Сольфеджио, 2 класс на 07.04.2020 г.
IV четверть, 1 урок
Здравствуйте, ребята! В сложившейся ситуации нам необходимо продолжить заниматься, так как все мы заинтересованы учебный год всё-таки завершить. Очень надеюсь на вашу сознательность и ответственность. Попробуем провести урок дистанционно. Пожалуйста, не ленитесь! Вы уже кое-чему научились, и сейчас вам предоставляется возможность поработать самостоятельно. К этому листу прилагаются звуковые фрагменты, включайте их и будем петь вместе. Желаю удачи!
Елена Валерьевна Михайлова.
Тема урока: «Тональность Фа-мажор» (F-dur)
I. Найдите устойчивые ступени Фа-мажора
(I, III, V ступени), спойте их вверх и вниз.
II. Рассмотрите внимательно выписанные ступени
Фа-мажора. Посчитайте, какой ступенью является
та или иная нота. Сначала пропойте ступени в раз-
мере две четверти (четвертными длительностями),
затем усложните задачу, изменив ритм на четверть с
точкой и восьмую. Четверть с точкой будет длиться
три восьмых (на счёт «раз-и-два»), а восьмушка –
на счёт «и».
I V | III VII | I II | IVVI | V I ||
↑ ↓ ↓ ↑ ↑ ↑ ↑ ↓ ↓
(фа до ля ми фа соль си-бемоль ре до фа)
III. А) Два звена секвенции в № 81 («Ехали»), первое – в 1 и 2 тактах, второе – в 3 и 4:
Теперь отстучим ритм: а)
б) и наложим ритмические
варианты на музыку (см. аудио-2).
Б) Перед исполнением № 82 («Ветерок») нужно сделать опевание устоев:
(фа – соль – ми – фа; ля – си-бемоль – соль – ля; до – ре – си-бемоль – до).
I II VII I; III IV II III; V VI IV V.
Обратите внимание на 2 звена секвенции (5-й и 6-й такты). (см. аудио-3)
IV. В № 83 («Мастера») отыщите одну кварту (ч 4), одну сексту (б 6) и две квинты
(ч 5).
Потренируйтесь дирижировать в четырёхдольном размере 4
(четыре четверти): 4
- рука из верхней точки на счёт «раз-и» опускается до парты,
- затем на «два-и» движется к себе,
- на «три-и» – от себя,
- на «четыре-и» возвращается в верхнюю точку.
Пропойте песню.
(см. аудио-4)
V. Посмотрите в первый пункт этого урока, где есть картиночка из наглядного
пособия, которое висит в кабинете № 8 нашей музыкальной школы. Там
обозначено, сколько ключевых знаков должно быть в тональностях. В одном
кружочке выписаны сразу две тональности – одна мажорная, другая минорная.
У них есть что-то общее. Помните, что именно? – Одинаковое количество
ключевых знаков.
Тональности (одна мажорная и одна минорная) с одинаковым количеством ключевых знаков называются параллельными тональностями.
В № 84 («Зимушка хрустальная») в 5-м и 6-м тактах есть отклонение из Фа-мажора (F-dur) в параллельный Ре-минор (D-moll) с последующим возвращением в исходную тональность. Когда в музыке такое происходит, то мы не можем сказать, что она написана только в мажорном или только в минорном ладу; в этом случае считается, что мелодия звучит в переменном ладу.
Попробуйте на слух определить, где произошло отклонение в Ре-минор.
Пропойте песенку со словами. (см. аудио-5)
VI. Двухголосье.
Сначала пропойте 1-ю партию (верхний голос), затем – вторую (нижний голос). Вместе со мной (см. аудио-6) пропойте мелодию сначала от ноты «до», а второй раз – от ноты «ля».
VII. Запись в тетрадь: № 95 («Котик»»). Обратите внимания на три звена
секвенции.
Когда разучите мелодию, попробуйте одновременно с пением добавить
проигрывание на двух ступенях: на первой (тонике) и пятой (доминанте). Это
получится у всех, кроме флейтистов, поэтому они сначала пусть споют, а
потом сыграют.
Если пианисты захотят усложнить себе задачу, пусть играют не по одной
ступени, а сразу трезвучие (тоническое состоит из нот: фа, ля, до;
а доминантовое из нот: до, ми, соль). (см. аудио-7)
1 звено, 2-е, 3-е 1 звено, 2-е, 3-е
I V I V I I V I V I
VIII. Домашнее задание:
1) № 95 («Котик») петь и аккомпанировать себе:
либо на I и V ступенях, либо на двух аккордах (тоническом и доминантовом).
2) Придумать секвенцию и сыграть.
Всего доброго! До свидания.