бог, дающий семью и одаривающий дружбой, а потом требующий покинуть родных и сказать друзьям «прощай»?
Ответ: Тот Бог, который знает, что самая проникновенная любовь строится не на страсти и романтическом эпизоде, а на совместной миссионерской деятельности и жертвенности.
Ответ: Тот Бог, который знает, что в этом мире мы только пилигримы, и вечность так близка, что любое «До свидания» в общем-то означает «Увидимся завтра».
Ответ: Тот Бог, который и сам так поступал.
«Жено! се, сын Твой».
Иоанн крепче обнял Марию. Иисус просил его быть ей сыном, который нужен матери, но которым он в сущности никогда не был.
Иисус взглянул на Марию. Он страдал от мук более сильных, чем гвозди и
терновый венец. Тем молчаливым взглядом они вновь стали причастны к тайне. И Он сказал «Прощай».
Крик одиночества |
Те, кто пережили то лето 1980 в Майями, имели мало поводов для веселья. Флоридская жара выжигала город днем и высушивала его ночью. Нарушения общественного порядка, грабежи и расовая напряженность грозили вконец истрепать издёрганные нервы людей. Стремительно повышалось всё: безработица, инфляция, преступность и особенно столбик термометра. В какой-то из этих дней в печати получила широкую огласку статья репортёра «Майями Герольд», от которой у всего Золотого Побережья захватило дыхание. Это была история Джудит Бакнел. Привлекательной, молодой, преуспевающей и мёртвой.
Джуди Бакнел - убийство №106 того года. Её убили 9 июля влажным душным
вечером. Возраст: 38. Вес: 49 кг. Семь ударов ножом в спину. Задушена.
Она вела дневник. Если бы не этот дневник, возможно, память о ней похоронили вместе с её телом. Но существует дневник - полная боли эпитафия одинокой жизни. На
её записях корреспондент сделал такой комментарий:
В дневнике Джуди виден её характер, слышен её голос. Характер
мечтательный, напряжённый, уставший и голос, звучащий острой тоской. Джуди Бакнел терпела неудачи в любви; в возрасте 38 лет много любовников; предложено много любви, не возвращено ни одной. (9)
В её стремлениях не было ничего необычного. Её беспокоило то, что она стареет,
толстеет, ей хотелось выйти замуж, иметь ребенка и устроить свою жизни. Она жила в престижном районе, где вы живете, если одиноки, но изображаете себя счастливыми
Джуди была образцом запутавшегося существа. Часть её жизни была сказкой,
другая половина - кошмаром. Преуспевающая на работе, она терпела поражения в любви. Её дневник насыщен такими вот откровениями:
Где мужчины с цветами, шампанским и музыкой? Где настоящее и искреннее мужчины, которые позвонят и назначат свидание?
Где эти мужчины, которые желали бы делить со мной не только постель, попойку и стол... Прежде, чем пройдет моя жизнь, я бы хотела иметь сексуальные отношения, которые были бы частью любви. (10)
У неё никогда этого не было.
Джуди не была проституткой. Она не принимала наркотики и не получала пособия.
Никогда не сидела в тюрьме, и не была изгоем общества. Она была респектабельной. Бегала трусцой. Устраивала приёмы. Носила модную одежду, а окна её квартиры выходили на залив. И она была очень одинокой. «Я вижу людей вместе, и я так завидую, что меня вот-вот вырвет. А как же я?! Как же я?!» Окружённая людьми, она жила как на острове. Имея знакомых, имела мало друзей. Имея многих любовников (за пятьдесят шесть месяцев пятьдесят девять любовников), имела очень мало любви.
«Кто полюбит Джуди Бакнел?» - написано дальше. «Я чувствую себя такой старой.
Никому ненужной, никем не любимой. Покинутой. Измученной. Мне хочется плакать и уснуть навечно» (11)
Её болезненные слова чётко сообщали о том, что, хотя её тело умерло 9июля от
ножевых ран, сердце её умерло задолго до этого.... от одиночества.
«Я одинока, - писала она, - и хочу хоть с кем-нибудь чем-нибудь поделиться». (12) Одиночество.
Это крик. Стон, вопль. Это удушье, причина которого в глубине наших душ.
Вы слышите его? Брошенный ребенок. Развод. Одинокий дом. Пустой почтовый
ящик. Длинные дни. Долгие ночи. «Роман» на одну ночь. Забытый день рождения. Молчащий телефон.
Крик одиночества. Вслушайтесь вновь; убавьте звук вашего телевизора, не обращайте внимание на шум уличного движения. Там крик. В наших городах полно
Джудит Бакнел. Вы можете услышать их крики. Вы можете услышать их в больницах среди вздохов и шаркающих ног. Вы можете услышать их в тюрьмах среди жалоб раскаяния и мольбы о милости. Вы можете услышать их, когда идете по улицам провинциальной Америки, среди неудачников и стареющих «Мисс выпускного бала». Постарайтесь услышать их в холлах наших школ, где группа богатых ребят выдавливает из своей среды ровесников победнее.
Этот стон в минорном ключе знает весь срез общества. Сверху донизу. От
неудачников до знаменитостей. От бедных до богатых. От состоящих в браке до одиноких. Джуди Бакнел не одна.
Многих ли из нас пощадил этот жестокий крик?! О, вы пару раз огорчались или скучали! Но отчаяние? Ничего подобного. Самоубийство? Конечно, нет. Одиночество! Будьте благодарны, что оно не постучалось в вашу дверь. Молитесь, чтобы этого не было. Если вам предстоит провести бой с одиночеством, я приглашаю вас продолжить чтение, если желаете. Однако, по правде сказать, я имею в виду кого-то другого.
Я пишу это тем, кто знает этот крик из первых уст. Я пишу это тем, чьи дни
отмечены разбитыми сердцами и бесконечными вечерами. Я пишу это для тех из вас, кто может встретить одинокого человека, просто взглянув в зеркало.
Для вас одиночество - сама жизнь. Бессонные ночи. Холодная постель. Неверие. Страх завтрашнего дня. Не проходящая боль
Когда это началось? При разводе? На пенсии? На кладбище? Когда дети покинули дом?