Тема урока: «Тональность Фа-мажор» (F-dur)




Сольфеджио, 2 класс на 07.04.2020 г.

IV четверть, 1 урок

Здравствуйте, ребята! В сложившейся ситуации нам необходимо продолжить заниматься, так как все мы заинтересованы учебный год всё-таки завершить. Очень надеюсь на вашу сознательность и ответственность. Попробуем провести урок дистанционно. Пожалуйста, не ленитесь! Вы уже кое-чему научились, и сейчас вам предоставляется возможность поработать самостоятельно. К этому листу прилагаются звуковые фрагменты, включайте их и будем петь вместе. Желаю удачи!

Елена Валерьевна Михайлова.

 

Тема урока: «Тональность Фа-мажор» (F-dur)

 

I. Найдите устойчивые ступени Фа-мажора

(I, III, V ступени), спойте их вверх и вниз.

II. Рассмотрите внимательно выписанные ступени

Фа-мажора. Посчитайте, какой ступенью является

та или иная нота. Сначала пропойте ступени в раз-

мере две четверти (четвертными длительностями),

затем усложните задачу, изменив ритм на четверть с

точкой и восьмую. Четверть с точкой будет длиться

три восьмых (на счёт «раз-и-два»), а восьмушка –

на счёт «и».

 

I V | III VII | I II | IVVI | V I ||

↑ ↓ ↓ ↑ ↑ ↑ ↑ ↓ ↓

(фа до ля ми фа соль си-бемоль ре до фа)

 


III. А) Два звена секвенции в № 81 («Ехали»), первое – в 1 и 2 тактах, второе – в 3 и 4:

Теперь отстучим ритм: а)

 

б) и наложим ритмические

варианты на музыку (см. аудио-2).

 

Б) Перед исполнением № 82 («Ветерок») нужно сделать опевание устоев:

(фа – соль – ми – фа; ля – си-бемоль – соль – ля; до – ре – си-бемоль – до).

 

I II VII I; III IV II III; V VI IV V.

 

Обратите внимание на 2 звена секвенции (5-й и 6-й такты). (см. аудио-3)


 

 

IV. В № 83 («Мастера») отыщите одну кварту (ч 4), одну сексту (б 6) и две квинты

(ч 5).

Потренируйтесь дирижировать в четырёхдольном размере 4

(четыре четверти): 4

- рука из верхней точки на счёт «раз-и» опускается до парты,

- затем на «два-и» движется к себе,

- на «три-и» – от себя,

 
 

- на «четыре-и» возвращается в верхнюю точку.

 

Пропойте песню.

 


(см. аудио-4)

 

V. Посмотрите в первый пункт этого урока, где есть картиночка из наглядного

пособия, которое висит в кабинете № 8 нашей музыкальной школы. Там

обозначено, сколько ключевых знаков должно быть в тональностях. В одном

кружочке выписаны сразу две тональности – одна мажорная, другая минорная.

У них есть что-то общее. Помните, что именно? – Одинаковое количество

ключевых знаков.

Тональности (одна мажорная и одна минорная) с одинаковым количеством ключевых знаков называются параллельными тональностями.

 

В № 84 («Зимушка хрустальная») в 5-м и 6-м тактах есть отклонение из Фа-мажора (F-dur) в параллельный Ре-минор (D-moll) с последующим возвращением в исходную тональность. Когда в музыке такое происходит, то мы не можем сказать, что она написана только в мажорном или только в минорном ладу; в этом случае считается, что мелодия звучит в переменном ладу.

Попробуйте на слух определить, где произошло отклонение в Ре-минор.

Пропойте песенку со словами. (см. аудио-5)


 

VI. Двухголосье.

Сначала пропойте 1-ю партию (верхний голос), затем – вторую (нижний голос). Вместе со мной (см. аудио-6) пропойте мелодию сначала от ноты «до», а второй раз – от ноты «ля».


 

 

VII. Запись в тетрадь: № 95 («Котик»»). Обратите внимания на три звена

секвенции.

Когда разучите мелодию, попробуйте одновременно с пением добавить

проигрывание на двух ступенях: на первой (тонике) и пятой (доминанте). Это

получится у всех, кроме флейтистов, поэтому они сначала пусть споют, а

потом сыграют.

Если пианисты захотят усложнить себе задачу, пусть играют не по одной

ступени, а сразу трезвучие (тоническое состоит из нот: фа, ля, до;

а доминантовое из нот: до, ми, соль). (см. аудио-7)


1 звено, 2-е, 3-е 1 звено, 2-е, 3-е

 

I V I V I I V I V I

 

VIII. Домашнее задание:

 

1) № 95 («Котик») петь и аккомпанировать себе:

либо на I и V ступенях, либо на двух аккордах (тоническом и доминантовом).

2) Придумать секвенцию и сыграть.

 

 

Всего доброго! До свидания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: